21 апреля (04 мая) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

May 04, 2016 08:01

Продолжение…

Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся



В среду Светлой Седмицы совершается память всех святых, подвизавшихся на Богошественной горе Синай. В этот день поминаются святой пророк Моисей, получивший на Синае скрижали Завета, и его брат пророк и первосвященник Аарон, основатель монастыря св. Екатерины на Синае, святой Император Иустиниан, преподобные отцы, подвизавшиеся в обителях горы Божественного Откровения, в числе которых духовные писатели св. Иоанн, писатель "Лествицы", св. Нил Синайский, св. Григорий Синаит, великие подвижники св. Акакий, св. Иосиф Раифский, святители, начинавшие свои иноческие подвиги на Синае, как Антиохийский патриарх Анастасий, и многие мученики, пострадавшие от язычников и мусульман.

Аарон, 1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Адам Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Акакий Синайский, прп. ("Лествица" 4, 110): †1-я пол. VI; Ил. 7; Н. 29 || Всех прп.
Александр Синайский, прп.: †?; Ап. 21
Анастасий I Синаит, Антиохийский, патриарх: †599; Ап. 20
Анастасий Синайский, игумен: †695; Ап. 20
Андрей Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Вениамин Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Галактион Емесский (Финикийский), мч.: †253; Н. 5
Геласий Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Георгий Арселаит, Синайский, игумен, брат прп. Иоанна Лествичника: †нач. VII; Мр. 10
Георгий Синаит, игумен: †VI; Мр. 11
Григорий Синаит, прп.: †1310 (1346); Ав. 8 || Афон.
Домн Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Дула Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Евсевий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Екатерина Александрийская, дева, вмц.: †305-313; 24 Н.
Елена равноапостольная, Константинопольская, царица, мать св. Константина Великого: †326-330; Мр. 6; М. 21
Елисей пророк, ученик и преемник прор. Илии: †IХ в. до Р. Х.; Ин. 14
Епистимия (Епистима) Емесская (Финикийская), мц., супруга мч. Галактиона Емесского: †253; Н. 5
Зинон Скитский, прп., чудотворец, ученик прп. Сильвана Скитского: †IV; Ин. 19 || Всех прп.
Зосима Синайский, прп.: †?; Ян. 24
Иеремия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иисус Навин, праотец, преемник Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; С. 1 || Св. отец; Св. праотец
Илия Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Илия Фесвитянин, Пророк: †IX до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Иоанн Лествичник, Синайский, игумен: †606 (649); Мр. 30; 4-я Неделя Великого поста
Иоанн Раифский, прп.: †VI; || Всех прп.
Иоанн Синайский, еп., сщмч.: †1091; Ф. 12
Иосиф Аналитин, Раифский, прп.: †до 312; Ян. 14
Ипатий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаак Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иулиан Персиянин, пустынник: †после 362; Окт. 18
Иустиниан I Управда, Византийский, император: †565; Н. 14
Макарий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Мариам, сестра пророка Моисея: †XVI до Р. Х.; || Св. отец; Св. праотец
Марк Синайский, Египетский, Подвижник, Постник, ученик прп. Сильвана Скитского, писатель жизни пустынников: †IV; Окт. 7 || Всех прп.
Марк Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Матой (Далматой) Келлийский (Раифский), иером.: †1-я пол. VI; || Всех прп.
Мегефий Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Мина Синайский, прп.: †VI; Ян. 5
Моисей Боговидец, пророк: †1531 до Р. Х.; С. 4 || Св. отец; Св. праотец
Моисей Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Моисей Синайский, прмч. (другой), ученик прмч. Моисея Синайского: †ок. 312; Ян. 14
Никон Синайский, прп.: †нач. VI; || Всех прп.
Нил Постник, Синайский, отшельник, пресвитер, ученик свт. Иоанна Златоуста: †450-456; Ян. 14; Н. 12 || Всех прп.
Нисферой, прп., ученик прп. Антония Великого: †IV; || Всех прп.
Орион Синайский, прп.: †VI; Ян. 14
Павел Синайский, игумен, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Петр Пионитский, Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Прокл Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Савва Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Сергий Синайский, отрок, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., прмч.: †V; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., сын прп. Нила Постника: †V; Ян. 14 || Всех прп.

Святитель Максимиан (Максим) Константинопольский, патриарх



Святитель Максимиан, Патриарх Константинопольский, родился в Риме от богатых и благочестивых родителей. На собственные средства он устраивал гробницы для погребения умерших, прославившихся святостью жизни.
Святой Максимиан был прост и любил жить вдали от мирской суеты. В Константинополе за чистую и добродетельную жизнь Патриарх Сисиний (426 - 427) поставил его во пресвитера. По низложении с Константинопольского престола еретика Нестория (428 - 431) инок-пресвитер был возведен на патриарший престол 25 октября 431 года, в правление святого царя Феодосия Младшего (408 - 450).

Скончался святой Патриарх Максимиан мирно, 12 апреля 434 года, в Великий четверг.

Священномученик Евфимий (Шервашидзе) (груз. ეჟვთიმე), митрополит Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) католикосата



Родился в 1746 году в с. Эркети (Гурия) в семье гурийского эристава Христофора Шервашидзе. Представителям рода Шервашидзе принадлежали церкви во имя св. Архангелов в с. Эркети, где находился склеп эриставов Гурии, и во имя вмч. Георгия в с. Гамочинебули, где Евфимий служил диаконом и где находилась могила его отца. У Евфимия было 2 брата - Давид и Ростом; его дядей был митр. Джуматский Максим, духовным наставником - Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Иосиф (Багратиони).
В грамоте 1767 года упоминается как архиерей Джуматской епархии.
Затем возглавил Гелатскую (Гаенатскую) епархию.

Много жертвовал и активно занимался церковным строительством. В грамоте от 7 апреля 1787 г. указано, что он восстановил храм во имя свт. Николая в монастыре Гелати и даровал храму крестьян. В 1790 г. он пожертвовал Георгиевской церкви в с. Гамочинебули крепостных крестьян, приобретенных им на собственные средства в вотчинах груз. эриставов. В 1804 г. передал в дар монастырю Гелати с. Бослеви, в котором расселил гелатских крестьян. По приказу царя Имерети Соломона II (1789, 1790-1810) Евфимий на собственные средства построил в селе Мухакруа церковь и пожертвовал ей крепостных крестьян, в 1810 году поставил настоятелем церкви священника Кубанеишвили.
Митр. Евфимий был сторонником объединения Грузии. Вместе с митр. Кутаисским Досифеем (Церетели) (в 1795-1814 местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса) возглавил делегацию, отправленную в 1789 году царем Соломоном II в Картли и Кахети к царю Ираклию II с предложением об объединении царств. Однако переговоры не имели успеха.

В династической борьбе за имеретинский трон митрополит Евфимий активно поддерживал царевича Георгия, внука имеретинского царя Соломона I (1752- 1765, 1768-1784), незаконнорожденного от его сына Александра. Георгий был женат на племяннице Евфимия, чем и объясняют поддержку царевича митрополитом. В 1797 г. заговор был раскрыт, участники арестованы, Евфимий был изгнан из Имерети и укрылся в Одиши. Однако вскоре Соломон II помиловал опального архиерея, и тот смог на средства монастыря Гелати воспитывать сыновей царевича Георгия, пользуясь прежним доверием царя. Именно по его совету Соломон II, уже имевший отрицательный опыт общения с представителями российских властей, согласился на встречу с ген.-майором Ф. Ф. Симоновичем. Последний убедил царя встретиться с ген. А. П. Тормасовым в Тбилиси, куда за Соломоном II последовал и митр. Евфимий как его советник. Тормасов предложил царю переехать из Грузии в Санкт-Петербург, где для него был приготовлен один из дворцов и выделено неск. тысяч рублей годового дохода. Соломон II отказался.

В кон. XVIII - нач. XIX в., в период эпидемии чумы в Зап. Грузии, митр. Евфимий ухаживал за больными, причащал зараженных людей, отпевал и хоронил умерших.
В 1811 г. была упразднена автокефалия Мцхетского (Восточногрузинского) католикосата, в 1814 г.- Абхазского католикосата. Был образован Грузинский экзархат РПЦ. Экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) разработал план церковной реформы, направленной на изменение адм. структуры Грузинской Церкви в целях сближения груз. церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнослав. языке и обложение церквей денежной податью. Духовенство Зап. Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819-1820 гг. произошло восстание под рук. сщмч. Досифея (Церетели), митр. Евфимия и др. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил светские власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой архиереев. Управляющий Грузией ген. И. А. Вельяминов поручил проведение операции правителю Имерети полковнику И. О. Пузыревскому.

В ночь на 4 марта 1820 г. сщмч. Досифей, Евфимий и архим. Григорий (Цкитишвили) были арестованы. Пленные сохраняли спокойствие, митр. Евфимий выразил удивление, что их берут силой. По пути в Россию сщмч. Досифей погиб при невыясненных обстоятельствах. Митр. Евфимий и архим. Григорий были доставлены в Новгород. Во время пребывания митр. Евфимия в России духовником митрополита был иером. Иоанн (Хелашвили), свящ. придворного храма царицы Марии, супруги царя Соломона II.
Вскоре по распоряжению имп. Александра I митр. Евфимий и архим. Григорий прибыли в Санкт-Петербург, митр. Евфимий с большими почестями был принят императором. Митрополит Евфимий и архим. Григорий за казенный счет были размещены в Александровом Свирском Троицком мужском монастыре, находящемся в 200 км от столицы. Ежегодно на имя митр. Евфимия из казны выделялось 2 тыс. рублей ассигнациями. В краткой истории Свирского монастыря владыка митрополит описан как мудрый и благочестивый архиерей.

Митрополит Евфимий скончался 21 апреля 1822 года в Александро-Свирском монастыре и был похоронен в алтаре монастырского храма.
Во время визита католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) 5-12 октября 1996 г. в Москву и С.-Петербург был поднят вопрос о перезахоронении митр. Евфимия в Грузии. Летом 2001 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) мощи митр. Евфимия были перенесены в груз. храм в честь Шестоковской иконы Божией Матери в С.-Петербурге, 1 апреля 2005 г. их привезли в Тбилиси. 2 и 3 апреля мощи оставались в патриаршем кафедральном соборе Самеба в Тбилиси. 3 апреля католикос-патриарх Илия II совершил в Самеба панихиду по митр. Евфимию и мощи были перенесены в Благовещенский храм Кутаиси, 8 апреля - в монастырь Гелати, где и были упокоены на следующий день в Богородице-Рождественском храме справа от иконостаса.



(Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - Гелати - Имеретия - Грузия)

На надгробной плите была сделана надпись: «Под этим камнем покоится Гаенатский митрополит Еквтиме Шервашидзе, любитель святости с отрочества до старости, служитель трех царей, украшающий церкви, в посте достойный хвалы. Преставился в России, в монастыре во имя святого Александра Свирского, 21 апреля 1822 года в возрасте 76 лет от роду. Перезахоронен 27 марта [9 апреля] 2005 г.».

27 мая 2005 г. митрополит Евфимий был причислен к лику святых Синодом Грузинской Православной Церкви.

Мученики Исакий, Аполлос и Кодрат (Кротат)

Святые мученики Исакий, Аполлос и Кодрат были язычниками и служили при дворе императора Диоклитиана (284-305). Во время страданий святого великомученика Георгия (память 23 апреля) они были в числе зрителей. Его вера, мужество и чудеса пробудили в них веру во Христа. Святые всенародно объявили себя христианами и стали упрекать императора за его нечестие и жестокость. Их приговорили к смерти. Мученика Кодрата усекли мечом, а мучеников Аполлоса и Исакия уморили голодом († 303).

Священномученик Иоанн Пригоровский, пресвитер



(сщмч. Иоанн Пригоровский. Редкое изображение святого, хранящееся у Алины Иосифовны Бессчётновой)

Память 21 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии.
В 1897 году окончил Черниговскую духовную семинарию и был направлен служить псаломщиком в храм в селе Мостовое Кубанской области.
28 февраля 1898 года был рукоположен во диакона ко храму пророка Божия Илии в станице Незамаевская Ейского отдела Кубанской области.
19 мая того же года был рукоположен во священника к церкви хутора Кугоейского той же области и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы хутора. С 1898 по 1903 год он заведовал открытой им вечерней школой для взрослых и учительствовал в ней.

6 июня 1903 года переведен служить в Богородице-Рождественский храм в селе Винодельное Ставропольской губернии и назначен законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения и церковноприходской школы.
В 1905 году съездом духовенства 6-го благочиннического округа Ставропольской губернии он был избран депутатом на епархиальные и окружные съезды и эту должность исполнял до 1908 года.
В 1908 году стал служить в церкви Сошествия Святаго Духа в станице Шкуринская и был назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы станицы и законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения.

17 августа 1916 года возвратился служить в храм пророка Божия Илии в станице Незамаевская и 30 сентября того же года был назначен настоятелем этого храма.
После прихода безбожников к власти началась гражданская война и станицы Кубанской области по нескольку раз стали переходить то к Белой, то к Красной армии.
В конце Страстной седмицы 1918 года станица Незамаевская была захвачена большевиками. В Великую Субботу, 4 мая 1918 года, в храм, где совершалось богослужение, ворвался отряд красноармейцев и отец Иоанн был арестован и выведен большевиками на площадь перед храмом. Убийцы с бранью набросились на священника. Отца Иоанна жестоко избили, изуродовали ему лицо и, окровавленного и едва живого, вытащили за околицу и здесь зверски убили, запретив жителям станицы его хоронить. По другим сведениям - священника закопали живым в навозной яме.
Погребен на Всехсвятском кладбище Краснодара.



(У молитвенного дома в честь священномученика Иоанна Пригоровского в станице Незамаевской)

В августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Тропарь священномученику Иоанну Пригоровскому
глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый, /
благочестия правило, /
жития евангельского образе, /
священномучениче Иоанне,/
Христа ради пострадавый даже до крове, /
Егоже моли усердно, /
яко Начальника и Совершителя спасения, /
Русь Святую утверди в Православии // до скончания века.

Кондак священномученику Иоанну Пригоровскому
глас 2
Восхвалим, вернии, /
изрядного во священницех /
и славнаго в мученицех Иоанна, /
Православия поборника и благочестия ревнителя, /
земли Русския красное прозябение, /
иже страданием Небес достиже /
и тамо тепле молит Христа Бога //
спастися душам нашим.

Величание священномученику Иоанну Пригоровскому

Величаем тя,/
священномучениче Иоанне,/
и чтим честная страдания твоя,/
яже за Христа /
во утверждение на Руси Православия // претерпел еси.

Священноисповедник Николай Писаревский, пресвитер

Память 21 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1868 году в с. Ягорба Мологского уезда Ярославской губернии (ныне Ермаковский р.).
Окончив духовную семинарию и приняв священный сан, о.Николай много лет служил в родном селе с.Ягорба. Когда начались гонения на Церковь, о.Николай приложил все усилия к сохранению церкви, писал необходимые заявления в советские органы власти, собирал подписи верующих и средства для уплаты налогов. Усиление репрессий заставляло определить свою церковную позицию. Понимая неизбежность ареста, о.Николай избрал исповеднический подвиг. Узнав о том, что диакон его церкви снял с себя сан, убоявшись большого налога, о.Николай сказал ему: "Ты трус... а я вот этого делать не боюсь. Я как был "черный ворон", так им и останусь".

10 апреля 1931 года был арестован по обвинению в "систематической антисоветской агитации" и помещен в Пошехоно-Володарский Домзак.
Для обоснования обвинения следователь привел слова, якобы сказанные священником: "Пришел антихрист и повел народ в бездну. Кто пошел в колхоз, тот подпал антихристу под влияние и не попадет в Царство Небесное. Придет время - всех колхозников сожжет красный петух", - которые кто-то передал в ОГПУ. Кроме того, ему поставили в вину то, что, обложенный высоким налогом, он говорил: "Власть совсем нас хочет ограбить", что будто бы обзывал Ленина и других вождей революции плутами и т.п.

10 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Ивано-Промышленной обл. был приговорен к 2 годам ссылки в Северный край (Групповое дело "Дело священника Писаревского Н.П. и др. Ярославская о. 1931г." ). Ссылку отбывал в Холмогорах.
4 мая 1933 года скончался в ссылке, в Холмогорах.

4 мая 1989 года был реабилитирован прокурором Ярославской обл. по 1931 г.

Причислен к лику святых новомучеников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Икона Богородицы Моздокская (Иверская)



Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII, начале XIII веков. С 1768 года образ находится в городе Моздоке. По преданию, Моздокская чудотворная икона БогоМатери спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIХ веке. Особо чтится православными кавказскими народностями.

После революции Моздокская икона Божией Матери исчезла, сейчас а Моздоке находится список (копия) древнего образа.
Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою. Благодатною своею силою она прославилась на Кавказе издавна и в настоящее время благоговейно почитается как чудотворная икона не только православными христианами, но и неправославными. С Кавказа ея слава распространилась в землю Войска Донского и в губернию Воронежскую, перешла и через Кавказские горы в Закавказье.

В конце XII и в начале XIII столетия в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии. С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры между подвластными ей народами. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Созидая св. храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Буджуханы и, по разводу с первым мужем своим, русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, имела вторым супругом осетинского князя Давида Сослана. Эта двойная родственная связь Тамары с осетинским народом внушала ей особенную заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами. К осетинам посылала она из Грузии священнослужителей и учителей. По свидетельству предания, в один из храмов, построенных около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе, Тамара прислала от себя икону Божией Матери, писанную находившимся при дворе иконописцем, по преданию, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и св. икону каждый раз во время пожара, находили целою на горе, неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Богородицы от огня послужило первою причиною чествования, какое осетины стали воздавать ей, как чудотворной иконе. Чингисхан и Тамерлан, проходя через Кавказ из Азии в Европу со своими полчищами, ознаменовали свое шествие опустошением городов, разрушением св. храмов и избиением христиан. Разделение царства Грузинского на отдельные самостоятельные княжества и взаимные распри князей еще более ослабили его. Персы и турки, споря за обладание несчастной страной, вносили в нее новые опустошения. Внешние и внутренние бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, бывших под ее властью.

Осетины уже не попадали под влияние пастырей церкви, которых они получали от церкви грузинской: к этому времени Осетия отошла от Грузии, и их не стало. Вместо них явились к осетинам с проповедью магометанства мусульманские муллы. Народ, еще младенчествовавший в христианской вере, без руководства и поддержки учителей церкви, под влиянием проповедников Корана начал впадать в прежние заблуждения язычества и примешивать к ним магометанские верования. Свет веры христовой начал погасать в осетинах, но они сохранили уважение к святым христианским храмам и, по преданию, продолжали почитать Пресвятую Деву Марию, Илью пророка Георгия Победоносца и других святых Божьих, сохранили некоторые христианские праздники и обряды. К иконе БогоМатери, присланной Тамарою, продолжали питать, за чудеса ея, особое уважение. В 1567 году царь Иоанн Васильевич Грозный построил на реке Терек русский город Терки, и вслед за сим образовалось на Кавказе русское воеводство. Горские жители начали принимать от русских христианство и селиться между ними под именем новокрещенных.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских народов Кавказа и преимущественно для осетин под именем Осетинской Комиссии. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их, переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Некоторые из новопросвещенных, следуя этому внушению, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горских выходцев, принявших христианство, образовалось целое поселение. В 1793 году императрица Екатерина II, для удобства в управлении разноплеменною Кавказскою паствою и для усиления Евангельской проповеди между Кавказскими народами, учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия5, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев. Переселенцы были из Куртатинского округа. Они везли с собой на новое место жительства икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. Оставляя родной аул, они не хотели расставаться со своею древнею святынею. Прибыв к Моздоку, переселенцы остановились на ночлег в его предместии, в котором жили их единоплеменники. Во время ужина, в сумерки, они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона БогоМатери, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов, в арбу, в которой находилась икона БогоМатери, но, несмотря на все понуждения и побои хозяев, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что в таком случае делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить св. икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расстаться с дорогою святынею, однако осетины вынули святую икону из арбы, поставили на указанном месте и отправились в путь (по направлению к Кизляру).

Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе БогоМатери толпами и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии. Скоро узнал о иконе преосвященный из города и с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил было ее в кафедральном Моздокском соборе, полагая представить ей здесь почетное место для постоянного пребывания. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону.

В 1797 году на месте часовни уже был и построен, и освящен храм во имя Успенской Божией Матери. Лес для постройки его доставили жители Луковской станицы, а сама постройка и внутренняя отделка произведены на сумму, собранную от отдельных добровольных жертвователей.
Успенская церковь, сооруженная усердием бедных жителей станицы Луковской при пособии пожертвований, не отличилась ни обширностью размеров, ни богатством утвари и украшений. Деревянные стены ее забраны были в столбы, на тесовой кровле без купола стоял железный крест. Внутри церкви на потолке был изображен Господь Саваоф, на ставнях было две иконы: храмовая - Успения Божией Матери и другая небольшая икона БогоМатери - обе в серебряных ризах. Иконостас состоял из двух местных икон, писанных на полотне, и деревянного креста над царскими вратами с иконами святых апостолов. Священные сосуды - потир, дискос, звездица, два блюдца - были оловянные.

Около Успенской церкви был основан женский Успенский монастырь. Императрица Екатерина II в именном указе своем, данном Святейшему Синоду об открытии Моздокской епархии, повелевала открыть около Моздока два монастыря: мужской и женский, оба второго класса. В последнем, по предначертанию мудрой Государыни, должны были учиться дети женского пола закону Божиему и мастерствам, в жизни потребным и находить прибежище беспомощные вдовы, которые бы надзирали за воспитанием детей. Святейший Синод, вследствие Высочайшего указа, сделал со своей стороны распоряжения и подробные наставления новопоставленному епископу Гаию касательно управления епархией и евангельской проповеди горским народам, а также помещения для епископа, штата консистории и устройства мужского монастыря. Но об основании женской обители в этой инструкции Святейшего Синода епископу Гаию не было сказано ни слова. Вероятно, основание ее и изыскание средств к ее содержанию представлялось последующему времени и благоприятным обстоятельствам. Прибытие в Моздок чудотворной иконы приблизило это время, а благочестивое усердие жертвователей обещало средства к поддержанию монастыря. Успенский монастырь действительно имел вид обители, возникающей на свет за счет добровольных пожертвований поклонников, приходивших в Успенскую церковь помолиться пред чудотворной иконой.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена6, а с нею вместе был закрыт Успенский монастырь. В следующем году настоятельница монастыря Евфимия и три послушницы, оставшихся еще в закрытом монастыре, переведены в Астраханский Благовещенский монастырь. Преосвященный Астраханский Платон, в непосредственное ведение которого поступила Кавказская паства, распорядился было о закрытии монастыря. Вследствие просьбы Моздокских грузин передать им Успенскую церковь, а святые иконы и церковную утварь из нее передать в Моздокский собор, казаки Луковской станицы, осетины и черкесы просили Преосвященного оставить им Успенскую церковь на том же месте, потому что она построена их усердием и для них. В другом прошении они присовокупили к этому, что если нельзя изменить решения о продаже церкви, то они готовы внести за нее куда следует предлагаемые грузинами 360 рублей. Видя ревность новопросвещенных христиан о сохранении дорогой для них святыни, Преосвященный Платон от продажи Успенской церкви велел удержаться и потом обратил ее в приходскую для жителей Луковской станицы, а также для осетин и черкес. Таким образом Иверская икона Божией Матери после второй попытки перенести ее в собор осталась опять на прежнем месте. Монастырь Успенский опустел, здания его постепенно разрушились. Несмотря на это, в Моздок, в бедную Успенскую церковь, стоявшую в его предместьи, продолжали стекаться богомольцы. Их влекла сюда слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах, благочестивое усердие исполнить данный обет молитвы и поста, и покаяния пред чудотворным образом Приснодевы.



(Собор Успения Пресвятой Богородицы г. Моздок)

В память Чудесного Явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Гедеоном митрополитом Ставропольским и Бакинским совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.
Молебное пение совершается по средам в 11 часов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Моздокская чтомая в Моздокском Успенском соборе, Владикавказской епархии

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

икона Божьей Матери Моздокская, Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up