Польша: Магдалена Самозванец

Jun 25, 2019 03:45

Сразу оговорюсь, что Самозванец это псевдоним. Под именем Магдалена Самозванец [Magdalena Samozwaniec] печаталась Магдалена Анна Коссак (1894/1899-1972), представительница большой артистической династии. Дед - художник Юлий Коссак, ученик Ораса Верне, французского дипломата и живописца, двоюродного брата Шерлока Холмса (кроме шуток). Отец - Войцех Коссак, придворный живописец Вильгельма II. Мать - Мария-Анна Кисельницкая-Коссак, которую дети называли Мамись, Мома, Мамидло, совершенно уникальная личность, жалко, мемуаров не оставила. Брат - Ежи Коссак, художник, которому предсказывали, что он превзойдёт отца и деда, но, к сожалению, предсказание не сбылось, это отдельная печальная история. Сестра - Мария Павликовская-Ясножевская, поэтесса и писательница. О ней есть посты в сообществе: https://fem-books.livejournal.com/161846.html, https://fem-books.livejournal.com/1583930.html. Кузина - Зофья Коссак-Щуцкая.




Систематического образования Лилька и Мадзя (так называли дома сестёр Марию и Магдалену) не получили. Усадьба Коссаковка сама была и образовательным учреждением, и концертным залом, и дискуссионным клубом. Здесь играл на рояле сам Падеревский, рассуждал о Платоне философ и борец за трезвость Винцент Лютославский, читал свои произведения Сенкевич... Сёстры учились дома, свободно знали французский, немецкий и английский. Первый юмористический рассказ, "Мама выезжает в город", Мадзя написала в одиннадцать лет. Года два она посещала женскую школу изящных искусств Марии Недельской в Кракове, занималась росписью по ткани, увлечённо работала в мастерской батика. Но в 1921 году из художницы превратилась в замужнюю даму. Поклонник, кругленький и смешной молодой дипломат из старинного краковского семейства преданно ждал Магдалену под дождём, простудился, слёг, она приехала его навещать, и, в общем, семьи сочли за благо породниться. Коссаки Старжевских не любили за скупость, а Старжевские считали Коссаков богемой.

В 1922 году Магдалена, Мария и её муж Ян Павликовский втроём написали роман "На устах греха" [Na grzechach grzechu], пародию на бестселлер Гелены Мнишек "Прокажённая" [Trędowata]. Штампы мелодрамы пародировались не хуже, чем в "Неуютной ферме" Стеллы Гиббонс штампы деревенской прозы:

- Замолчите! - выдохнула графиня с пеной на губах, - замолчите, если не хотите, чтобы я вышла к вам из позолоченных рамок хорошего воспитания!

В том же году у Магдалены и Яна Старжевских родилась единственная дочь Тереза. Родилась вопреки предписаниям врачей: у будущей мамы подозревали процесс в лёгких и требовали прервать беременность. Лилька упала сестре в ноги, умоляя согласиться на аборт. В дело вмешалась мать, обратились к другим докторам, которые в конце концов разрешили рожать...

Карьера Старжевского пошла вверх, его назначили в румынское посольство. Мадзя в Румынии не прижилась. Её вольные манеры и особенно курение шокировали старозаветный двор. Так что брак со Старжевским вскоре распался. Магдалена просто взяла и уехала на Ривьеру: мне, мол, с самого начала гадалка предсказала, что супружество будет несчастливое и короткое. Муж, со своей стороны, утверждал, что "госпожа Старжевская из дома Коссак не способна быть супругой дипломата, так как ведёт себя неадекватно и бестактно". Когда брак аннулировали, все вздохнули свободно. Магдалена Самозванец ездила по стране с литературными вечерами, собирала полные залы, выступала в кабаре, активно издавалась, написала сатирическую книгу "Большой шлем: только для бриджистов". У неё были любовные истории, в том числе с французским писателем Жюлем Роменом, а также с какими-то авантюристами. Один, например, выдавал себя за личного врача марокканского султана.

Маленькую Терезу растила бабушка. Повзрослев, она уехала в Копенгаген к отцу, который был в Дании на дипломатической должности, но рассорилась с мачехой и перед самой войной вернулась в Польшу. К ней приехал жених, Зигмунт Невидовский, без памяти влюбился в Магдалену, которая была на двадцать лет его старше, и предложил руку и сердце будущей тёще... Тщетно пытались замять скандал. Тереза хлопнула дверью и уехала из Коссаковки навсегда. Во время войны она вышла замуж за графа Плятера и уехала с ним в Германию. Существует легенда, что граф работал управляющим у Геринга. Это не так, не было у Геринга никогда такого управляющего. После войны Плятеры уехали в Париж, там развелись. Тереза вышла замуж за француза, эмигрировала в Аргентину с сыном от первого брака, там вышла замуж за француза, родила дочь, прожила долгую жизнь. Так они с матерью и не увиделись. Хотя известно, что в последние годы Магдалена Самозванец её разыскивала.

Родители Мадзи скончались в оккупированной Польше: отец в сорок втором, мать в сорок третьем. В сорок пятом умерла от рака Мария Павликовская-Ясножевская в эмиграции, в Манчестере. Ссора с братом, неописуемая послевоенная нищета. И тут снова появляется Невидовский. Он во время войны был хозяином ломбарда и оказался при деньгах. Он вновь предложил Магдалене пожениться. Она согласилась, как ядовито шутил Ежи Коссак, только ради того, чтобы вернуть имущество, в этом самом ломбарде и заложенное. Тем не менее пара прожила тридцать лет в согласии, хотя известно об изменах Неведомского. Он оставил прочувствованные мемуары о супруге.

После войны Магдалена жила в Варшаве, публиковала статьи и афоризмы в периодике. Её называли первой дамой польской сатиры и даже единственным сатириком Польши. Прославились мемуарные книги Самозванец "Мария и Магдалена" [Maria i Magdalena, 1956] о межвоенной Польше и "Гостья небесная" [Zalotnica niebieska, 1973] - о сестре. Они были не только творческим дуютом, Лилька и Мадзя, но и настоящими подругами, невзирая на все разногласия.

Последняя разлука сестёр была долгой. Магдалена Самозванец умерла в 1972 году в Варшаве.

сестры, юмор, война, польский язык, сатира, мемуаристика, Польша, афоризмы, дружба, мир искусства, 20 век

Previous post Next post
Up