Иоанна (Жанна) де Шанталь

Sep 08, 2018 00:02



Женщин, причисленных к лику святых, в христианстве весьма много, а вот влиятельных богословов - куда меньше, буквально единицы.
О нескольких женщинах, которым католическая церковь присвоила титул "Учителей Церкви", когда-то уже писала: Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза из Лизьё, Хильдегарда Бингенская.
Иоанна де Шанталь этого титула не удостоилась, тем не менее, она заметная личность в истории католицизма, оставившая внушительное литературное наследие.
Жанна Франсуаза (на латинский манер - Иоанна Франциска) де Шанталь, в девичестве - Фремьё, родилась 23 января 1572 года в Дижоне. Её отец был президентом парламента (окружно­го суда) Бургундии. Мать умерла рано - в разных источниках пишут, что Жанне было на тот момент то ли полтора, то ли два с половиной года.
В 20 лет, в 1592 году, Жанна вышла замуж за барона де Шанталя, от которого родила шестерых детей (из них выжили четверо). Кстати, Жанна де Шанталь приходится бабушкой знаменитой мадам де Севинье.
Говорят, она всегда была благочестива и набожна, много помогала бедным. Одно из чудес, которые приписывают Иоанне де Шанталь (какая же святая без чудес!) - во время голода в ее амбарах чудесным образом не иссякало зерно, которое она могла раздавать нуждающимся.
В 1601 году барон де Шанталь погиб - друг убил его по неосторожности во время охоты. Молодая вдова переживала утрату тяжело. Сперва она отправилась к отцу в Дижон, а затем переехала к свекру в Монтелон, однако тот отнёсся к ней сурово и постоянно давал почув­ствовать, что она ему в тягость. У свекра была еще и любовница, которая тоже относилась плохо ко вдове. Жанну понуждали снова выйти замуж, но она твёрдо решила посвятить себя исключительно детям, благотворительности и религии. Чтобы избежать повторного брака, ей пришлось пойти на резкие меры - она коротко остригла волосы и выжгла раскаленным железом на груди имя Иисуса. В целом, ее религиозность была весьма экзальтированной...
Согласно преданию, во время молитвы увидела своего духовного пастыря в видении. В 1604 году, находясь в Париже встретила святого Франциска Сальского и узнала его как человека из видения. С этих пор она стала его ученицей и соратницей.
Три года спустя Франциск Сальский представил баронессе проект новой общины. Первоначально орден задумывался как созерцательно-деятельный, наряду с затворнической жизнью в монастыре сёстры должны были посещать бедных и больных, но уже через 8 лет после основания он стал чисто затворническим. Дело в том, что Рим не дал своего согласия на такое начинание. В курии опасались, что будет слишком смелым, беспрецедентным новшеством - позволить монахиням покидать стены монастыря, и что ради дея­тельного служения ближним они подвергнут риску свои собственные души... Касательно мужчин-монахов таких опасений, похоже, никогда не было - скажем, госпитальеры активно занимались благотворительной деятельностью и никто не переживал, что они подвергнут риску свои души.
В 1610 году Жанна де Шанталь похоронила свекра, позаботилась о будущем своих детей и  распрощалась с мирской жизнью. Она покинула Дижон и переехала в Аннеси, где заложила первой монастырь новой общины - Сестёр Посещения Пресвятой Девы Марии, или визитанток, и стала его первой настоятельницей.  В 1611 г. три первые визитантки принесли обеты.

В последующие годы Иоанна-Франциска основала десятки монастырей - где-то пишут, что 69, где-то - 87, в любом случае, число внушительное. Последний монастырь она основала в 1638 г. в Турине.
Скончалась в дороге, в монастыре в Мулене (Moulins) 13 декабря 1641 г.
Её торжественную беатификацию осуществил в храме св. Петра Папа Бенедикт XIV в 1751 г., а вскоре после этого, в 1767 г., Папа Климент XIII канонизировал ее под именем святой Шанталь.
Иоанна-Франциска оставила множество сочинений. Они состоят из духовных и аскетических посланий и наставлений, а также организационных предписаний. Монахини ее ордена старательно собрали все её писания и издали в 8-ми томах. Самым важным трудом считаются "Духовные заметки" «Epîtres spirituelles de m-me de Chantal» (Лион, 1666). Также издана ее переписка «Lettres de m-me de Chantal» (Париж, 1660).
Собрание ее сочинений вышло под заглавием: «Sainte Jeanne-Françoise Fremyot de Chantal, sa vie et ses oeuvres» (Париж, 1874-79).

Источники: 1, 2, 3

французский язык, эпистолярный жанр, религия, судьба женщины, 17 век, Франция, Европа

Previous post Next post
Up