По материалам книги Вамик Волкан, Элизабет Зинтл "Жизнь после утраты" (Психология горевания)
"Ход жизни человека зависит от способности справляться с переменами, адаптироваться ко всем утратам и использовать изменение как средство для роста.
Не полностью пережитые утраты, другими словами, перемены, к которым мы не адаптировались, омрачают нашу жизнь, ослабляют нашу энергию и ухудшают нашу способность устанавливать отношения. Не будучи в состоянии горевать, мы становимся заложниками старых ценностей, мечтаний и отношений, остаемся за пределами настоящего, потому что мы все еще "пляшущим под дудку прошлого". [...]
Неразрешенные утраты отрицательно влияют на нашу жизнь, мешают общению с другими людьми даже в таких обычных ситуациях, как приветствие, прощание, и назначение встреч. [...]
Последствия неразрешенных утрат могут пагубно сказаться на близких отношениях. Тот, кто не способен горевать, не способен, возможно, и к длительному, любовному чувству.*[...]
Три обстоятельства являются основополагающими в понимании переживания горя. Во-первых: каждая утрата неизбежно вызывает скорбь.** Во-вторых: каждая потеря воскрешает у нас в памяти все прошлые утраты.*** В-третьих: каждая утрата, если она полностью пережита, может дать толчок к личностному росту и обновлению.
На способность к переживанию горя влияют четыре фактора. Первый касается эмоционального состояния оставшегося в живых: у тех, кто испытал в детстве недостаток заботы или столкнулся с целым рядом потерь, переживание горя может быть особо тяжелым.**** Второй фактор затрагивает специфичную природу утраченных отношений: их тяжелее пережить, когда они были связанны с высокой зависимостью или обременены незаконченными делами. Третий фактор связан с обстоятельствами утраты: когда кто-то умирает внезапно или при отягчающих обстоятельствах, принять смерть труднее. Последний фактор обусловлен на выражение печали, существующем в современном обществе. Мы живем в культурной среде, которая отрицает смерть. Вместо того, чтобы повернуться лицом к собственной уязвимости и признать тот факт, что мы можем терять и быть потерянными, мы привозносим стоицизм и призываем тех, кто переживает утрату, стиснуть зубы. Культурально мы все предрасположены к осложненному и отсроченному гореванию.*****
И все же нельзя отрицать чувство горя; это так же глупо, как пытаться не обращать внимания на сломанную кость.[...]
Когда мы полностью переживаем горе, мы глубже узнаем себя. Мы приобретаем не только большую психологическую зрелость, но и, конце концов, научаемся радоваться жизни. То, что болезненная и истощающая нас утрата делает нас богаче, является морально не совсем привлекательной идеей. Утрата - это жестокий подарок. "(с)
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Прокомментирую этот текст исходя из ситуации отношений абьюза.
* Если говорить о людях с психопатической организацией личности, то ни горевать, ни любить они не способны. Это связано с недоразвитием высших психических чувств у этих людей, таких как нравственно-моральные чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.
"Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. Моральные чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания - своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные - внутренний протест.
К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести." (с)
Моя гипотеза, что эта проблема у психопатически организованных людей возникла в раннем детстве, в доречевом периоде развития, когда то или иное событие, маркированное психикой как утрата, не было пережито. Либо имели место микроповреждения головного мозга, которые привели к проблемам с зеркальными нейронами (об этом будет позже статья из цикла физиология отношений) в результате травмы или болезни.
** Любая утрата вызывает скорбь. Утрата отношений вызывает у нормальных людей множество негативных чувств. Отрицание этих чувств другими людьми, требование прекратить их испытывать, попытки заставить эти чувства побыстрее уйти вызывают гнев, протест и чувство обиды от непонимания. Добавим сюда еще то, что очень сложно объяснить абьюз, не имеющий физического насилия и при признанной маске нормальности абьюзера. Отдельно хочется отметить принятое в социуме отрицание скорби от разрыва отношений у детей. К матерям предъявляются требования "не лишать детей детства", " не втягивать их во взрослые проблемы", "не вешать свои эмоции на детей - у них все проще" и т.д. При недостаточной внутренней силе у женщины, и сильной зашоренности ее ума магическим мышлением и патриархальными стереотипами - дети попадают в жуткое искажение реальности, травмируются дополнительно и получают отсроченное во времени горевание, а также перспективу вляпаться во взрослом возрасте в токсичные отношения со своим партнером, так как любая травма всегда требует быть отреагированной.
*** Любая психическая травма реактивирует все предыдущие травмы, не в зависимости были они проработаны или нет. Ситуация абьюза - это ситуация длительной, хронической травматизации, построенной на полосатом режиме жизни, когда "хорошие, благоприятные" времена чередуются с "плохими". В случае разрыва отношений абьюза происходит аккумуляция всех травматичных событий из плохих периодов. Что часто, кстати, дает абьюзеру повод обвинять жертву в злопамятстве. Например: "Да, я изменил и забыл. А ты такая злопамятная, предъявляешь мне список моих прегрешений." Жертва не забыла, жертва проделала трудную работу прощения, когда снова и снова ради человека, которого любишь, прощаешь нанесенную травму. В случае разрыва отношений абьюза суммируются и все травмы, и вся проделанная работа по прощению. К текущей травме абьюза еще добавляются все предыдущие психологические травмы, которые были до этих отношений.
Очень большие страдания жертве причиняют даже не прошлые травмы, нанесенные абьюзером, а проделанная тяжелая работа по прощению, так как перенесенные страдания, связанные с непростой работой прощения, оказались пережиты зря. Это порождает в женщине глубокое чувство горечи и самообвинения себя в глупости.
**** Как правило, в ситуацию длительного абьюза попадают люди, имеющие в прошлом токсичное детство, токсичных родителей. Что не только заставляет их надолго застревать в отношениях абьюза, но и приводит к длительному, отягощенному гореванию после разрыва абьюза.
Абьюз - это всегда отношения, построенные на формировании у жертвы различных зависимостей. Что также усложняет и удлиняет работу горя.
*****В случае, если абьюз прекратил сам абьюзер, в связи с тем что была найдена новая жертва, то разрыв отношений проживается женщиной, как внезапная потеря при отягчающих обстоятельствах; что приводит к шоковому состоянию на достаточно длительный период времени. Невозможность объяснить абьюз тем людям, которые никогда не сталкивались с подобным явлением, умноженный на принятый в обществе стоицизм "сильных людей", сопровождает горевание жертвы сильнейшими соматическими проблемами - ПТСР, нарушения в ЖКТ, кожные проявления и т.д. (См Чикагскую семерку).
Продолжение следует. Книга потрясающая - рекомендую.