Серебряный век русского искусства в Вене

Jun 29, 2014 11:11

Намедни в венской галерее Бельведер открылась шикарная выставка русского искусства начала XX века. Официально выставка именуется «Серебряный век», причем кураторы пытаются внушить австрийской публике, что это русское название для ар-нуво и сецессиона. На самом деле, конечно, там показывают русский модерн и даже немножко русского авангарда.



Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. 1905 год. Собрание Русского музея, Санкт-Петербург.


Первоначально выставка задумалась очень амбициозной. Однако потом у галереи не хватило средств, чтобы оплатить транспортировку нескольких шедевров большого формата. В результате до Вены не доехало огромное полотно Николая Рериха «Сокровище ангелов», ранее принадлежавшее Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской, и изразцовый камин Михаила Врубеля «Микула Селянинович и Вольга». Зато из Третьяковской галереи прибыл знаменитый «Пан» кисти того же Врубеля:



Михаил Врубель «Пан». 1899 год. Собрание Третьяковской галереи, Москва.

Вместо одной огромной картины Рериха привезли четыре других форматом поменьше:



Николай Рерих «Строят ладьи». 1903 год. Собрание Музея искусства народов Востока, Москва.

Гвоздем выставки должен был стать «Элизиум» Леона Бакста. На мой вкус, это вообще один из главных шедевров русского модерна. Гигантский занавес, созданный художником для Театра Комиссаржевской, из-за своих размеров (9 на 13 метров) выставляется крайне редко. Первоначально планировалось, что он займет целую стену в зале, посвященном венским гастролям балета Сергея Дягилева. Однако и здесь не хватило денег на транспортировку, поэтому на выставке показан только большой эскиз «Элизиума», что тоже очень неплохо:



Леон Бакст «Элизиум». 1906 год. Собрание Русского музея, Санкт-Петербург.

Вообще выставка посвящена не столько русскому искусству Серебряного века как таковому, сколько контактам между австрийскими и русскими художниками того времени. Работы русских художников до революции дважды выставлялись в Вене - в 1901 и 1908 году - оба раза в павильоне «Сецессион». Причем после второй выставки несколько картин были приобретены австрийским правительством, в том числе портрет семьи профессора Казанского университета Бориса Поленова кисти Бориса Кустодиева. Сегодня это самое ценное произведение русской живописи в австрийских собраниях:



Борис Кустодиев «Семейный портрет». 1905 год. Собрание галереи Бельведер, Вена.

Еще четыре картины Кустодиева привезли из российских музеев. В итоге на венской выставке получился целый зал этого живописца:



Борис Кустодиев «Портрет жены художника». 1903 год. Собрание Русского музея, Санкт-Петербург.

Плюс к этому на венской выставке показывают Константина Коровина, Мстислава Добужинского, Константина Сомова, Леонида Пастернака, оригиналы иллюстраций Ивана Билибина к сказкам Пушкина и очень много эскизов костюмов для балетов Сергея Дягилева. Сами костюмы тоже присутствуют. Отдельный зал воспроизводит выставку советского плаката, организованную в Вене уже после революции. Там представлены Владимир Маяковский, Дмитрий Моор, Виктор Дени и Эль Лисицкий.

Выставка продлится до 28 сентября 2014 года.
Подробности тут: www.belvedere.at

Стоит помнить, что одновременно в Вене работают еще несколько замечательных выставок, про которые я уже рассказывал ранее. Если кто-то стесняется ездить в Вену слишком часто, полезно иметь ввиду, что 12 сентября в Альбертине открывается ретроспектива знаменитого испанского художника Жоана Миро, так что просмотр Серебряного века русского искусства теоретически можно совместить и с ней. Правда, одновременно стоит держать в уме, что в течение октября в Вене откроются еще сразу четыре выставочных блокбастера - большие выставки Веласкеса, Тулуз-Лотрека, Клода Моне и Альберто Джакометти. Так что осенью и так будет достаточно поводов прокатиться в сторону столицы Австрии.

Не забываем на всякий случай зафрендить мой живой журнал и лайкнуть меня на фейсбуке или вконтакте.

выставка, вена, русское искусство

Previous post Next post
Up