Пришло в голову вроде бы очевидное: а была/есть ли другая страна с такой системой высшего образования, как в СССР -- когда каждый, мнэ-э, отраслевой холдинг (сиречь министерство) практически в момент создания заводил себе свою собственную академию (сиречь институт) -- и впоследствии только ее выпускников считал за людей? Авиация -- свой МАИ,
(
Read more... )
Comments 19
Reply
Был бы органический рост - да, были технические университеты аля МИТ. А в чрезвычайке - наоборот, отраслевики захватили то, что было (МВТУ), но этого хватило на пол-укуса, а дальше пришлось делать все новые и новые.
Справедливости ради, отраслевые институты очень быстро выросли в монстров. И когда после войны стали возникать новые важные министерства, вроде МОМа, они уже не стали учерждать новые институты, а присосались к уже имеющимся. Кои стали уже межотраслевыми и выросли еще больше.
Reply
Reply
А что хорошего в MIT? Или вас еще и фантомные боли от отсутствия в МГУ факультета теологии мучают? Да и вообще, что в принципе хорошего в американской системе образования?
Reply
Да и кому бы понравилось в "Форде" меньше, чем в "Запорожце"? Класс заведения, самостоятельность выборов, класс задач, решаемых студентами - разница примерно такая и есть. Когда мы на лабораторных работах возимся с изделиями начала 60-х годов, и с трофейными измерительными приборами с немецкими штампами на корпусах... а в МИТе они сначала разрабатывают, потом делают, потом испытывают свой оригинальный ракетный двигатель.
Это на персональном уровне. А на национальном? Ну, свою промышленность они снабжают спецами, вроде как квантум сатис. Маску и Безосу вроде как не понадобилось делать свои университеты из-за нехватки спецов под свои новые технологические и бизнес-процессы. Хватило того, что было на рынке труда. Разве "настоящих сварщиков" пришлось искать резко и сразу и внезапно. Но нашел же!
Reply
Reply
Reply
Reply
Впоследствии могли бы и перейти на менее радикальный подход - но не сложилось.
Reply
Так потом всех накрыла любовь к децентрализации, причем до уровня, что на международных конференциях американцы от этого у наших докладчиков обалдевали.
Reply
Университет - единственное самовоспроизводящееся заведение. Институт - способ снять сливки, быстро создать массу специалистов для решения какого-то вопроса. Откуда брать сливки? Конечно, из резерва, сделанного университетом. Но институт не готовит для себя кадры, это может делать только университет.
Так было, пока эти слова вообще имели значение.
Reply
И к какому историческому периоду вы это относите?
Reply
Если говорить чисто технически, университет дает широкую подготовку (не специальную, как институты) и в нем есть аспирантура. Поэтому учебные заведения данного типа могут выпускать тех, кто учит в организациях высшего образования, проще говоря - преподает в тех же университетах. Потому - самовоспроизводство. В институтах могут готовить специалистов по профилю, но сами они давать учителей высшей школы не могут.
Такие рассуждения годятся, пока университетское образование само не специализировано - а это и есть тренд последнего полувека. Меньше лишнего, мол, и быстрее профессию. Так что университеты перестают соответствовать тому, зачем они нужны, становятся просто престижным соединением нескольких институтов.
Reply
Reply
Leave a comment