Нынешним летом в Вене будет офигенно интересно. Рассказываю сразу про все заслуживающие внимания выставки, чтоб проще было планировать поездку. Фотографии Герда Людвига, Дэвида Лашапеля и Гарри Виногранда, шедевры Эгона Шиле, Альбрехта Дюрера и Леона Бакста на главных выставках этого лета в австрийской столице.
Герд Людвиг
Вена, Австрия
Naturhistorisches Museum
14 мая - 1 сентября 2014 года
www.nhm-wien.ac.at Всё лето в Музее естествознания работает выставка замечательного немецкого фотографа Герда Людвига. Это один из лучших современных фотодокументалистов, очень много снимающий в странах бывшего Советского Союза. На венской выставке представлены его фотографии из Чернобыля. Герд Людвиг документирует последствия страшной аварии на советской атомной электростанции уже более двадцати лет, дольше и обстоятельнее любого другого фотографа.
Герд Людвиг. Припять, Украина, 2011 год.
Герд Людвиг. Жительница зоны отчуждения, 92-летняя Харитина Деча, село Теремцы, Украина, 2011 год.
Герд Людвиг. Заброшенная школа, Припять, 2005 год.
Герд Людвиг. Больные раком щитовидной железы 54-летний Олег Шапиро и 13-летний Дима Богданович в больнице, Минск, Белоруссия, 2005 год.
Герд Людвиг. Заброшенная школа, Припять, Украина, 2005 год.
Дэвид Лашапель
Вена, Австрия
OstLicht Galerie
5 июня - 14 сентября 2014 года
www.ostlicht.at В галерее OstLicht только-только открылась большая выставка Дэвида Лашапеля, одного из самых известных современных фотографов. Кто пропустил его выставку в Праге пару лет назад, теперь имеет шанс наверстать упущенное. Остальным тоже стоит прокатиться на венскую выставку, там довольно много совсем свежих работ. Я сам точно поеду. Лашапель очень крут!
Дэвид Лашапель «Перерождение Венеры». 2009 год.
Дэвид Лашапель «Весенняя пора». 2008-2011 годы.
Дэвид Лашапель «Однажды в саду». 2014 год.
Дэвид Лашапель «Аманда Лепор. Бриллиантовая зависимость». 1997 год.
Гарри Виногранд
Вена, Австрия
WestLicht Galerie
5 июня - 3 августа 2014 года
www.westlicht.com Ввыставка классика американской стрит-фотографии Гарри Виногранда. Тоже более чем заслуживающий внимания фотограф.
Гарри Виногранд. Всемирная выставка, Нью-Йорк, 1964 год.
Гарри Виногранд. Юбилейный бал в музее Метрополитен, Нью-Йорк, 1969 год.
Австрийское искусство в годы Первой мировой
Вена, Австрия
Leopold Museum
5 июня - 15 сентября 2014 года
www.leopoldmuseum.org В Музее Леопольда работают сразу две большие выставки. Первая посвящена австрийскому искусству в годы Первой мировой войны, вторая представляет сто шедевров графики из собрания музея. Сходить на обе стоит уже ради одних только рисунков Эгона Шиле. Хотя там много всего любопытного.
Альбин Эггер-Линц «Северная Франция». 1917 год. Частное собрание.
Эгон Шиле «Больной русский». 1915 год. Собрание Музея Леопольда, Вена.
Эгон Шиле «Левитация» («Слепые»). 1915 год. Собрание Музея Леопольда, Вена.
Эгон Шиле «Красная блузка». 1913 год. Собрание Музея Леопольда, Вена.
Коломан Мозер «Любовники». 1913 год. Собрание Музея Леопольда, Вена.
Эгон Шиле «Слепая мать». 1914 год. Собрание Музея Леопольда, Вена.
Эгон Шиле «Лежащая женщина». 1917 год. Собрание Музея Леопольда, Вена.
Имперское напрестольное евангелие
Вена, Австрия
Kunsthistorisches Museum
5 июня - 21 сентября 2014 года
www.khm.at Небольшая экспозиция в Музее истории искусств под названием «Отцы Европы» посвящена она римскому императору Октавиану Августу и императору франков Карлу Великому. На этой выставке впервые с 1954 года, то есть впервые за последние 60 лет, выставлено Имперское напрестольное евангелие, созданное 1200 лет тому назад по заказу самого Карла Великого. На этом евангелии впоследствии клялись во время коронации все императоры Священной Римской империи, то есть это вообще одна из самых знаменитых книг в истории человечества. Оклад Имперского евангелия был изготовлен около 1500 года и сейчас постоянно выставлен в сокровищнице венского дворца Хофбург в Вене рядом с короной Священной Римской империи, а вот сам манускрипт простые смертные не видели уже шесть десятилетий. К сожалению, на выставке книга раскрыта на станице с орнаментом. Миниатюры четырех евангелистов можно посмотреть только на выставленном рядом факсимиле.
Евангелист Иоанн Богослов. Страница Имперского коронационного евангелия. Около 795-800 года.
Шедевры графики из собрания Альбертины
Вена, Австрия
Albertina
14 марта - 29 июня 2014 года
www.albertina.at Не забываем, что в венской Альбертине до конца июня еще работает
выставка шедевров графики из ее богатейшего собрания. Одного только Дюрера там выставлено сразу семь листов, один бесценнее другого. В том числе впервые за последнее десятилетие выставлен его знаменитый заяц. Дюрером дело не ограничивается. В одним зале с ним выставлены рисунки Босха и Питера Брейгеля Старшего. В соседнем зале подготовительный рисунок Микеланджело к неосуществленной фреске «Битва при Кашине». Рядом подготовительные рисунки Рафаэля к росписям папского дворца в Ватикане. Пытаясь превзойти Микеланджело в знании анатомии, Рафаэль сначала рисовал фигуру обнаженной, и только потом закутывал ее драпировками. Микеланджело же, как считается, просто тайком вскрывал по ночам трупы в морге, чтобы получше разобраться с устройством человека. Рисунки двух гениев итальянского Возрождения сейчас висят рядом, так что можно сравнить чей метод изучения анатомии оказался более эффективным.
Альбрехт Дюрер «Заяц». 1502 год. Собрание Альбертины, Вена.
Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают маленьких». 1556 год. Собрание Альбертины, Вена.
Микеланджело Буонарроти «Обнаженный со спины». Около 1504 года. Собрание Альбертины, Вена.
Рафаэль Санти «Обнаженные». 1515 год. Собрание Альбертины, Вена.
Серебряный век русского искусства
Вена, Австрия
Belvedere
27 июня - 28 сентября 2014 года
www.belvedere.at Наконец, самое главное... Поездку в Вену тактически правильно отложить до 27 июня, когда в галерее Бельведер откроется шикарная выставка, посвященная
Серебряному веку русского искусства. Судя по всему, это будет очень круто! Уже сейчас известно, что на выставку привезут «Пана» Врубеля и огромное полотно «Сокровище ангелов» Рериха, ранее принадлежавшее Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской. Гвоздем выставки станет «Элизиум» Леона Бакста - гигантский (9 на 13 метров) занавес для Театра Комиссаржевской, который из-за своих размеров выставляется крайне редко. На мой вкус, это вообще один из главных шедевров русского модерна.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. 1905 год. Собрание Русского музея, Санкт-Петербург.
Михаил Врубель «Пан». 1899 год. Собрание Третьяковской галереи, Москва.
Леон Бакст «Элизиум». 1906 год. Собрание Русского музея, Санкт-Петербург.
Борис Кустодиев «Семейный портрет». 1905 год. Собрание галереи Бельведер, Вена.
Перечень выставок отражает мои личные предпочтения и не претендует на объективность. То есть это выставки, на которые либо я сам точно собираюсь поехать посмотреть, либо очень хотел бы поехать. Текст проиллюстрирован исключительно произведениями, которые представлены на упомянутых выставках (хотя ошибки, разумеется, возможны).
ЗЫ Нужно еще держать в уме, что 12 сентября в Альбертине открывается ретроспектива Жоана Миро, так что просмотр Серебряного века теоретически можно совместить и с ней.
© David LaChapelle
© Gerd Ludwig / Institute / Edition Lammerhuber
© Garry Winogrand