По материалам книги Вамик Волкан, Элизабет Зинтл "Жизнь после утраты" (Психология горевания)
О НЕИЗБЕЖНОМ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЕ
"наши детские мечты по большей части оказываются иллюзорными; нам суждено пройти через череду разочарований в других людях и множество раз подниматься после потери уважения к самому себе; приходится признать свои весьма скромные возможности и достижения, серьезные ограничения физических и умственных способностей. Потеря дружбы, любви, надежды, самого себя прежнего, физической привлекательности и здоровья - это далеко не полный перечень событий, которые вмещает единичная человеческая жизнь.[...]
Мы естественным образом вкладываем в самих себя в тех, кого любим, и в наши отношения с ними.* Когда судьба ставит нас перед фактом смерти значимого для нас человека, мы можем чувствовать, что жизнь подошла к концу. Как известно, мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим, и никогда не бываем так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект нашей любви. Начало горя всегда исполнено тоски и протеста. Мы так же ощущаем опустошенность, как будто утратили часть себя.** Когда мы впервые сталкиваемся со смертью, мы можем просто не представлять, как после такого удара можно оправится и вернутся к жизни. От того, сможет ли человек пройти через этот кризис, зависит, какой для него будет последующая жизнь. Некоторые люди, особенно без помощи извне, могут никогда не оправится от смерти близкого человека. Горе может стать патологическим состоянием, с отрицанием факта утраты и погружением в переживание бессмысленной боли или оцепенения и бесчувствия, чтобы отгородится от этой боли. Не пройдя через это испытание, человек живет либо во воспоминаемом, часто вызывающем раскаяние прошлом, которое больше не существует, либо в тревожном ожидании будущего.
Жизненно важно, чтобы скорбящий вновь открыл смысл жизни, даже без того, кто олицетворял этот смысл. Оплакивание потери требует мужества, душевных сил и времени. Скорбящий перерабатывает потерю шаг за шагом и медленно свыкается с реальностью. Рано или поздно горюющий становится способным сказать умершему "прощай" Это не означает ни полного отсутствия воспоминаний о разделенном прошлом, ни желаний избавится от приходящих мыслей об умершем. Лишь в результате полного признания утраты и ее постепенного оплакивания удается сохранить связь с утраченным объектом любви и вернутся к жизни. *** В процессе, который после Фрейда, мы называем "работой горя", ранее принадлежавший к настоящему и внешнему миру человек постепенно заменяется в нашем представлении на другой объект, принадлежащий к прошлому и области воспоминаний. Иначе говоря, обращения к воспоминаниям об умершем и оплакивание ведет к завершению горевания, но вместе с тем, в каком-то смысле, этот процесс никогда не завершается полностью. "
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Прокомментирую этот текст исходя из ситуации отношений абьюза.
Я рассматриваю разрыв отношений с абьюзером, как условную смерть абьюзера. По факту, эта ситуация даже хуже, чем смерть близкого человека. Смерть партнера оставляет человеку совместное прошлое, наполненное теплыми воспоминаниями. А разрыв абьюза порождает пересмотр всего прошлого с абьюзером, жуткую боль в настоящем и сильный страх (из-за подрыва веры в людей, в себя) перед будущим.
* Лица, имеющие патологическую организацию психики, лица из темной триады (
http://ru-dark-triad.livejournal.com) никогда не вкладывают себя в отношения, в партнера. После разрыва таких, токсичных по своей сути, отношений, жертва больше всего страдает от переживания осознания того, что что ее партнер никогда, ничего не вкладывал ни в отношения, ни в нее саму. Даже те крупицы "хорошего", которые были в этих отношениях, при внимательном рассмотрении оказываются либо продуктом поступков самой жертвы, либо фантазийными кульбитами ее ума. Осознание этих вещей приносит страшную душевную боль.
Разрушение иллюзий о другом человеке всегда сопровождаются сильным гневом. И это абсолютно нормальная реакция здоровой психики на чудовищный обман. Это не просто разочарование в человеке, обман своих ожиданий - это осознание своей слепоты (часто многолетней) и "глупости" (это не реальная глупость скудоумного человека, это боль от того, что жертва была так глупа и наивна в самом важном - в близких отношениях).
**Другим фактором, приносящим нестерпимую боль, после разрыва с психопатологическими личностями, является понимание того, что жертва абьюза никогда не была частью психизма абьюзера (отсюда такая легкая и частая смена жертв), зато сам психически нездоровый человек поглотил психизм жертвы (иногда почти целиком). Гендерное патриархальное воспитания женщин, призывающее женщину к служению своей семье и своему мужчине,приводит к тому, что поглощенная абьюзером часть психики всегда очень-очень большая, потому что базируется она не только на патриархальной организации общества, но и на механизме идентификации с агрессором.
После разрыва абьюза женщина проживает утрату самоидентификации, что проживается, как психическая смерть; как полный, тотальный распад личности. И это переживание тем сильнее и глубже, чем слабее у женщины внешние связи, чем сильнее она была изолированна семьей, чем меньше в ее жизни событий, людей и достижений, определяющих ее, как человека.
*** Огромную сложность для женщины после абьюза представляет то состояние газлайтинга, в которое ее погрузила психически больная личность. "Утрата" абьюзера признается крайне сложно: требуется огромная работа, направленная на осознание прошлого, восстановление реальных фактов, имеющих место в отношениях, чтобы перевести утраченный "хороший" объект в "плохой". Этот процесс необходим для того, чтобы начать горевать. Мешает этому процессу активация мощнейших психзащит от "самадуравиновата", "в проблемах в отношениях всегда двое", "у него детская трамвма" и т.д. до аболютно безумных психологических качелей расщепленного Эго на "раненное Я" и "надеющееся Я". Поддерживающим фактором, для непрекращающегося переваривания в голове жертвы этого психологического компота, является и сама культура отношений в социуме, и недостаток знаний о существовании личностей с патологией психики, и гендерная роль жертвы, и экономическое положение женщины, и сама маска нормальности абьюзера в общих социальных связях. По этим причинам женщины либо снова и снова возвращаются к абьюзеру, либо застревают в проживании горя, либо заводят новые отношения с психопатическими личностями.
Подробнее об осложненном горевании в следующей части.