Возвращаюсь к прочитанным и неотчитанным книжкам.
Вслед за Исхаковым стала читать
Таунсенд - дальше про Адриана Моула. Прочла две книжки, и удобнее написать про обе вместе.
![](http://ecx.images-amazon.com/images/I/51M5NJETVEL._BO2,204,203,200_PIsitb-sticker-arrow-click,TopRight,35,-76_AA300_SH20_OU08_.jpg)
События в них соответствуют периоду с 1985 по 1992 год, соответственно Адриану - от 18 до 24 лет.
В первой книжке про жизнь Адриана не так уж много - Таусенд отказывается от формата дневников, хотя и не полностью, текст по-прежнему написан от первого лица и выглядит как выдержки из дневниковых записей. Смена формата - правильное решение, иначе читателю надоело бы, да и возраст Адриана сказывается.
В ту же книжку включены как бы "путевые заметки" - самого Адриана о поездке в Россию и самой Таунсенд о поездке на Майорку.
Написано в фирменном таунсендовском стиле, гротеск, конечно, но было почему-то не очень интересно. Возможно, это было слишком современно в своё время и потому так быстро устарело? Тексты кажутся именно устаревшими, странно даже.
А самое лучшее в книжке (она совсем маленькая, кстати) - The Secret Diary of Margaret Hilda Robert aged 14 1/4. Читаешь книжку и отгоняешь мысль "А не исписалась ли?", но вот доходишь до придуманного дневника будущей Маргарет Тэтчер и видишь, что пороху в пороховницах у Таунсенд ещё ого-го!
Тем не менее, если бы следующей книжки, Adrian Mole: The Wilderness Years, у меня не было, я бы, может, и не стала её заказывать. Но она была, поэтому я её сразу вслед и прочла - и вот она мне по-настоящему понравилась.
Это опять дневник, но уже не подростка, а юноши. Психологически интересно: у подростка Адриана Моула много типично подросткового (и точно описанного) и немало несимпатичных черт характера - вот задаёшься вопросом, что возрастное, а что не пройдёт? В The Wilderness Years уже не представитель "типичных подростков", личность вырисовывается.
Я даже, начав читать книжку как смешной пустячок, всплакнула под конец, настолько всерьёз кое-о-чём задумалась (хотя, возможно, это просто наложилось на моё внутреннее состояние в тот момент, но неважно - я предпочитаю связывать с книжкой).
Читая, вспомнила ещё про очень давно читаную и практически забытую французскую книжку:
Франсуаза Малле-Жорис рассказывает про свой собственный дом, свою семью, богемную атмосферу, в которой все замечательно живут, и как-то почти сами собой растут и воспитываются дети - конечно, даже классовая принадлежность не та, что у родителей Моула, но вот эпоха та же. И какие-то параллели возникают, и Адриана Моула начинаешь считать не столько занудным, сколько несчастным.
(Франсуаза Малле-Жорис впоследствии пересмотрела свои взгляды на "открытый дом" и воспитание в нём детей, насколько мне известно.)
Пока не знаю когда, но серию Таунсенд буду продолжать читать.