20 ноября 1976 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма "Рокки" режиссёра Джона Эвилдсена.
Всем известно, что решающую роль в создании этого фильма сыграл Сильвестр Сталлоне. (В русскоязычном обиходе закрепилось именно такое написание и произношение фамилии этого знаменитого актёра - в итальянском стиле. Но в США эта фамилия произносится согласно правилам английского языка - Стэллоун.) Но, возможно не всем известна история создания этого фильма.
В 1967 году 21-летний Майкл Сильвестр Гарденцио Сталлоне (будем придерживаться этой версии написания фамилии) принял решение стать актёром и поступил на драматический факультет Университета Майами. После двух лет учёбы на этом факультете Майкл Сталлоне начал пытаться найти применение своим актёрским способностям в кино и на телевидении. Но кроме эпизодических ролей за несколько сотен долларов и без упоминания в титрах или ролей в порнофильмах, другой работы в кино найти не удавалось. Средства к существованию молодой Сталлоне зарабатывал, работая швейцаром, убирая клетки животных в цирке, разделывая рыбу на рынке и т.п. К весне 1975 года на банковском счете Сильвестра Сталлоне (Сильвестром он начал именоваться с 1970-го года) было "целых" 106 долларов. Он даже вынужден был продать свою любимую собаку за 50 долларов, поскольку не было средств, чтобы купить для неё корм.
В марте 1975 года в спортивном мире США произошло событие, которое, как многие считают, вдохновило Сильвестра Сталлоне на написание сценария будущего фильма "Рокки". А именно - состоялся бой между довольно средним боксёром Чаком Уэпнером и абсолютным чемпионом мира по боксу Мохаммедом Али. Чак Уэпнер сумел продержаться в этом бою целых 15 раундов и даже отправить мировую звезду профессионального бокса в нокдаун. Согласно легенде, Сталлоне, впечатлённый этим боем, за три дня написал сценарий фильма. К описанию боя, положенному в основу сценария, Сталлоне добавил несколько общеизвестных фактов из биографий знаменитых боксёров, в частности, Рокки Марчиано, Джо Фрейзера, Рокки Грациано. Даже над именем главного героя особо задумываться не пришлось, поскольку из 4-х прототипов двое носили имя "Рокки".
Возможно, что первоначальный вариант сценария, который Сталлоне показал своим знакомым продюсерам Ирвину Винклеру и Роберту Чартоффу, действительно, он написал за три дня. Но известно, что после этого он девять раз переписывал этот сценарий, следуя корректировкам продюсеров. Наконец, сценарий был доработан до уровня, удовлетворяющего продюсеров. Более того, они предложили Сильвестру Сталлоне 350 000 долларов (эквивалент нынешних 1,8 миллиона долларов) за продажу права на экранизацию. Вот он - звёздный час в судьбе нищенствующего актёра! Получив гонорар, Сталлоне первым делом выкупил назад свою собаку. Она потом снималась в фильме.
Но Сталлоне сумел не только продать сценарий по беспрецедентной цене. Он сумел ещё забить в договор купли-продажи важное для себя условие. А именно: он поставил условием продажи прав на сценарий предоставление ему главной роли в фильме. Условие Сталлоне немного обескуражило Винклера и Чартоффа. Дело в том, что параллельно они вели переговоры с кинокомпанией United Artists, которая уже предусмотрела бюджет фильма в размере 2 миллионов долларов. Но только при условии, что в главной роли будет сниматься кто-то из признанных на тот момент звёзд. Например, Роберт Редфорд, Райан О'Нил, Берт Рейнольдс или Джеймс Каан.
В конечном итоге, между кинокомпанией, продюсерами и Слаем (прозвище Сильвестра Сталлоне) был достигнут компромисс: в главной роли будет сниматься Сталлоне, его гонорар составит 23 тысячи долларов (эквивалент нынешних 110 тысяч долларов), на производство картины кинокомпания выделит только один миллион долларов вместо запланированных двух, все дополнительные расходы сверх миллиона будут покрываться продюсерами за свой счёт. Такие, довольно жёсткие, финансовые условия обусловили, во-первых, назначение режиссёром картины не то, чтобы неопытного, но малоизвестного Джона Эвилдсена, а во-вторых, сжатые сроки проведения съемок. Фильм был снят всего за 28 дней.
Несмотря на все меры экономии, уложиться в отведённый бюджет не удалось. Расходы превысили запланированный бюджет на 100 тысяч долларов. Чтобы покрыть это превышение бюджета, продюсерам пришлось заложить свои дома. Но, видимо, Винклер и Чартофф обладали первоклассным предпринимательским чутьём и знали, на что шли. Кассовые сборы фильма "Рокки" составили 225 миллионов долларов (эквивалент нынешних 1,08 миллиарда долларов) и более, чем в 200 раз превысили расходы на его создание. Естественно, что полученные доходы с лихвой компенсировали продюсерам и беспрецедентно высокую цену за сценарий, и все остальные понесённые затраты.
Чак Уэпнер, услышав о колоссальных кассовых сборах фильма, "узнал" себя в главном герое картины и заявил свои права на соавторство сценария. Дело едва не дошло до судебного разбирательства, но Сталлоне выплатил боксёру некоторую, по-видимому, весьма крупную, сумму, и тот снял свои требования. И ещё одно любопытное последствие грандиозного успеха у зрителей картины "Рокки". Как известно, герой Сталлоне в фильме "Рокки" выступает под спортивным псевдонимом "Итальянский жеребец". После выхода "Рокки" на экраны порнофильм 1970-го года, в котором Сталлоне играл главную роль и который в момент создания назывался "Вечеринка у Китти и Стада", стал называться "Итальянский жеребец".
Фильм Джона Эвилдсена "Рокки" имел не только колоссальный финансовый успех, но и серьёзные фестивальные достижения. В начале 1977 года фильм получил 6 номинаций на премию Золотой Глобус. "Рокки" победил в одной из них, но в самой важной - Лучший драматический фильм. В другой важнейшей номинации - Лучший режиссёр драматического фильма - Джон Эвилдсен уступил
Сидни Люмету, режиссёру картины "
Телесеть". Чуть позже "Рокки" получил 10 номинаций на премию Оскар, из которых выиграл три, в том числе две важнейшие: Лучший фильм и Лучший режиссёр.
Фильм "Рокки" отметился также на кинофорумах за пределами США. Японская киноакадемия присудила ему свою премию в номинации Лучший иностранный фильм, при этом отдав ему предпочтение перед фильмами Сидни Люмета "Телесеть" и Луи Маля "Затухающий огонёк". А вот британские киноакадемики, номинировавшие "Рокки" в пяти категориях, ни одной своей премии БАФТА фильму не дали. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - Британская киноакадемия признала первенство фильма "
Энни Холл" и, соответственно, его режиссёра
Вуди Аллена.
Оценки фильма "Рокки" профессиональными кинокритиками характеризуются весьма широким разбросом. Так, кинообозреватель The New York Times Винсент Канби весьма жёстко "
прошёлся" по фильму в целом и его главному "создателю", в частности. "Сценарий «Рокки» - чистейшее клише с голливудских фильмов 1930-х годов, но в этом не было бы ничего плохого, если бы фильм был снят хоть с каким-то энтузиазмом... На протяжении всего фильма нас просят поверить в то, что его Рокки сострадателен, интересен и даже героичен, хотя персонаж, который мы видим, просто неубедительный актер, имитирующий кретина."
Диаметрально противоположную
оценку делает российский кинокритик Евгений Нефёдов: "феномен Сильвестра Сталлоне для успеха «Рокки» переоценить сложно. И спустя время поражает удивительная органичность существования актёра на экране."
Джеймс Берардинелли поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных и в своей
рецензии так обосновал свою оценку: "Хотя фильм содержит реалистичные элементы и разворачивается на правдоподобной арене, по сути, это сказка о неудачливом боксере, который получает шанс на драку всей жизни и одновременно завоевывает девушку. Безусловно, не Рокки изобрел все клише из спортивных фильмов - они были в ходу задолго до середины 70-х, - но он применил их таким образом, что они смогли увлечь публику и не показались чрезмерными. С 1976 года почти каждый фильм, показывающий большое спортивное возвращение и триумф, вдохновлялся и / или сравнивался с Рокки, независимо от того, касался ли он бокса или нет."
Но самую высокую оценку фильму Джона Эвилдсена "Рокки" дал гуру американской кинокритики Роджер Эберт. Он поставил фильму максимальные 4 звезды (правда, не включил его в свой список "Великих фильмов"), а в
рецензии на картину отметил: "почему "Рокки" - такой чрезвычайно увлекательный фильм. Его история о бойце панк-клуба из закоулков Филадельфии, который пробился на чемпионат мира, рассказывалась уже сто раз. Описание этого звучало бы как клише от начала до конца. Но "Рокки" - это не про историю, это - про героя. И в нем с величайшей уверенностью царит настоящая звезда."
О высокой оценке фильма "Рокки" кинозрителями 70-х годов прошлого века ярко свидетельствуют финансовые показатели картины. О его оценке современными кинозрителями говорят следующие цифры: 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Джона Эвилдсена "Рокки" по
версии FilmGourmand'а составил 9,076, благодаря чему он занял 147-е место в
Золотой Тысяче.