... Но есть художники, которые дают почувствовать истинную меру вещей. Они несут всю жизнь эту ношу, и мы должны за это быть им благодарны!»
Ради последней фразы можно было и выслушать два часа чуши.
Могла ли такая фраза вообще кроме как в СССР появиться?
Что означает эта фраза?
Рассмотрим это заявление при помощи
теории оценок.
У нас есть только: система оценок, образы в памяти, структура связей (отношений) образов.
Истинной или ложной тут может быть только оценка, а вернее - правильной или неправильной.
Как и в
случае с поэтом Твардовским, система оценок художника может быть носителем правильных оценок.
И выразить эти правильные оценки в форме, способной интегрировать эти оценки в другую систему оценок, может художественное произведение.
Почувствовать истинную меру вещей - видеть то, как срабатывают правильные оценки в ответ на художественный образ и сравнивать со своими сработками (сразу видно по применяемым словам "сработки", что я занимаюсь всякими датчиками и сигнализациями :)).
Нести ношу - ощущать необходимость выразить свои правильные оценки.
Пусть даже потребитель художественных образов и не получит правильные оценки для своей системы оценок в результате потребления художественного образа - что скорее так и будет.
Но он может увидеть реакцию других потребителей из своей социальной среды и этот образ затянется в подсознание, как правильный и хороший, повлияв на систему оценок.
В некотором смысле художественный образ будет сигналом синхронизации систем оценок для социальной среды. И, входя в резонанс с определенными оценками, будет способствовать распространению именно их по социальной среде.