Годовщина фильма об интеллектуальной проституции

Nov 15, 2021 20:43


14 ноября 1976 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Сидни Люмета "Телесеть".





До сего дня критики не сошлись во мнении относительно жанровой принадлежности этого фильма. Многие полагали, и не без оснований, что Сидни Люмет и автор сценария картины Пэдди Чайефски создали фильм, основываясь на реальном происшествии, имевшем место на местном телевидении городка Сарасота, штат Флорида, за 2 года до выхода фильма "Телесеть" на экраны. Тогда тележурналистка Кристин Чаббак в прямом эфире приставила пистолет к виску и разнесла свой череп на глазах телезрителей. Однако, авторы картины категорически отрицали связь сюжета "Телесети" с этим самоубийством, утверждая, что до начала работы над сценарием понятия не имели об этом инциденте.



Другие американские кинокритики, и таких большинство, характеризуют фильм как сатиру, различаясь только эпитетами, прилагаемыми к этому определению: "возмутительная сатира" (Леонард Малтин), "мессианский фарс" (Полин Кель) и т.п. А один из наиболее авторитетных критиков, Джеймс Берардинелли, свою рецензию на этот фильм начал таким абзацем:

"В кино, по сути, есть три типа сатиры: 1) бессмысленная, глупая, подчеркивающая шутки в ущерб всему остальному; 2) слегка комический подход, который мягко высмеивает проблемы, развивая сюжет и персонажей; и, наконец, 3) злобная, безжалостная атака, в которой используется юмор виселицы, чтобы вызвать смех. Индустрия телевизионных новостей хорошо представлена на экране в каждой из последних двух категорий. ... "Телесеть" режиссёра Сидни Люмета, идет намного дальше. Это чёрная, мрачная комедия, которая безжалостно насаживает новостную индустрию на кол, а затем поджаривает ее заживо."



Впрочем, российский кинокритик Михаил Брашинский высказывает прямо противоположное мнение о фильме Люмета:

"А кино довольно беззубое. Во всяком случае, глядя отсюда, 25 лет спустя. Антиутопия - вообще продукт скоропортящийся, а уж когда все сбылось в десятикратном размере, робкие прозрения Люмета про коррумпированную власть СМИ кажутся совсем очевидными. Телевидение - промывка мозгов. Бизнес не может ужиться с моралью. Волга впадает в Каспийское море. Зато есть другой сюжет. Когда Бил брякнул-таки с экрана лишнее, его решили убрать и сделать это по законам шоу-бизнеса. Ровно два месяца спустя после премьеры исполнитель роли Била шестидесятилетний Питер Финч скоропостижно скончался во время рекламной кампании фильма. Все-таки они не знали, с чем связываются."



Другой российский кинокритик, Евгений Нефёдов, в своей рецензии утверждает, что

"сценарист Пэдди Чаефски и режиссёр, оба работавшие (более того, прошедшие отличную школу) на телевидении в период так называемой золотой эры, в один голос уверяли, что их произведение - не сатира, но бесстрастное отражение самой жизни." И развивает этот тезис создателей фильма: "По мере развития событий язвительная интонация обретает трагические обертона... Дело не только в том, что и лучшие - принципиальные и дальновидные - люди на ТВ зарабатывают на существование интеллектуальной проституцией...Но профессионалы старой закалки, находили в себе силы не переступать последнюю грань - не потакать самым невзыскательным и низменным вкусам аудитории, сохранять видимость приличия и объективности и хотя бы декларировать примат в сфере массовых коммуникаций высоких идей над коммерческой составляющей."



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт, посвятивший фильму две рецензии, в 1976 и 2000 годах, в обеих оценивший фильм максимальными 4-мя звёздами, включивший фильм в список "Великих фильмов", как бы обобщил разные, подчас противоположные отзывы на фильм:

"Телесеть" "есть в высшей степени хорошо сыгранный, интеллектуальный фильм, который охватывает слишком много тем, атакует не только телевидение, но и большинство других бед 1970-х. Нам предлагается и посмеяться, и расстрогаться, и  рассердиться на такой длинный список тем: сексизм и эйджизм, революционные грабежи, аномия высшего среднего класса, капиталистическая эксплуатация, рейтинги телепередач и экстрасенсы, и это вечное одиночество, проистекающее из некоммуникабельности."



В некоторой степени ответ на вопрос, чем же является фильм Сидни Люмета, сатирой, провидением, антиутопией или ещё чем-то, получил эмпирическим путём известный деятель американского кино Джордж Клуни. В 2005 году к 30-летию картины он задумал осуществить её телеадаптацию. С этой целью он показал фильм группе подростков и молодых людей, чтобы определить их реакцию на него. К своему большому удивлению он обнаружил, что никто из молодых людей не признал фильм сатирой. Молодые люди единогласно пришли к убеждению и убедили самого Клуни в том, что всё, что было изображено в фильме, либо произошло в действительности, либо вполне могло произойти.



Во всех рецензиях на фильм в качестве его безусловного достоинства отмечается блестящая работа замечательного актёрского ансамбля и, в первую очередь, исполнителей главных ролей - Питера Финча и Фэй Данауэй. Оба были удостоены большого количества различных наград. И если этот "золотой дождь", пролившийся на Питера Финча, в какой-то степени можно объяснить его скоропостижной смертью буквально через 2 месяца после завершения съемок, то награды Фэй Данауэй обусловлены исключительно её талантливой актёрской игрой, без каких-либо привходящих моментов.



А между тем, Фэй Данауэй могла и не получить роль в этом фильме. Дело в том, что изначально Сидни Люмет видел в роли Дайаны Кристенсен другую актрису - Ванессу Редгрейв. Но против Редгрейв категорически выступил автор сценария Пэдди Чайефски. Причиной явилось то, что Редгрейв была горячей сторонницей Организации Освобождения Палестины. И если еврею Люмету это было абсолютно "по барабану", то для еврея Чайефски это было абсолютно неприемлемо. С героем Второй Мировой Войны, награждённым за подвиги, совершенные в боях против гитлеровцев на фронтах Европы, медалью "Пурпурное сердце", к тому же двукратным оскароносцем, никто спорить не стал.



Через 2 месяца после премьеры фильм получил 5 номинаций на премию Золотой Глобус и победил в 4-х из них: Лучшая режиссура, Лучший сценарий, Лучший актёр и Лучшая актриса. Чуть позже фильм получил 10 номинаций на премию Оскар и снова победил в 4-х: в трёх актерских номинациях и за Лучший сценарий. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - Американская киноакадемия отдала предпочтение фильму " Рокки" и его режиссёру Джону Г. Эвилдсену.



Годом позже фильм получил 9 номинаций на британскую премию БАФТА, но выиграл только одну из них - за Лучшую мужскую роль (Питер Финч). В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - Британская киноакадемия отдала предпочтение фильму " Энни Холл" и его режиссёру Вуди Аллену. В том же 1978 году фильм Сидни Люмета был номинирован Японской киноакадемией как Лучший иностранный фильм. Но японские киноакадемики, как и американские, отдали предпочтение фильму "Рокки".



В прокате фильм Сидни Люмета "Телесеть" показал очень высокие результаты: при бюджете в 3,8 миллиона долларов фильм собрал почти 24 миллиона долларов. И это несмотря на свой остропублицистический характер и серьёзные возрастные ограничения. В советских кинотеатрах фильм не демонстрировался, по крайней мере, до начала перестройки.



Современные кинозрители оценили фильм "Телесеть" нисколько не меньше, чем зрители 70-х годов прошлого века. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Сидни Люмета "Телесеть" по версии FilmGourmand'а составил 8,559, благодаря чему он занял 295-е место в Золотой Тысяче.



классика американского кино, американское кино, масс-медиа, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up