Alice au pays des merveilles, фильм

Apr 27, 2010 17:48




На "Алису" никто со мной не рвался, тем более на V.O. Я решила, что мало того я в самую первую неделю на него не смогла пойти, так теперь вообще  ждать дольше нельзя, а то так и сойдёт с экранов без моего участия. Ну, раз у меня сегодня выходной, то я и отправилась.
Насчёт сойдёт с экранов - не совсем, на будущей неделе он ещё идёт, по крайней мере в нашем кинотеатре Arts et essais, но в зрительном зале (самом большом зале) нас, зрителей, было двое. Хотя сеанс был самый первый, в 11.50.

Преимуществом того, что я не пошла на фильм в самые первые дни, было то, что я знала, что история в фильме не кэролловская, а как бы то ли продолжение старой истории, то ли возвращение к старым персонажам. Из виденных в своё время трейлеров я этого не поняла.
Продолжение или возвращение меня не пугало - эта история столько раз экранизирована, прочитана, пересказана, нарисована, истолкована, обтрёпана и затрёпана, что экранизировать её так вот, в лоб, невозможно (я уже писала об этом в связи с последним фильмом про Шерлока Холмса, который мне очень понравился). Бёртон, кстати, в своём фильме за несколько секунд показывает, какой бы была его экранизация - ну, и кому такое надо? Ну и вообще я не путаю экранизацию с движущимися картинками по книжке. Меня интересовала вот это сочетание, казавшееся просто очевидным и именно поэтому особенно интересным: Бёртон + Кэрролл.
Результат оказался не слишком очевиден, по крайней мере для меня. В упрёк Бёртону я ставлю не то, что его прочтение - триллер (имеет право), а то, что не покидало ощущение дежа вю, и при этом было скучновато.
Сценарий - перемешано всё, что мы видели в последнее время в подростковых фильмах: Гарри Поттер, Нарния и проч. Повторюсь: я не против триллера в принципе (я даже за - это хорошая месть всем тем лингвистам, психоаналитикам и морализаторам, истрепавшим историю Кэрролла) , но кэрролловские персонажи в бёртоновский триллер не вписываются. И элементарно скучно - я плохо спала ночью, и в зале клевала носом. Общее развитие сюжета сомнений не вызывает, можно интересоваться только деталями - есть кое-что, но ничего сверхинтересного (идея со сменой платьев очень понравилась - меня этот вопрос с одеждой всегда беспокоит в сюжетах с изменяющимся телом или путешествиями во времени).
Декор - опять дежа вю, вспоминаются "Аватар" и бёртоновская же "Чарли и шоколадная фабрика" (поклонницей которой я не являюсь - я видела фильм 1971 года, и для меня Бёртон ничего революционного не принёс своей экранизацией).
Актёры - тут всё, как всегда, на высоте, хотя начинает создаваться впечатление. что Джонни Депп всё чаще играет Джонни Деппа, играющего роль для Джонни Деппа. Понравилась не столько актриса, сколько сам образ белой шахматной королевы - просто подарок психоаналитикам.
Ещё очень смутила расстановка некоторых стилистических акцентов. Бёртон ведь не перевирает ничего - у него кэрролловский текст и ситуации. И Королева у Кэрролла  жестокая, но всё же не страшно. Не сказать, что у Кэрролла понарошку, но это игра. У Бёртона не игра - у него выходит жестоко и страшно, даже когда речь о фантастических персонажах, а уж когда дело доходит до людей или на них похожих... Параллель может показаться странной - но вот у Виана в "Пене дней" тоже ведь много страшного и кровавого, но это не воспринимается "по-настоящему", это как клюквенный сок вместо крови, но при этом чувства там настоящие. Вот и у Кэрролла как-то так, а у Бёртона никакого клюквенного сока. К тому же, если опять к Виану вернуться, преодолеть подобное можно через чёрный юмор, но с Кэрроллом чёрный юмор не увязывается, да у Бёртона и не чёрный юмор, это ещё что-то другое.
В итоге, больше всего мне понравилась не "страна чудес", а обрамляющая фильм новелла из жизни двадцатилетней Алисы. Хотя опять-таки разочаровала концовка - ведь ежу понятно, что при том, как сложились обстоятельства, Алисе уготована судьба тётушки Имоджен.

экраны

Previous post Next post
Up