Не унывай: убоги
Пути человеческие.
И если по ним
Тебе не идти,
То есть дорожки
Еще не изведанные.
И они могут быть
Даже прекраснее и выше.
/ Ефим Честняков
Модель человеческой цивилизации показывает, что это ловушка без варианта развития и удачного исхода. Выход из ловушки - смена основных постулатов, определителей (детерминантов) этой модели.
Например, смена постулата о том как устроен человек.
Поэтому любая альтернативная теория является заслуживающей рассмотрения.
Теория должна автоматически и неожиданным образом переопределять множество постулатов при примерении теории к явлениям.
Тут самая большая сложность для исследователя: забыть определения предметов в рамках старой концепции и найти новые.
Теория оценок кажется альтернативной.
Поэтому имеет смысл попробовать примерять ее к явлениям.
На основе идеи взблесков
придумал вот такую картинку работы мыслительного аппарата в режиме модернизации снаружи:
Аппарат работает благодаря системе оценок.
Протестируем работу теории оценок в штатном режиме, без взблесков (модернизаций снаружи).
Без взблесков невозможно ощутить саму оценку, но можно наблюдать за функционированием по косвенным признакам: эмоциям и желаниям.
Будем подавать на вход мыслительного аппарата различную информацию.
На вход рождественскую индейку.
Оценки необходимости оценок будут смешаться в сторону "Все хорошо", "Все идёт по плану".
Существующая система оценок будет укрепляться.
На вход бутылку кефира пол батона.
На выходе - оранжевое настроение.
Интересно, что такое "настроение"?
Что управляет настроением?
Это означает, что система оценок имеет состояния.
В разные периоды времени конкретная оценка может работать по разному?
Или, в зависимости от условий, определённые подмножества оценок оказываются выведены из функционирования?
Значит существуют оценки-триггеры, отключающие определенные блоки оценивания и включающие другие.
Как в этом участвует сознание?
На вход художественный образ.
Художественные произведения, содержащие образ, могут быть: ритм, стих, мелодия, история, картинка.
Есть такие, которые нравятся.
Причина?
Художественное произведение тем больше нравится, чем больше оценок дополняют образы, содержащиеся в произведении.
Область (подмножество) системы оценок, с которым взаимодействует художественное произведение можно назвать комплекс оценивания (нравственное мерило?). И тогда оказывается, что оценки можно подсветить не только взблеском, но и художественным произведением. Но не конкретно и явно, а лишь как мутное отражение выхваченного множества в зеркале художественного произведения.
Образ, приходящийся по нраву, находит соответствующие (содержащие такую же нравственность?) неполные оценки и дополняет их.
Возникает идея теоремы неполноты оценок: любая оценка неполна и требует дополнения нехватающими образами.
Может ли художественный образ менять или создавать оценки?
Может, если художественное произведение является концепцией. Концепция - это набор художественных образов, имеющих некоторую определенную связь, структуру.
На вход концепцию.
Концепция может состоять из одного предложения, но осуществлять значительное изменение системы оценок.
Почему?
Концепция - это структура из художественных образов.
В концепцию могут входить новые художественные образы, а могут и не входить.
Концепция может нести всего лишь новую структуру в уже существующие художественные образы.
Художественные образы внутри являются материалом системы оценок внутри.
И похоже связь материала с созданной оценкой остаётся всегда.
И тут появляется концепция, определяющая новую структуру связи в уже существующем множестве образов (наверное связь - это тоже образ, а структура - это просто набор образов отношений между образами).
И тогда происходит автоматический пересчёт множества связанных с затрагиваемыми образами оценок.
Но что если структура уже определяется одной концепцией, а на вход мыслительного аппарата подаем другую концепцию, затрагивающую образ, создавший оценку?
Значит существуют правила конкуренции концепций за оценки.
На вход обучение вождению.
Концепция дорожного движения -это большой набор новых образов и структура связи между ними.
(Это касается вообще всех предметов, которые модно изучать)
Центральными образами этой концепции являются: "полоса для движения", "преимущество" и "правосторонне движение".
Все это, будучи загружено, должно породить новый комплекс оценок в системе оценок.
Подключение к матрице дорожного движения есть создание соответствующего комплекса оценок.
Но влиять этот комплекс будет и на остальную жизнь, что, например, выражается в попытке обойти встречного или препятствие справа при движении по тротуару.
На вход тренировка.
Например, тренировка ударам мяча по воротам (или въезд автомобиля в ворота).
Опять же можно наблюдать создание множества оценок состояния тела в подсознании.
На вход игра.
Почему игра интересна?
Почему игра надоедает?
Можно ли это объяснить комплексом оценок?
Уверен что этим вопросам есть куча ответов и можно пойти из посмотреть (ох уж этот интернет, дающий возможность мгновенно взять все, но создающий иллюзию, что все известно). Но ведь это все объяснения в рамках старой опостылевшей концепции, а нужно что-то новое.
В игре происходит то, чего не достаёт в жизни:
1. В игре происходит работа подмножества комплекса оценок, обычно не задействованного.
2. В игре происходит дополнение комплекса оценок или ощущение (шанс) что они могут быть дополнены.
3. Игра переводит сознание в состояние (настроение), которое недостижимо в жизни, но диагностируется как желательное.
Оценки требуют себя задействовать и дополнять?
Оценка требует перейти в состояние, определения которому и механизма достижения которого нет в реальной жизни, а игра даёт и определение и механизм?
(Одним глазком подсмотрел в Википедию: "Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе" - смеялся)
Получается что существование игры обусловлено требованием системы оценок работать над собой: уточнять, дополнять, править.
На вход анекдот.
Что такое шутка?
Смешность появляется с уровня оценивания - до эмоции.
Возможно это режим работы системы оценивания с отслеживанием исключительных ситуаций "try except".
Можно предположить такие явления, когда весело:
1. Примеряние: оценки одного явления на другое, совсем другой категории.
2. Искажение: Пробование - что будет если вместо существующей оценки будет другая - что получится.
2. Обнаружение: сталкивания противоречивых оценок с целью утряски и согласования.
Зачем вообще нужны такие ситуации?
Очень похоже на генетические алгоритмы оптимизации системы оценивания.
А чтобы исключить повреждение системы оценивания - эти ситуации, при оценке как опасные, вызывают защитную реакцию - смех.
Исключительная ситуация и ощущается (оценивается) смешной.
Смех имеет смысл, когда систем оценок более одной - в коллективе.
Коллектив - это очень опасная ситуация для систем оценивания, ведь приходиться взаимодействовать совершенно разным системам.
А то и вообще - достигать одной цели совместно.
Возникает идея, что проблемы коммуникации - это в первую очередь даже не разные образы слов, а разные оценки ситуаций.
Значения слов и информационные объекты теоретически можно согласовать.
Но как согласовать системы оценок, если саму оценку даже выявить невозможно без взблестка?
Поэтому юмор является способом согласования разных систем оценивания.
Скорее всего, конкретные оценки каждой системы оценивания не меняются для того, чтобы подстроится под собеседников и коллег, но появляются комплексы согласующий оценок для обеспечения эмоционального фона коллективной работы.
А взаимоотношения систем оценивания особей разного пола, взаимодействующих с известной целью, возможны только в режиме отслеживания исключительных ситуаций и непрерывного их разрешения юмором.
Цели коммуникации различных систем оценивания могут быть иными, чем согласование: отсюда появляется сарказм, насмешка, издевательство.
Становится ясно, что функционирование системы оценок имеет смысл рассматривать лишь в коллективном взаимодействии.
Коллективная система оценок.
Подав на вход системы оценок анекдот, выявили, что организация двух и более систем оценивания в коллектив - проблема.
Сплоченный коллектив должен долго слаживаться для отладки комплекса согласующих оценок.
А есть ли возможность сразу получить подмножества оценок, одинаковые у каждого экземпляра системы оценок?
Ранее предположили, что на систему оценок может влиять концепция.
Введём определение.
Нуль-концепция - концепция, не затрагивающая никаких оценок: все оценки, при постижении концепции, возникают заново.
Такова матрица дорожного движения.
Подключиться к ней тяжело именно потому, что и образы и оценки - все новое.
Но зато и предметные оценочные комплексы у экземпляров систем оценивания будут идентичными.
Таким образом, концепция - средство получать согласованные системы оценивания.
Коллективные взблески.
Все эти рассуждения являются лишь логическими конструкциями - прелюдиями.
Ведь оценка ощущается только в момент взблеска "Как надо", да и то в этот момент оценка выбраковывается из вне.
В иные моменты внутренняя жизнь оценок непостижима.
Логически можно натягивать размышления и наблюдения друг на друга, дойдя до коллективных взаимодействий (что и было показано выше).
Цель этого всего - задать вопрос: как соотносится взблеск и коллективные подмножества оценок?
Как поделится оценкой, созданной взблеском?
Ведь эта оценка вообще находится полностью в безмолвной части сознания.
И если захочешь поделиться ей словом - ощутишь себя немым.
Чуждые оценки.
Если в основном оценки, высеченные взблеском - покорные курочки, приседающие перед взблеском как перед петушком, то иные - дикие кошки.
Такие оценки являются абсолютно вредными и ощущаются вообще чужеродными.
Но они умеют заглушать взблеск - и смотришь на развитие событий широко раскрытыми глазами.
И тут, внимание - такие оценки безумеют, если пробовать их щупать исключительной ситуацией типа "шутка".
Страх.
Страху тоже можно придумать объяснение в рамках системы оценивания.
Например, страх новичка, выпущенного на проезжую часть.
Возникает оценка ситуации: сознание не справится с огромным потоком информации, а в подсознании нахватает оценок, чтобы являть верные действия. И оценка развивается сигнальной системой в страх.
Вывод.
Возникает больше вопросов, чем ответов, но вопросы эти приятные чему-то внутри.
Уже видно, что ответы на вопросы уведут ещё дальше от опостылевшей матрицы.
И согласованная система ответов на вопросы, приправленная графическим материалом, окажется теорией.
Оставаясь в рамках теории оценок, можно проиллюстрировать такой эффект этих вопросов: вопрос вызывает взблеск, формирующий новую оценку вопроса. Причём в большинстве случаев не подсвечивается существующая оценка, поскольку она отсутствует (место вакантно).
Хм, опять появляется вопрос - о вакантных местах. Очевидно, что совсем новые оценки будут оказывать влияние на систему оценивания в приоритетном порядке, перетряхивая весь мыслительный аппарат с неожиданным результатом.