Небыло никакой нужды придумывать схему работы сознания человека, ведь над эти работает сразу несколько отраслей наук и бизнеса.
Всего лишь навсего необходимо было объяснить как возникает, улавливается и на что влияет
Взблеск.
Но оказалось, что в существующие схемы Взблеск ну никак не вписывается так, как я его ощущаю.
Пришлось придумать
теорию системы оценок с целью объяснить Взблеск самостоятельно.
И уже тут начались проблемы.
Придумать что? Это теория работы чего?: разума, сознания/подсознания, мыслительного аппарата, интеллекта, мозга ... - почему так много слов и мало толка?
Временно помогла такая простенькая схема:
В ней нет места никаким существующим научным теориям и понятиям, зато оказалось, что есть место Взблеску, как я его ощущаю.
Но ещё оказалось, что при помощи этой схемки можно единообразно объяснять различные явления. Эти объяснения ничего общего не имеют с классическими, но что мне до этого - я ни перед кем не отчитываюсь же.
Эта схемка была названа «системой оценок».
Может показаться, что человек, согласно этой схеме, представляет собой недетерминированный конечный автомат в лабиринте минотавра.
Часто это так и есть.
Тогда система оценок такого человека является законами робототехники в терминологии А.Азимова - тоже неплохо.
Дальнейшее рассмотрение некоторых явлений и примеряние их к системе оценок позволило сформировать идею детализации, что привело к такой схеме:
Что такое оценка.
Неудачное конечно словосочетание, как и неудачным было слово «первичная эмоция», по отношению к которой возникает Взблеск.
Первичная эмоция - это результат работы системы оценок и причина всех последующих действий - квант, который развивается в мысль, слово, чувственную эмоцию, и уже затем в действие. все безсознательные действия тоже основаны на первичных эмоциях.
Но прежде первичной эмоции возникает оценка.
Оценка, как и вся система оценок, невидимы. Лишь только Взблеск может подсветить первичную эмоцию, но не саму оценку.
Раз ячейка системы оценивания, вырабатывающая оценку, невидима, то она и не доступна для изменения.
Изменение свойств ячейки системы оценивания (оценки, которую вырабатывает ячейка) возможна:
1. Взблеском.
2. Изменением структуры образов при помощи структурирующего набора образов (концепции).
Новая структура образов может быть как воспринята из вне в форме теории или художественного образа (что одно и тоже в этом контексте), так и в результате изменения уже существующей структуры самостоятельными усилиями, если удастся сформировать новый структурирующий образ в фокус внимания.
Возможные компоненты для нового структурирующего образа всегда присутствуют на подсознательном уровне.
Для изменения же оценок, тождественным глубинным образам в структуре памяти, необходимо комбинировать информационные объекты на подсознательном уровне, поскольку сознание может только создавать новые структуры-надстройки и не может изменить существующую структуру (залезть в конструкцию извлеченного образа).
Механизм этого пока не понятен.
Возможно нет никакой разницы между художественным образом с новой структурой, пришедшем из вне, и родившимся в результате комбинаторики в поле роста (кроме как процессных ярлыков). Лишь бы сознание смогло уловить образ в сеть указателей (слово, картинка, звук).
В качестве примера такого изменения системы оценок на глубинном уровне описывал сны:
Сон о пище для ума и
Сон о игровой комнате.
После первого сна моя система оценок стала уничтожать ценности всех сторонних (не познанных лично мной) теорий и считать их всего лишь искаженными фрагментами чего-то.
После второго сна и родилась теория системы оценок в виде изменённых старых оценок и создания новых.
Есть ощущение, что хранимые в памяти образы вместе с, хранимой (непонятно где) структурой связей (отношений) между образами и система оценок есть одно и тоже, но в разных пространствах (мирах, проекционных плоскостях, и т. п.).
И каким то образом всегда поддерживается тождественность системы оценок и памяти.
В некотором смысле система оценок есть нейронная сеть, но всегда сохраняющая связь с причинами её создавшими.
Целостная входящая информация (первичные ощущения, образы на выходе из подсознания, образы на выходе из сознания) "разрывается" силой системы оценок на компоненты, в соответствии с существующими и настроенными оценочными ячейками, как будто кусок мяса проходит сквозь отверстия мясорубки.
Кроме содержимого, оценка на выходе из системы оценок имеет ещё и некий параметр, ощущаемый как яркость. Можно предположить, что этот параметр характеризует полноту оценки.
В процессе существования оценки и её участия в работе по сепарированию потока информации, оценка уточняется, становясь более полной.
Скорее всего полнота оценки - это количество её связей с образами памяти или её включённость в структуру образов.
Что происходит между системой оценок и разумом?
Что в этой схеме сознание и подсознание?
Система оценок находится в подсознании, но кроме неё в подсознании ещё находится «поле роста», в котором оценка превращается сперва в первичную эмоцию, а в тоге в «образ мысли».
Образ мысли содержит структурированные образы, представляющую собой содержание мысли и навешенные на это содержание образы-ярлыки.
Образы ярлыки предназначены для обработки сознанием и могут быть: слово, картинка, звук, видео, эмоциональная окраска, процессный ярлык.
Содержание определяет свойства самого информационного объекта, попадающего в фокус внимания.
Тут возникает ощущение, что
аббревиатурный объектный (древнерусский) язык намного больше соответствовал такому представлению работы подсознания (повторяя свойства «поля роста»), чем современный.
(Зато современный язык более подходит для манипуляций объектами в фокусе внимания.)
Где же тут ум и разум?
В народе известно, что животные бывают умные, но не имеют разума. Психологи, правда, считают что эти термины надо применять наоборот.
Назову «поле роста», которое расположено в подсознании - умом.
Тогда разум - это пространство, в котором действует воля с фокусом внимания.
Фокус внимания - это болтающаяся каретка, способная загружать в себя образы, имеющие указатели, и совершать манипуляции с ними.
Воля - это то что может управлять кареткой внимания.
Пространство имён.
Термин namespace (Пространство имён) приходит из спецификации протокола HTML, но позволяет задуматься о применяемых тут мной терминах.
Все термины, подобные терминам «ум» и «разум», уже находятся в одном из публичных пространств имён, к которому люди уже подключены.
Положа руку на сердце -
никакие слова уже не значат ничего (такая оценка тоже результат Сна #1).
Поэтому все термины надо придумать заново.
Но пока пусть будет так.
Где возникают слова?
Существуют процессы без слов и длительные процессы без слов.
Значит до первой обратной связи слов нет.
Слова могут возникать либо по запросу разума к подсознанию, либо образы подсознания содержат ярлыки-слова.
Но одно ясно: в фокус внимания не может попасть образ, для которого нет ярлыков-указателей, как бы он ценен не был.
Ярлыком-указателем может быть не только слово.
Но образы, не имеющие среди ярлыков-указателей слов, не могут комбинироваться в составные конструкции - смыслы.
Кажется сомнительным, чтобы запросы названий для образов формировал разум, ведь разум ничего не видит без слов.
Но нет - разум может взять образ в фокус внимания и держать за указатель картинку, звук и и. д.
Значит одно из двух: образы, имеющие названия вообще, выдаются из подсознания уже названными: с ярлыками названий или ярлык - название (слово) навешивается по дополнительному запросу если это надо сознанию.
Получается, что на выходе из системы оценок, как оценки, которые при росте-расцветании соединятся со словами, так и которые останутся образами без слов.
Те что без слов не могут попасть в фокус внимания для манипуляций.
Но как быть с ситуацией, когда пытаешься вспомнить название уже удерживаемого в памяти образа. Например название цветка. Или вспомнить песню по нескольким нотам.
Значит фокус внимания может удерживать любой образ, который определён звуковым или визуальным ярлыком.
Разум может знать то, что увидено, или то, что услышано.
Проблема лишь с абстрактными образами, которые не существуют в природе и не могут быть увиденными или услышанными.
Абстрактные или не виданные и неслыханные образы, дабы попасть в фокус внимания на обработку, должны получить названия: стать понятиями (быть понятыми).
Понятие образа лишь одно из множества его свойств.
Но понятие есть часть понятийного аппарата - часть структуры мировоззрения.
Итак, структура, которая связывает образы, и которая является отражением системы оценок, содержит в том числе и слова.
Информационные запросы разума.
Предположительно разум не имеет прямого доступа к памяти.
Разум осуществляет запрос к системе оценок, которая по этому запросу извлекает из памяти информацию как умеет (как её настроили).
Любая конструкция, любой смысл, созданный в фокусе внимания, сразу же проходит через систему оценок.
То-есть мыслительный процесс представляет собой качели: разум-система оценок.
"Часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей... Ум за разум заходил." / Л. Н. Толстой.
Это элементарно, если увидеть эти качели с одним и тем же процессным ярлыком.
Где возникает время?
Время возникает при попадании образов в фокус внимания.
Вот в фокусе внимания только образ #1, а вот уже и образ #1 и образ #2.
Различить эти моменты можно только при помощи процессного ярлыка «Время».
Что такое настроение?
Предполагал, что настроение - это такое состояние системы оценивания.
Но не вижу никакого носителя информации, где метка о текущем состоянии может хранится.
Настроение возникает, если рассматривать работу схемы во времени при долгих последовательных однородных действиях.
Настроение тесно связано с понятием «поведение».
(Повеление - это образ поведения).
Значит настроение нечто более сложное, вернее один из вариантов ощущения и описания этого нечто. Подозреваю что это тоже процессный ярлык.
Эта сущность нужна для длительной стратегии действий.
Для создания очереди последовательных действий, реализующих стратегию, необходим цикл, и, следовательно - маркер (процессный ярлык) цикла. Ну и конечно маркер времени.
Получается что "Настроение", в абстрактном смысле - это маркер цикла с ошибкой ощущения: применение шаблона стратегии без образа стратегии.
Исходящие «смыслы» снабжаются эмоциональной окраской «настроение» и эта эмоциональная окраска считывается как текущая на следующем цикле.
Настроение это эмоциональное состояние, обеспечиваемое крутящимся маркером цикла. Но существует много понятий, характеризующих это явление, например зацикленность, целеустремленность.
Это свойство очень важно, поскольку позволяет осуществлять действия в их преемственности.
Но и часто приводит к критическим ошибкам.
Образ цели.
Цель - это часть структуры (подсруктура) структуры образов в памяти, способная иметь процессный ярлык. Назовем такую структуру целеуказывающей.
Если целеуказывающая структура не содержит образа стратегии, то такая цель тоже, как и настроение, ошибка ощущения.
Из этого следует что настроение и цель это одно и тоже.
Примером ошибочного целеполагания есть "депрессия".
Сон.
Человек не помнит содержит в фокусе внимания сон в смысле последовательности действий.
Человек содержит в фокусе внимания только зафиксированный образ, который существовал на выходе поля роста после системы оценок в момент пробуждениях и, дабы вместиться в фокус внимания, этот образ (информационный объект) расщепляется на части, которым присваивается причинно-следственная связь, например процессным ярлыком времени.
Связь может быть также сохранена при помощи рифмы или иным способом.
Если образ не имеет словесного описания, то он может распасться на фразы, казалось бы, не связанные по смыслу, но связанные рифмой - так сказать проекция образа на ограниченный понятийный аппарат.
Что есть воля?
На основании чего она осуществляет свою деятельность?
Судя по схеме воля имеет доступ только к тем информационным объектам, которые выделяются из подсознания системой оценок.
Но что позволяет решать каким способом структурировать эти информационные модули в смыслы.
То что Взблеск проявляется в воле - это понятно.
Но в обычный промежуток времени чем занята воля?
Насколько я понимаю она раба синхронизирующих ярлыков на информационных объектах.
Одним из таких является уже рассмотренное настроение.
(Вера похоже тоже всего лишь процессный ярлык.)
Но тогда получается, что заранее известно какие действия предпримет воля - где же здесь собственно воля?
Воля может снимать и надевать ярлыки, создавая циклы, настроение, стратегии, образы цели.
Но что является её источником?
Пусть даже потенциально может является, ведь очевидно, что многие люди и действуют безвольно, то-есть их фокус внимания делает только то, что предопределено системой оценок и входящим событийным потоком. Влияние оказывают только объём и глубина входящего потока и вероятность.
При чем тут вероятность?
Образов, пропускаемых системой оценок, великое множество.
На селективность фокуса внимания оказывают влияние циклические ярлыки.
Внимание как-то выбирает приоритетные образы с циклическими ярлыками в соответствии с тем шаблоном, что удерживается в фокусе внимания.
Но и тут есть доля неопределенности.
Фокус внимания может ухватить щебет птиц или треск костра и скомбинировать с процессными образами.
[Бог] В шорохе капель ночного дождя зашифровал надежду ... / Технология.
Великая сила комбинаторики.
Как это все работает.
«Томление души» заставляет искать новые смыслы и услышать песню про надежду на выход из бесконечных информационных циклов, зашифрованную в шорохе капель ночного дождя.
Или подобные идеи, которые являются чьими-то Взблесками, декомпилированными в структуру образов.
Структура образов, будучи концепцией, может проникнуть в систему оценок, и распаковаться, интегрировав правильные оценки в систему оценок потребителя концепции.
Появятся нужный комплекс оценок или новые образы, позволяющие сконструировать
правильную оценку, зафиксировав Взблеск.
Только так получается свобода воли.
(Термин "Томление души" рассматривал при анализе такого явление, как "Игра" сквозь систему оценок:
https://filemoon.livejournal.com/564439.html)
И, похоже, в этой всей схеме есть наметки на выяснение что такое сомнение.
Что такое сомнение?
Сомнение, это когда информационный объект противоречив или не полон.
Смысл, сконструированный из мыслей в фокусе внимания, пропускается сквозь систему оценок и возвращается с эмоциональной окраской «неполноты» или «противоречивости», что гласит: «требуется совместное мнение».
Что такое сила воли?
"Богатырская наша сила сила воли и сила духа ...". / Песня.
Может это размер фокуса внимания?
Как его развить или может он ограничен генетически - непонятно.
Что такое сила духа?
Мера пропускного канала по абстрактности и сложности содержащихся в нем понятий.
Выводы.
Получилось три самоопределившихся термина-сущности, являющихся предположительно внешними.
Вернее одна сущность, из которой следуют три других.
Правильность оценки - по этому поводу непонятно ничего. Это аксиома.
Предполагаю что правильность абсолютна, хотя для этого заявления нет логических предпосылок - всего лишь догадки.
Томление (души) - сигнал (Воле) о том, что система оценок содержит неправильности.
Взблеск - указание (Воле) на конкретную неправильную оценку и на альтернативную ей правильную.
Воля - сила, способная управлять фокусом внимания и могущая улавливать Взблеск и Томление.
Без этого улавливания Воля получается как язычок колокольчика на ветру.
И действия человека полностью автоматические и зависят только от оценок, созданных при поглощении концептуально-структурированных (кем-то) образов, и случайностей попадания образа в фокус внимания.
Процессный ярлык - ещё одно странное понятие.
Но не самостоятельное, а предполагается, что это образ - характеристика информационного объекта.
Процессный ярлык содержит информацию о ходе выполнения или признаке подключения к хранимому в памяти в виде образа алгоритму.
Последствиями этого явления является зацикленность, настроение, целеустремленность.
Например, при управлении автомобилем циркулирующие образы имеют процессный ярлык «за рулем».