Подвижники в миру...Чудесные и поучительные случаи

May 04, 2016 12:00

Продолжаю публикации из книги "Подвижники - миряне", её автор - афонский иеромонах, ближайший сподвижник Старца Паисия Святогорца.

Чудесные и поучительные случаи

Чудесное спасение Евангелия[1]



(Керкира с воздуха. Справа колокольня храма свт. Спиридона, слева колокольня кафедрального собора)

Давным - давно на острове Керкира в селении Ано Перифиа жила благочестивая замужняя женщина, которая воспитывала нескольких детей. Она была грамотной и очень любила читать Евангелие. Выкроив немного времени посреди своих многочисленных забот, она всегда принималась изучать Священное Писание.

Однажды женщина, по своему обыкновению, взяла свою любимую Книгу и, уединившись неподалёку от родного селения, в тишине целиком посвятила себя чтению.

Внезапно, откуда ни возьмись, появились пираты. Убежать она уже не смогла, но успела спрятать Евангелие в корнях росшего там пышного куста, чтобы избежать поругания Святой Книги нечестивыми агарянами. Женщину пираты увели в рабство.

Много лет она провела в неволе. Когда ей удалось бежать и наконец добраться до дома, она была уже в преклонном возрасте. Её никто не узнал. Тогда она назвала своё имя, рассказала, кто её муж и как звали её детей.

Она поведала односельчанам свою историю. Вместе они пошли на место, где её похитили пираты. В корнях кустарника, который за прошедшие годы сильно разросся, они нашли Святое Евангелие. Растроганная женщина с благоговением взяла его в руки. Книга сохранилась в хорошем состоянии, несмотря на то, что в тех местах проливные дожди всегда были обычным явлением. Лишь с одной стороны она немного подгорела с краю.

Тогда пастухи рассказали, что в этом месте они каждый год весной поджигали кустарники, чтобы те не мешали расти траве, которой они кормят своих овец. Но огонь всегда, дойдя до куста, под которым было спрятано Евангелие, необъяснимо угасал.

По свидетельству иеромонаха Евдокима, который много лет был игуменом находившейся неподалёку обители Пантократора, это Евангелие передали в кафедральный собор Керкиры.

Исцеление глухонемой турчанки

Это случилось в годы турецкого владычества. Настоятелем приходского храма в селении Авра Каламбакского района был отец Панагиотис Параскевас. Мало сведений сохранилось об этом благочестивом священнике. Но из его записей мы узнаём, что он был рукоположен во диаконы в деревне Диалиси, а в иереи - в селении Кастраки. Затем он был настоятелем приходского храма в селении Авра в период с 1861 по 1886 годы. Его жена умерла во время родов, так что он жил как монах.

Батюшка очень ответственно относился к своим обязанностям. Службы он совершал с большим благоговением и вниманием.

Народная традиция сохранила упоминание о двух событиях, связанных с деятельностью отца Панагиота. На его пожертвования в 1869 году был расписан монастырский храм в честь Святителя Николая (об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на стене храма).

Другое событие свидетельствует о праведности и благодатных дарах священника. Речь идёт об исцелении глухонемой дочери последнего правителя Авры албанско-турецкого происхождения Нтаилиан-Аги. Он с дочерью посетил многих врачей, но без желаемого результата. В конце концов ага[2] обратился к служителю Истинного Триединого Бога отцу Панагиоту. Священник наложил на себя пост, помолился, перекрестил больную девочку и прочитал над ней молитву. Глухонемая чудесным образом заговорила и обрела слух. В благодарность ага пожертвовал Церкви восемьдесят стремм[3] плодородных полей, которые принадлежат ей и поныне, а также участок рядом с центральной площадью селения, где позднее был воздвигнут храм в честь святителя Афанасия Великого. После чудесного события Нтаилиан-Ага с большим уважением относился к православной вере.

Святой Прокопий посадил его на свою лошадь

Антоний Коскинас из деревни Курумадес на острове Керкира был маленьким мальчиком, когда родители отправили его на мельницу в селении Варипотадес перемолоть мешок кукурузы. Дело было зимой, и, кроме того, путь между двумя деревнями был весьма далёким. Мальчик пешком отправился в путь и задержался на мельнице до глубоких сумерек, так как всё время уступал свою очередь другим крестьянам.

Мать стала волноваться за сына, взяла фонарь и отправилась его искать. Она боялась, что ночью на него могли напасть шакалы, скрывавшиеся на дне оврагов и не раз пугавшие беззащитных путников.

Взойдя на пригорок, мать из последних сил крикнула: «Антонис![4]» - «Я здесь!» - голос мальчика донёсся с противоположной горы. Мать перепугалась не на шутку: сыну, чтобы прийти к ней, необходимо было спуститься в глубокий овраг. А от кого он мог бы ожидать помощи в темноте?

Внезапно она увидела Антония рядом с собой.

- Сынок, ты здесь? Как же ты в один миг добрался сюда?

- Мама, я не сам пришёл. Меня домчал всадник, лошадь которого сияла. Он увидел, как я плачу, и пожалел меня.

- Откуда ж он был? И почему я не слышала топот копыт его лошади?

- Он сказал мне, что его зовут Прокопий и он из Псорари. Но лошадь его летела, не касаясь земли.

Мать поняла, что произошло чудо и совершил его святой Прокопий. На следующий день они вместе с сыном пошли в соседнее селение Псорари (ныне Святой Прокопий). Едва они вошли в храм Святого и мальчик увидел его икону, он тотчас воскликнул: «Мамочка, это он! Он меня спас!»

С тех пор Антоний всецело посвятил себя Богу. Его отличали большое благоговение и любовь к подвижнической жизни. Обладал он и многими другими добродетелями.

В 1839 году по просьбе жителей селения Агиос Иоаннис он стал настоятелем их приходской церкви. Антоний принял постриг с именем Анфим и был рукоположен в иеромонахи. Он хорошо знал Священное Писание и Предание, а также византийское пение[5], любил аскезу и был очень милостивым. Все почитали его за Святого.

После блаженной кончины его почитание в народе сохранилось. В 1960-е годы пономарь, ночью зажигавший лампады в церкви, неоднократно видел необъяснимый сверхъестественный свет, освещавший ту часть храма, где покоятся мощи иеромонаха Анфима.

Прозорливая женщина

Святогорский старец Харалампий Капсалиотис[6] в подтверждение своей мысли о добродетельности некоторых мирян рассказал следующее: «Некогда я был знаком с одним монахом из Иверского монастыря. Отец Герасим [7] был родом из малоазийского Айвали. Его мать - женщина святой жизни, обладала даром прозорливости. Она говорила сыну: «Чадо моё, не греши, живи со страхом Божиим. Когда ты вырастешь, будешь монахом на Афоне, в монастыре Вратарницы [8]». Когда она кадила иконы, держала в руках раскалённые угли, которые не причиняли ей никакого вреда».



(Святогорский старец Харлампий Капсалиотис (+5 февраля 18 февраля 1998))

Отказ от работы в дни церковных праздников

В прежние времена христиане очень почитали воскресенья и праздники. Отказ от работы в эти дни не был чем-то формальным, люди руководствовались страхом Божиим.

В одной эмигрантской песне поётся, что люди потеряли свою Родину, так как не хранили воскресные и праздничные дни:

Должно было с нами это случиться -
Не почитали мы церковные дни,
Брошенными остались могилы отцов.
Ах, Господи, помилуй нас и прости!

Работы прекращались к началу субботней Вечерни или предпраздничной всенощной службы. Едва звонил колокол, женщины оставляли вязание и рукоделие, они даже не заканчивали ряда петель. Крестьяне, услышав колокол, распрягали волов и возвращались в деревню. Работа в праздничный день считалась позором и вызывала общественное осуждение.

Люди предпочитали лишиться урожая, нежели согрешить перед Богом и нарушить его заповедь. Соблюдение воскресных и праздничных дней они считали одной из основных своих обязанностей наряду с постом, молитвой, милостыней, исповедью и причащением Святых Тайн.

На одном из подворий Метеорских монастырей в годы турецкого владычества в воскресный день рабочие посадили пшеницу. Игумен, узнав об этом, сказал, что она проклята, так как была посажена в воскресенье, в то самое время, когда совершалась Божественная литургия. Когда пришло время сбора урожая, игумен поджёг пшеничное поле. Сгорела только часть, посаженная в воскресенье, остальная пшеница осталась нетронутой. Огонь погас сам собой.

Рассказывает Георгия, жительница города Неохори, Месолонги:

«Святая Екатерина - покровительница нашей семьи. В день, когда празднуется её память, мы обычно не работаем. Но однажды у нас кончился хлеб, и на рассвете в день праздника мы решили его приготовить. Поставили тесто и в ожидании, пока оно поднимется, стали растапливать печку. Я пошла посмотреть на тесто и увидела, что оно кишит большими червями. Так вразумила нас Святая. Впредь в её праздник мы больше не работаем».

Кроме отказа от работы в дни, установленные нашей Церковью, всяческого уважения и внимания достойно почитание, которое наши матери оказывали средам и пятницам - дням, когда был предан и распят Господь. Особое отношение к ним мы находим и в житиях многих Святых подвижников. Например, святой Авксентий каждую пятницу проводил в бдении, чтобы почтить крестное страдание Спасителя.

В среду и пятницу запрет на работу, конечно, предусмотрен не был. Люди работали в полях, но старались не стирать, не шить, не мыться и не замешивать тесто. Если хлеб кончался, брали в долг у соседей.

Рассказывает Варвара Дзика из деревни Авра Каламбакского района:

«Во времена детства её матери, около 1900-го года, одна женщина решила испечь хлеб в пятницу. Когда она достала его из печи, он был весь красный, словно пропитан кровью. В этих местах люди до сих пор почитают среду и пятницу как дни крестного страдания нашего Господа и Спасителя[9]».

___________________
Примечания:
[1] - Свидетельство дедушки Фрасивула из деревни Ано Перифиа (в восточной части острова Керкира), записанное старцем Евфросином Святогорцем.
[2] - Ага - титул в Османской империи.
[3] - Стремма - мера площади, равная 1000 кв. м.
[4] - Антонис - Антон, Антоний (греч.).
[5] - Древняя традиция церковного пения, в наибольшей степени соответствующая святоотеческому Преданию.
[6] - Капсалиотис - житель Капсалы. Капсала - место на Афоне.
[7] - В миру Василий Купаракис. Родился в 1881 году в Малой Азии. В 1912 году стал монахом в афонском Иверском монастыре. К сожалению, имя его матери не известно.
[8] - Вратарница (Портаитисса) - Иверская икона Божией Матери.
[9] - Много подобных случаев описано в житии равноапостольного Космы Этолийского. «Куда ни приходил Святой, он везде учил христиан не устраивать торгов по воскресным дням, но ходить в церковь на святую службу. Тех же, кто не слушался Святого, Бог вразумлял различными наказаниями. Так, в местечке, называемом Халкида, в часе езды от города Арта, один купец осмелился торговать в воскресный день - у него отнялась рука. Когда же он пришёл к святому Косме и испросил у него прощения за свой грех, то через несколько дней совершенно исцелился. Подобным образом в Парге один ремесленник захотел в воскресенье продать свою работу - и его рука была парализована. Но, исповедав свой грех Святому и выслушав от него наставление, он вместе с прощением получил и исцеление. В Ксиромере одна женщина поставила тесто в воскресенье, но, когда вынула хлеб из печи, он был красным, словно замешенным на крови. В ужасе она поспешила припасть к ногам святого Космы, который даровал ей прощение. Во многих других местах у тех, кто не чтил воскресного дня, происходили неприятности: кто-то заболевал, у кого-то околевал бык, у кого-то осёл…» (Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007. С. 51-53).

Продолжение следует...

Праведники, Греция, Православие

Previous post Next post
Up