Luise Eichenbaum, Susie Orbach "What Do Women Want?"

Oct 29, 2018 02:02



"Чего хотят женщины?" - говорят, таким вопросом озадачил Фрейд Марию Бонапарт, свою идейную оппонентку, пациентку и ученицу. За все годы практики этого он так и не смог понять. Интересно, пытался ли он спросить у фрау Фрейд?..
Книга совместного авторства Сюзи Орбах и Луизы Эйхенбаум посвящена тому, чего хотят женщины в отношениях - любовных, дружеских, супружеских. Частично эта тема также затронута в другой их книге "Understanding Women". В основном Орбах и Эйхенбаум рассматривают гетеросексуальные отношения, но также немного и лесбийские.

В этой книге Эйхенбаум и Орбах используют понятия "зависимости" (dependency) и "взаимозависимости" (interdependency) (не путать с "созависимостью", co-dependency!). Собственно, они пытаются реабилитировать понятие "зависимости" применительно к эмоциональной стороне отношений. Принято считать, что зависимость - это однозначно плохо, а вот независимость - очень хорошо. Однако, есть ведь и понятие "контрзависимость" - избегание близости и интимности, тоже ничего хорошего...
Орбах и Эйхенбаум считают, что все мы проходили в своей жизни этап зависимости - по крайней мере, в младенческом возрасте, и этот опыт вовсе не обязательно плох. Поэтому и в дальнейшей жизни у нас сохраняется потребность в близости, контакте, а это,  как ни крути, некоторая зависимость от других.
В английском "depend" значит не только зависеть, но и полагаться на кого-то.

"И мужчины, и женщины нуждаются в удовлетворении своей потребности в зависимости. Знание, что можешь полагаться на других по части понимания и эмоциональной подержки, позволяет быть уверенной и экспрессивной."

Понятия зависимости и близости, по их мнению, тесно связаны между собой.

"Зависимость и близость тесно связаны. Близость и контакт с другим заставляют нас чувствовать себя уязвимыми. Многие люди испытывают сложности с тем, чтобы показать свою любовь или привязанность, потому что они чувствуют себя слишком уязвимыми и беспокоятся, что их могут отвергнуть или счесть глупыми. Люди часто держат свои чувства любви внутри, пытаясь защититься от возможной боли и отвержения. Мы обладаем способностью создавать невидимые барьеры между собой и другими. Иногда мы ощущаем контроль над тем, опустить или поднять эти барьеры. Часто эти барьеры словно живут своей жизнью, и даже если мы хотим сказать "Я люблю тебя" или взять любимого человека за руку, мы чувствуем себя парализованными. Эти барьеры не только удерживают другого человека, но также сдерживают и нас. Мы можем быть в тюрьме своих границ, которые не дают нам достичь той близости, к которой мы стремимся."
Авторки рассматривают, как по-разному женщины и мужчины, в силу своей различной гендерной социализации, проявляют и реализуют эту потребность.
Для мужчин потребности в эмоциональной связи и заботе удовлетворяются без необходимости их признавать и выражать. Это как бы "настройка по умолчанию".

"Он может не видеть, когда его эмоциональные потребности обслуживаются, потому что эта забота - просто то, чего он ожидает, это норма, это основа межличностной динамики в нашей культуре."
"Каждая женщина знает, что мужчины рассчитывают на них и ожидают внимания и заботы."
"Девочка растет, предполагая, что она родит на свет детей, которые будут зависеть от нее, и что она будет связана с мужчиной, которому будет обеспечивать заботу, физический уход и эмоциональную среду."
"Мужчины и интимные отношения с мужчинами так много значат для женщин, потому что нас воспитывали в социальном смысле так, чтобы мы искали их, чтобы сделать наши жизни полными."
"Глядя на то, как гетеросексуальные пары взаимодействуют между собой психологически, с женской точки зрения, можно сказать, что женщины своим воспитанием подготовлены к такой жизни, где им будет не хватать эмоционального контакта, которого они так сильно желают. Ограниченная в той или иной степени в мире общественных отношений и разочарованная в своих близких отношениях, женщина часто заводит ребенка или детей, чтобы заполнить пустоту и быть с кем-то в зависимых отношениях."
Хотя на деле отношения с ребенком не заменяют близости с партнером, да и такая установка не способствует здоровым отношениям с дочерью либо сыном...
"Хотя мужские потребности в зависимости по большей части спрятаны в культуре, на самом деле мужские потребности в зависимости более постоянно удовлетворяются. И внутренне, психологически, и во внешнем мире, происходит процесс маскировки этих потребностей. Внутренняя маскировка - это отрицание матери внутри, отрицание изначальной мужской зависимости от женщины для выживания. Этой внутренней маскировке способствуют психологические защиты, цель которых - поддерживать маскулинное самоощущение.
Внешняя маскировка - это идеология, утверждающая что женщины зависимы, слабы и беспопощны, в то время как мужчины независимы, сильны и автономны. Здесь маскируется продолжающаяся зависимость мужчин от женщин в эмоциональном, сексуальном и физическом плане."
(В физическом плане - здесь имеется в виду бытовое обслуживание, которое многие мужчины всё ещё ожидают и воспринимают как нечто само собой разумеющесся - и частенько получают.)

В формировании потребности в зависимости чрезвычайна важна роль матери, и Эйхенбаум и Орбах много пишут о материнстве. Почему так много внимания уделяется роли матери? А какова же роль отца?

"Для большинства из нас отец не так уж много присутствовал в ключевой период младенческой зависимости, когда наши личности начинали формироваться. Мало кто из нас проводила с папой больше, чем полчаса или около того, в конце каждого буднего дня. Большую часть недели он отсутствовал, и давала нам мать, к ней мы обращались, когда хотели чего-то. Отец живет на периферии мира маленькой девочки. Он всегда приходит и уходит. Его присутствие и отсутствие влияют на эмоциональную атмосферу. Когда он рядом, он получает внимание матери, когда он уходит, это внимание возвращается к нам."
"Он [отец] не спасает ее от сложных аспектов ее отношений с матерью. Он не хочет видеть ее нуждающуюся и желающую часть. Он не предлагает ей реальной альтернативы. Ее отношения с ним ограничены по-своему. Это повлияет на все её будущие отношения с мужчинами.
Женщины живут болезненными ощущениями депривации; с жаждой заботы, любви, принятия и эмоционального контакта. Каждая женщина в своей индивидуальной жизни и отношениях стремится заполнить пустоту внутри и примириться с важной темой зависимости и привязанности."

"Мальчики могут жить в ожидании постоянной материнской заботы, сперва от мамы, потом от жены. В то время как мужчины обретают власть во внешнем мире - за счет того, что родились мужского пола в патриархальной культуре - они продолжают получать заботу (как и дети) дома."

"Хотя перед мальчиками стоит трудная задача сепарироваться от матери психологически, идентифицироваться с отцом и развить самоощущение, что они отличаются от матери, они не теряют мать. Они не должны отказываться от нее или, что еще важнее, они не должны отказываться от ожидания материнской заботы и от самой этой заботы. У них есть психологическая задача сепарации (как и у девочек, для которых однако сложнее сепарироваться от особы того же гендера), но они не должны отказываться от своей эмоциональной потребности, чтобы женщина продолжала заботиться о них и ухаживать за ними.
Так же, как в обществе невидим женский труд, невидима и мужская зависимость. Женщины говорят о себе: "Я ничем не занимаюсь. Я домохозяйка." И мужчины говорят о своих женах: "У нее столько свободного времени, она целый день дома. Она не работает."

При этом, Орбах и Эйхенбаум подчеркивают - винить матерей в "неправильном" воспитании, травмирующем детей, в целом неправильно, винить надо существующие практики материнства и отцовства, гендерные роли и дисбаланс власти между полами:

"Психологические теории всегда винят матерей за все наши неврозы, но это лишь общественное предписание ограничивает женщин в развитии других аспектов себя и своей жизни, общество удерживает женщину дома при исполнении домашних обязанностей и воспитании детей. Не матерей стоит винить. Матери выполняют так хорошо, как могут, свою социальную роль."

"Явление "не мешайте папе" знакомо многим из нас. Мужские границы чувствуют и уважают. Мужчина может создать отдельный анклав даже внутри собственного дома. Мы можем наблюдать это когда: папа читает газету или смотрит новости и спорт по телевизору; папа "работает" над чем-то, принесенным в дом извне, или над каким-то домашним ремонтом; папе прилег поспать, и мать велит всем ходить на цыпочкх и не мешать ему. Общепринято, что мужчинам нужно некоторое уединение и что нарушение этих невидимых границ - серьезное дело с серьезными последствиями для вторгшегося. С женщинами это редко так. (В последнее время женщины поднимают эту проблему - чтобы к ним относились серьезно, когда они работают, что они заняты и им нельзя мешать.) Дети склонны приходить к матери по любому поводу и даже не задумываться, что "мешают" ей, когда она готовит, убирает, читает, смотрит телевизор и т.д. Мужчины определяют и лучше контролируют степень своей доступности."

Приводится пример мужа и жены, Алана и Марджори. Оба писатели и работают дома, им чуть за 30, детей нет. У каждого своя комната. Как проходит день? Когда Алан решает сделать перерыв, он заглядывает к Марджори, они болтают несколько минут, пьют кофе. Марджори прерывается каждый раз, когда заглядывает Алан. Что происходит, если Марджори решила сделать перерыв? Одно из двух: либо она заглядывает к нему, видит, что он погружен в работу, и вообще его не трогает, либо спрашивает, хочет ли он кофе, он кивает "да" или "нет" и продолжает работать. Угадайте, у кого успешнее писательская работа...
"Воспитание в качестве мальчика в нашем обществе мешает мужчинам в их эмоциональных отношениях. Отвечать на эмоциональные потребности других, давать заботу со своей стороны - это потенциал, которым обладают все человеческие существа. Но этот потенциал, как и многие другие, требует развития. Это не формируется при рождении, не является естественным и неизбежным как часть мужской или женской биологии человека. В нашей культуре забота переплетена с гендером и фемининностью. "Материнствование" (mothering) - это то, в чем девочкам часто предоставляется возможность развиваться. Девочкам дают кукол, чтобы на них практиковаться, девочкам дарят чайные наборы, чтобы репетировать кормление и обслуживание других, девочкам постоянно говорят "быть милыми", что для девочек значит не конфликтовать, позволять другим делать по-своему, быть неэгоистичными. Мы знаем, что это обучение в обществе, основанном на ригидных половых ролях, чрезвычайно угнетающе для девочек, но тем не менее девочки развивают как свою часть человеческий потенциал заботиться, отдавать и думать о других. Мальчиков не поощряют развивать эту часть себя. Так же, как подавляются и ограничиваются направленные наружу, активные, достигающие, дерзкие и энергичные аспекты личностей девочек, так и эмоциональным, заботливым, нежным, отношенческим аспектам личности мальчиков отказывают в росте и развитии. Мальчиков, которые проявляют интерес к игре в куклы или даже к играм с девочками, считают "неженками" (быть похожим на девочку - это проклятие), настолько глубоки табу относительно продолжения идентификации мальчиков с матерью и фемининностью. Мальчики получают прямые запреты на развитие заботливых черт."

В подростковом возрасте и юноши, и девушки устанавливают дружеские отношения, который важны и для тех, и для других, но есть существенные различия: в то время как дружба между девушками эмоционально наполнена и подразумевает проговаривание эмоций, взаимное утешение и эмоциональную поддержку, в дружбе между парнями ничего подобного не происходит. Говорить о чувствах не очень принято, парень должен доказать, что он мужчина - уверенный, хладнокровный, уравновешенный. "Мальчики-подростки упускают еще одну возможность развить навыки равного эмоционального обмена, умения отдавать и принимать. Разрыв увеличивается, и мужчины начинают бояться эмоций."
"Дисбаланс в обучении заботящемуся поведению означает, что мужчины чувствуют себя озадаченными и смущенными по поводу того, что они должны делать, когда к ним выдвигаются требования отвечать на эмоциональные потребности своей возлюбленной."

"Мужчины ожидают, что их будут выслушивать. Так устроен их опыт - что они могут обращаться к женщине, чтобы она их выслушала. Мать выслушивала их, когда они были мальчиками, подружки выслушивали их, когда они были подростками, и женщины слушают их теперь, когда они мужчины. Мужчины обращаются к женщинам, чтобы самоутвердиться. Они видят свое отражение в глазах женщины, которая смотрит на них с обожанием. Женщины восхищаются силой и статусом мужчин (как сознательно, так и бессознательно), и их восхищение передается во взгляде юной девушки, а позднее женщины. Мужчины нуждаются в этом внимании и подтверждении. Очень часто мужчины даже не хотят, чтобы женщины отвечали или давали советы по поводу того, о чем они говорят - они просто хотят, чтобы их выслушивали, так же, как выслушивали их отцов."

Мужчины привыкли, что их выслушивают, а они в ответ не должны это делать. Для них это само собой разумеющееся.

"Для женщины часто бывает ужасно тяжело оформить в слова, чего же по ее ощущениям он ей не дает. Она хочет, чтобы ее выслушивали, глубоко, уважительно, серьезно. Она хочет, чтобы он был внимателен к ней, интересовался тем, что происходит внутри нее эмоционально. Она хочет заботы, интереса и и поддержки в этом мире. Она хочет, чтобы за ее спиной в жизни была "женщина", поддерживающая ее успех и развитие, и была партнером в ее автономии и индивидуальности - такую же "женщину", которая всегда была у него. Частично озадаченность мужчин по поводу того "чего же хотят женщины?" симптоматична для их собственного опыта, того, что они принимают как должное.
Но мы видим, что "это" - способность слушать, заботиться, поддерживать близкие отношения, быть эмоциональным - не появляется от природы или по волшебству. Она существует потому, что наше общество выращивает девочек так, чтобы они это предоставляли."

"Мужчинам обычно не приходится выпрашивать эмоциональное внимание и связь, потому что они и так его получают. Им дают его женщины, которых с ранних лет воспитывали, чтобы они его предоставляли; старались увидеть, что мужчины чувствуют, думают, в чем нуждаются. Мальчиков не воспитывают так, чтобы они развили "эмоциональные антенны", которые приобретают девочки.
Мужчины нуждаются в женщинах. Мужчины ищут женщин, чтобы они о них заботились и любили их. Мужчины, которые не состоят в отношениях и хотят их иметь, чрезвычайно одиноки, расстроены и страдают - так же, как женщины в подобной ситуацию. Мы пытаемся развенчать миф о том, что мужчины независимы."

Орбах и Эйхенбаум описывают явление, которое они называют "эффект "ча-ча-ча":
Один из партнеров приближается к другому в поисках контакта, а другой отдаляется. Затем ситуация повторяется в противоположном направлении. Это один из способов, которым партнеры выражают страх близости.
Причина страха близости - бессознательное опасение раствориться в партнере/партнерше.
"Часто случается, что один из партнеров в паре более зависим, чем другой партнер. Чаще это фиксированные позиции, но бывают периоды, когда эта позиция относительно зависимости может переключаться туда и обратно. В большинстве пар именно женщина оказывается более зависимой. Женщины считаются более "прилипчивыми", требовательными и беспомощными. Эмоциональная жизнь женщин часто кажется гораздо более замкнутой на их отношениях, чем у мужчин. Мужчины часто оказываются более независимыми и уверенными в отношениях."

Эйхенбаум и Орбах рассматривают, как меняются отношения в паре, от начала сближения, влюбленности до рождения детей.

"Фантазия играет большую роль во влюбленности, потому что в самом начале у нас есть все наши потребности и мы психологически "готовы", чтобы какой-то человек подошел под них и соответствовал им. Фантазии под нашим контролем. Мы можем создавать их, чтобы утешить себя, стимулировать себя, огорчить себя; мы можем создавать хорошие концовки и плохие концовки, мы можем создавать радостные моменты и глубоко огорчительные." "Наши потребности влияют на наше видение того, кем может быть этот человек."
"В начале отношений, в результате повышенной эмоциональной активности, которая является частью процесса ухаживания, обещание заботливого партнера выглядит обнадеживающим. По мере того, как проходит время и внимательность мужчины снижается, женщины ощущают колоссальную потерю и разочарование. Женщины часто выражают сильное презрение к мужскому невежеству в эмоциональных вопросах. Это презрение редко выражается напрямую. Когда женщины всё-таки выражают свои потребности, это часто происходит в форме критики."

Отдельная глава посвящена беременности и тому, как она влияет на отношения в паре. В том числе, затрагивается тема мужских измен во время беременности жены.

Есть глава, посвященная сексуальной стороне отношений и тому, как влияет на нее различная гендерная социализация.

Еще одна глава посвящена женской дружбе, этому неодоцененному, но чрезвычайно важному в жизни женщин виду отношений. В дружбе женщины часто находят то, что не могут и не хотят дать им мужчины. Однако, и женская дружба отнюдь не безоблачна, в ней может присутствовать гнев, зависть, конкуренция, эти проблемы тоже рассматриваются.
Кстати, интересный момент из главы о дружбе, всегда ли работает "золотое правило": "относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе"...
У Джоан умерла мать. Ее подруга Мари всячески избегала разговоров с Джоан на эту тему, чтобы ее не огорчать еще больше. Когда сама Мари потеряла бабушку, она не хотела, чтобы с ней об этом разговаривали, поэтому и по отношению к подруге так себя вела. На самом деле, Джоан хотела бы поговорить об этом с подругой, у нее была такая потребность. То есть, бессознательная потребность Мари не позволила ей увидеть, что надо подруге, хотя она и считала, что действует в ее интересах.

Книга весьма интересная, даже если не во всём соглашаться с авторками (мне, например, трудно переварить мысль, что зависимость - это не так уж ужасно...), всё равно нельзя не узнать себя хотя бы в некоторых описанных ситуациях.

психология, материнство, критика общественного устройства, семья, феминистка, феминизм, Великобритания, любовь, цитаты, гендер, сексуальность, осмысление женского опыта, дружба, брак, беременность, английский язык, впечатления от чтения, 20 век, психоанализ, Европа

Previous post Next post
Up