Матильда Джослин Гейдж

Sep 17, 2018 06:23



Матильда Электа Джослин Гейдж (24 марта 1826 - 18 марта 1898) - американская суфражистка, аболиционистка, активистка, боровшаяся за права коренных американцев, свободная мыслительница и плодовитая писательница, "рожденная с ненавистью к угнетению".
Матильда Джослин родилась 24 марта 1826 года в городке Сисеро, штат Нью-Йорк и провела свое детство в доме, который был 'станцией' тайной системы, известной как Подпольная железная дорога и использовавшейся для организации побегов рабов из южных рабовладельческих штатов на север страны. Отец -  Хезекая Джослин,  один из первых аболиционистов Америки. Мать - Хелен Джослин, урожденная Лесли, происходила из знаменитого шотландского клана. Начальное образование получила от родителей, в доме царила интеллектуальная атмосфера. Также она посещала Либеральный институт Клинтона, где учились дети обоих полов.

В 1845 году Матильда Джослин вышла замуж за Генри Хилла Гейджа, торговца, и переехала в Файетвилл, штат Нью-Йорк, где и провела большую часть своей жизни.
В этом браке Матильда Джослин Гейдж родила пятерых детей - умершего в младенчестве Чарльза Генри, Хелен Лесли, Томаса Кларксона, Джулию Луизу и Мод.

Матильда попала в тюрьму за нарушение закона 1850 года, запрещавшего оказывать помощь беглым рабам. Кроме того, у нее часто бывали финансовые проблемы и неприятности со здоровьем (больное сердце). Тем не менее, несмотря на всё это она вела активную общественную деятельность.
Она начала участвовать в движении суфражисток в 1852 году, решив выступить на Национальной конвенции по правам женщин (National Women's Rights Convention) в Сиракузах, штат Нью-Йорк.

С 1875 по 1876 год она была президенткой Национальной ассоциации суфражисток (National Woman Suffrage Association) и еще 20 лет то возглавляла исполнительный комитет ассоциации, то занимала должность вице-президентки.
Во время конвенции 1876 года полиция объявила, что ассоциация проводит незаконное собрание, однако Матильда доказала им, что они не правы, и те ушли.
Миссис Гейдж считали более радикальной, чем Сьюзен Энтони или Элизабет Кэйди Стэнтон. Как и Стэнтон, она активно критиковала христианскую церковь, а также считала, что женщины должны обладать избирательным правом, поскольку это их 'естественное право'. Более умеренные активистки прибегали к другим аргументам - например, что женщины как более высоконравственные создания позитивно повлияют на законодательство.
В 1878 году Матильда Гейдж выкупила 'Ballot Box', ежемесячный журнал ассоциации суфражисток в Толедо, штат Огайо (прежняя редакторка, Сара Р.Л. Уильямс решила уйти на покой), и превратила его в 'The National Citizen and Ballot Box'. Матильда Гейдж занимала должность главной редакторки до 1881 года и публиковала статьи по широкому кругу вопросов. Гейдж писала четко, логично, остроумно и с иронией, и несколько ее афоризмов вошли в историю. Так, размышляя о законах, позволявших мужчинам единолично назначать своим детям опекуна, не связанного родством с их матерью, она заметила, что 'иногда лучше быть мертвым мужчиной, чем живой женщиной' (из статьи "All The Rights I Want", 1879). Похоже, это парафраз изречения из Екклесиаста "псу живому лучше, чем мертвому льву".

Младшая дочь Матильды Гейдж, Мод, вышла замуж за Лаймена Фрэнка Баума, детского писателя, придумавшего страну Оз. Поначалу мать пришла в ужас, когда дочь сообщила ей, что решила бросить престижный университет и выйти замуж за начинающего актера по фамилии Баум, написавшего всего лишь несколько пьес. Однако позже Матильда полюбила зятя настолько, что проводила по шесть месяцев в году, гостя у Мод и Фрэнка, и умерла в их доме в Чикаго, штат Иллинойс, 18 марта 1898 года. Ее тело было кремировано, но на городском кладбище Файетвилла установлен памятный камень с выбитым на нем изречением, принадлежащем Матильде Гейдж: 'Существует слово слаще, чем мать, дом или небеса. Это слово - Свобода'.

О некоторых трудах Гейдж:

"Принадлежит ли женщина сама себе?" ("Is Woman Her Own?"), статья в "The Revolution", 9 апреля 1868 года
Статья посвящена теме аборта. Суфражистки того времени отрицательно относились к абортам, в основном, из соображений христианской морали. Хотя Гейдж критиковала церковь, но всё же по-своему была религиозна.
В этой статье она пишет о том, что в абортах больше виноваты мужчины:
"Я без колебаний утверждаю, что основная вина за это преступление "детоубийства", "аборта", "инфантицида", лежит на мужском поле."
Также Гейдж пишет: "Принудительное материнство - преступление против тела матери и против души ребенка."
Еще она утверждает, что судить женщин по таким делам можно только в том случае, если судья и присяжные тоже женщины.

"Женщина как изобретательница" ("Woman As Inventor), 1870.
В этом эссе Гейдж описывает явление, которое впоследствии будет названо "эффектом Матильды" - систематическое отрицание вклада женщин в науку, умаление значимости их работы и приписывание трудов женщин коллегам мужского пола.

"Гражданство индейцев" ("Indian Citizenship"), статья в "The National Citizen and Ballot Box", май 1878
В этой статье Гейдж заявляла, что коренным американцам не нужно американское гражданство, вместо этого правительство должно соблюдать заключенные с ними договоры, согласно которым они имеют право на самоуправление:
"То, что индейцы были угнетены - и сейчас угнетены, это правда, но Соединенные Штаты имеют с ними договоры, признающие их в качестве отдельных политических сообществ, и обязанность по отношению к ним - не навязывать им гражданство, а честно соблюдать обязательства со стороны правительства."

"История женского суфража" ("History of Woman Suffrage"), 1881
Книга написана коллективом авторок, включая также Сьюзен Энтони и Элизабет Кэйди Стэнтон.
"God in the Constitution", статья в "The National Citizen and Ballot Box", октябрь 1881
В этой статье Гейдж высказывалась против поправки в Конституции США, в которой будет упоминаться Бог, поскольку Гейдж была за разделение церкви и государства. Попыток внести такую поправку было немало, но ни одна не прошла.

"Женщина, церковь и государство" (Woman, Church and State), 1893
В этой книге Матильда Джослин Гейдж пишет о том, каким образом христианство угнетает женщин и поддерживает патриархат.

Источники:
Статья на peoples.ru
Википедия (en)

публицистика, суфражистки, аболиционистки, история феминизма, США, аборт, английский язык, Америка, 19 век

Previous post Next post
Up