Жанна-Мария Гюйон (Гийон)

Sep 08, 2018 11:47



Портрет работы Элизабет-Софи Шерон

Жанна-Мария Гюйон (иногда - Гийон) - французская религиозная писательница, главная представительница квиетизма во Франции. Квиетизм зародился в Испании, предшественницей этого религиозного течения в католицизме считается, например, Тереза Авильская, в ее трудах уже присутствуют некоторые черты, которые впоследствии оформятся в квиетизме. Квиетизм - учение о чистой любви к Богу, не ради какой-то выгоды, пусть и духовной, не ради спасения души, а ради него самого. Основные духовные практики - "внутрь-собирание" и "сердечная молитва", то есть, простая, личная молитва. Углубляющуюся в это делание душу Бог постепенно возводит в состояние божественного покоя (quies). Собственно, с точки зрения квиетизма,  институциональная церковь не очень-то и нужна, церковная молитва не имеет значения, не нужны, даже нежелательны, религиозные изображения (следует избегать образных представлений при молитве), не нужно ходатайство святых и  обращение к ним, не нужны благочестивые дела и даже церковные таинства. Вполне понятно, что католическая церковь в итоге начала противодействовать квиетизму, и мадам Гюйон преследовали за ее убеждения.

Жанна Гюйон, урожденная Бувье де ла Мотт, родилась 13 апреля 1648 года в Монтаржи, в буржуазной семье, её отец был судьёй. Обучалась в монастырской школе, где познакомилась с мистическими сочинениями Франциска Сальского и Иоанны де Шанталь. Однако монахиней не стала, а в 16 лет вышла замуж (или, скорее, ее выдали?..) за 38-летнего аристократа Жака Гюйона, сеньора де Шеснёй. В этом браке Гюйон родила пятерых детей, двое из которых умерли в детстве.
В 1676 году умирает и её муж. После этого мадам Гюйон, обеспечив материально своих детей, возглавляет в 1681 году в Гексе общину женщин, перешедших из кальвинизма в католицизм. Епископ Женевский определил ей духовным руководителем барнабита Франциска Лакомба. С 1681 г. по 1686 г. Лакомб сопровождал мадам Гюйон во многих путешествиях по Италии, Франции и Швейцарии. Однако вскоре она оставляет эту свою деятельность, чтобы в Тонон-де-Бене на Женевском озере заняться изучением мистической католической литературы.
В 1686 году мадам Гюйон приезжает в Париж, где быстро сходится с влиятельными придворными, интересующимися мистицизмом, в том числе и с мадам де Ментенон, морганатической супругой Людовика XIV, некоронованной королевой Франции. Мадам де Ментенон была очень набожна, за что ее прозвали "черной королевой, и Гюйон произвела на нее сильное впечатление. Спустя пару лет, в 1688 году, мадам Гюйон навлекла на себя немилость парижского архиепископа и по его распоряжению была насильно заключена в монастырь визитанток. Однако вскоре по требованию мадам де Ментенон вышла на свободу.
"Черная королева" доверила Гюйон религиозное воспитание 250 воспитанниц учебного заведения, основанного ею в Сен-Сире для девушек из небогатых дворянских семей. В мае 1693 года епископ Шартра, монсеньор Годе де Маре, являющийся духовным наставником учебного заведения в Сен-Сире, с ужасом обнаруживает, что доктрина госпожи Гюйон произвела губительное влияние на воспитанниц. В чем именно оно заключалось, не вполне понятно, но можно предположить - с точки зрения квиетизма даже совершение грехов не препятствует единению души с Богом, не говоря уж о том, что посещать мессы и принимать причастие совершенно необязательно.
Монсеньор забил тревогу. Король, обеспокоенный сообщением епископа, велит мадам де Ментенон порвать все связи с подозреваемой в ереси. В период с июля 1694 года по март 1695 года в Исси, втайне от всех, собирается комиссия, в которую входят Боссюэ, монсеньор де Ноай, епископ Шалона, и аббат Тронсон, настоятель Сен-Сюльпис.
И тут мадам Гюйон совершила большую ошибку - она обратилась к епископу Боссюэ и передала ему две своих изданных книги («О внутренней молитве» и «Толкование на книгу Иова») и множество неопубликованных сочинений, для того, чтобы епископ ознакомился с ними и подтвердил, что она является верным чадом Католической Церкви (на чём она настаивала всегда и со всей искренностью). Сперва Боссюэ оправдал её от всех обвинений, при этом, однако, ей было запрещено в дальнейшем писать и распространять свои сочинения. Но вскорости воспользовался отрывками из переданных ему сочинений и решительно обвинил мадам Гюйон в «ереси квиетизма».
За нее заступался Фенелон -  воспитатель детей Людовика XIV, архиепископ Камбрийский, но этим лишь навлек на себя немилость короля, а участь мадам де Гюйон не облегчил. В 1695 она - как «государственная преступница» - отправлена в Венсеннскую крепость, затем содержалась в монастыре, а период с 1698 по 1703 год провела в Бастилии. В тюрьме она написала автобиографию.
После освобождения жила почти как затворница у одного из своих сыновей в Дизье близ Блуа, однако вела оживлённую переписку со своими единомышленниками.
Умерла  9 июня 1717 года.
Многочисленные путешествия и разнообразная деятельность, не помешали мадам Гюйон написать 35 (!) томов сочинений. В начальный период отношений с мадам Гюйон ее наставник Лакомб велел ей записывать все приходящие ей в голову мысли, что она и выполняла абсолютно автоматически, не задумываясь особенно над тем, что она пишет. Уж не знаю, как это назвать, то ли графомания, то ли модный нынче free writing :) В своей автобиографии она утверждала, что ее переполняло неодолимое желание написать "Les torrents spirituels" и что самое удивительное во всем этом было то, что текст как бы изливался из глубины ее души, минуя рассудок.
Ее сочинения изданы были в Париже в 1713-1722 г. вместе с ее автобиографией.
Квиетизм оказал большое влияние и на протестантизм, и на православие. Труды мадам Гюйон были популярны во всем христианском мире. Почти все они были изданы на русском языке и в целом составе и в извлечениях («Избранные сочинения», «Избранные места») рассылаемы (в 1801-1827 гг.) по церквам и монастырям для обязательной покупки вследствие циркулярного предписания синодального обер-прокурора А. Н. Голицына. Позже по распоряжению графа Протасова, в 1840-х годах были вместе с другими мистическими сочинениями повсеместно тщательно отыскиваемы и отбираемы для отсылки в Синод.

Кое-что нашла на русском в интернете:
"Метод молитвы"
"Песня Песней Соломона с пояснениями и размышлениями, наставляющими к духовной жизни"

Источники: 1, 2, 3, 4

французский язык, мистицизм, Библия, мемуаристика, религия, Франция, русский язык, 18 век, 17 век, Европа

Previous post Next post
Up