образовательное

Nov 10, 2024 00:26

Пришло в голову вроде бы очевидное: а была/есть ли другая страна с такой системой высшего образования, как в СССР -- когда каждый, мнэ-э, отраслевой холдинг (сиречь министерство) практически в момент создания заводил себе свою собственную академию (сиречь институт) -- и впоследствии только ее выпускников считал за людей? Авиация -- свой МАИ, ( Read more... )

Leave a comment

Comments 19

ab_uno_disce November 10 2024, 02:42:38 UTC
Это разве не прямое развитие французской системы с ихними "великими школами"? :-)

Reply


atil November 10 2024, 04:23:03 UTC
Немного в сторону: а как бы оно могло быть иначе? Когда десятку отраслей "взрывной" индустриализации нужны дивизии инженеров и прочих спецов, нужны "вчера", нужны внезапно. А кругом гуляют дивизии же неграмотной, но голодной до знаний молодежи - просто бери и учи-натаскивай... И что? Ждать, что эти толпы обучат какие-то "академики"? Никогда не державшие в руках отвертки? А секретность с первого курса? А профильно-секретная военная кафедра?

Был бы органический рост - да, были технические университеты аля МИТ. А в чрезвычайке - наоборот, отраслевики захватили то, что было (МВТУ), но этого хватило на пол-укуса, а дальше пришлось делать все новые и новые.

Справедливости ради, отраслевые институты очень быстро выросли в монстров. И когда после войны стали возникать новые важные министерства, вроде МОМа, они уже не стали учерждать новые институты, а присосались к уже имеющимся. Кои стали уже межотраслевыми и выросли еще больше.

Reply

filin November 10 2024, 07:34:20 UTC
Ага.

Reply

omega_hyperon November 10 2024, 11:14:56 UTC
Был бы органический рост - да, были технические университеты аля МИТ.

А что хорошего в MIT? Или вас еще и фантомные боли от отсутствия в МГУ факультета теологии мучают? Да и вообще, что в принципе хорошего в американской системе образования?

Reply

atil November 10 2024, 17:48:24 UTC
А фиг его знает. Я там не учился и даже не бывал, не меня спрашивать. По разговорам с выпускниками - мне, наверное, там больше понравилось, чем в МАИ. В чем-то. В чем-то, может, нет, но в разговорах минусов замечено не было.

Да и кому бы понравилось в "Форде" меньше, чем в "Запорожце"? Класс заведения, самостоятельность выборов, класс задач, решаемых студентами - разница примерно такая и есть. Когда мы на лабораторных работах возимся с изделиями начала 60-х годов, и с трофейными измерительными приборами с немецкими штампами на корпусах... а в МИТе они сначала разрабатывают, потом делают, потом испытывают свой оригинальный ракетный двигатель.

Это на персональном уровне. А на национальном? Ну, свою промышленность они снабжают спецами, вроде как квантум сатис. Маску и Безосу вроде как не понадобилось делать свои университеты из-за нехватки спецов под свои новые технологические и бизнес-процессы. Хватило того, что было на рынке труда. Разве "настоящих сварщиков" пришлось искать резко и сразу и внезапно. Но нашел же!

Reply


wingover November 10 2024, 08:04:02 UTC
Нам, бауманцам, все эти мелкие различия пофигу

Reply

filin November 10 2024, 16:19:38 UTC
:-)

Reply


misha_makferson November 10 2024, 08:39:04 UTC
В СССР каждое министерство заводило себе все. Даже свинарники и теплицы. Я помню как реформировали МПС и какое там было обширное хозяйство. Не только институты инженеров железнодорожного транспорта, но и школы (они были как бы в общей системе, но МПС над ними шефствовало), детские сады, санатории, больницы, торговая сеть (ОРС) и так далее. Государство в государстве. Линейные отделы МВД они подчинялись МВД естественно, но МПС тоже какие то деньги давало. А тот кто дает деньги может высказывать пожелания от которых трудно отказаться.

Reply

filin November 10 2024, 16:24:15 UTC
Ну дык строить-то более-менее всё начинали более-менее на пустом месте - если ты не будешь решать бытовые проблемы своих подчиненных, то кроме тебя это делать физически некому :-)

Впоследствии могли бы и перейти на менее радикальный подход - но не сложилось.

Reply

omega_hyperon November 10 2024, 16:28:11 UTC
Впоследствии могли бы и перейти на менее радикальный подход - но не сложилось.

Так потом всех накрыла любовь к децентрализации, причем до уровня, что на международных конференциях американцы от этого у наших докладчиков обалдевали.

Reply


ivanov_petrov November 10 2024, 09:00:52 UTC
Это вопрос о появлении институтов. Дальше можно гуглить.
Университет - единственное самовоспроизводящееся заведение. Институт - способ снять сливки, быстро создать массу специалистов для решения какого-то вопроса. Откуда брать сливки? Конечно, из резерва, сделанного университетом. Но институт не готовит для себя кадры, это может делать только университет.
Так было, пока эти слова вообще имели значение.

Reply

omega_hyperon November 10 2024, 16:29:22 UTC
Так было, пока эти слова вообще имели значение.

И к какому историческому периоду вы это относите?

Reply

ivanov_petrov November 10 2024, 17:08:18 UTC
до трети ХХ века это так работало. Потом - много нюансов. В разных странах очень по-разному складывались судьбы университетов.

Если говорить чисто технически, университет дает широкую подготовку (не специальную, как институты) и в нем есть аспирантура. Поэтому учебные заведения данного типа могут выпускать тех, кто учит в организациях высшего образования, проще говоря - преподает в тех же университетах. Потому - самовоспроизводство. В институтах могут готовить специалистов по профилю, но сами они давать учителей высшей школы не могут.
Такие рассуждения годятся, пока университетское образование само не специализировано - а это и есть тренд последнего полувека. Меньше лишнего, мол, и быстрее профессию. Так что университеты перестают соответствовать тому, зачем они нужны, становятся просто престижным соединением нескольких институтов.

Reply

atil November 10 2024, 17:53:14 UTC
Ну да. Работало, пока институтам не понадобилось уже следующее поколение преподавателей. Или просто больше преподавателей под расширение. И пришлось готовить самим. В своей же аспирантуре.

Reply


Leave a comment

Up