Последний год пополнил мой лексикон новым словом, заимствованным из датского языка. Хюгге - не ругательство и не морской термин, а синоним уюта, комфорта, покоя, домашнего очага, устроенности, всё это вместе, но в то же время что-то своё, особенное датское. Впервые узнала я этот термин из книжки Хелен Расселл [Helen Russell] "Хюгге, или уютное счастье по-датски", посвящённой будням британской семейной пары в Дании.
Я, конечно, сразу была заинтригована, книгу прочла и порадовалась тому, как ненавязчиво Расселл вплетает в забавную историю английских поисков датского счастья ценные сведения о стране и людях. Узнала и про подоплёку происшествия с жирафом Мариусом, и про вопросы равноправия, и про особенности датского акушерства и гинекологии, и про улитки с кремом, и даже как соотносятся в Датском королевстве высокий уровень счастья и распространённость атеизма и агностицизма. В общем, невероятно поучительный месяцеслов получился. Да только на главный вопрос мне так и не ответили: почему и отчего датчане счастливее других?
Но тут литература о хюгге пошла, что называется, косяком. Из аннотации к "Хюгге. Как сделать жизнь счастливой" Матильды Андерсен [АСТ, 2017]:
Что же такое хюгге? Старые, давно забытые ценности: умение радоваться простым удовольствиям, дорожить теплыми дружескими отношениями, быть скромным и неторопливым.
Вам кажется, что это просто? Как бы не так!
Ведь большинство из нас привыкло жить по принципу "И вечный бой! Покой нам только снится". Вся наша жизнь проходит в борьбе - за теплое место под солнцем, за лучший кусок хлеба, за более высокую ступеньку на карьерной лестнице. Даже в отпуске мы умудряемся отдыхать "на бегу". Остановиться и насладиться мгновением может далеко не каждый.
В хюгге же на первый план выдвигаются комфорт и маленькие житейские радости. На второй задвигаются карьера, личностный рост и спасение мира. В итоге время замедляется, жизнь становится более значимой, счастливой, наполненной теплотой. Этот тренд счастья и покоя сегодня перенимают во всем мире.
Дружба, простые радости, скромность, неторопливость, умеренность, аккуратность... ценности мелкобуржуазные, как сказали бы ещё совсем недавно, мещанские. Нет, я сама хоббитша, я понимаю, что житейские радости, чай с плюшками там, лыжные прогулки и контраданс при свечах -- недурно. Но делать из них цель бытия... гм... "мелко плаваешь, по дну шаркаешь". Тем более феминистский вопрос: на чьи плечи ляжет обеспечение этого пресловутого комфорта? В предисловии к "Книге hygge" Л. Томсен Бритс [Альпина Паблишер, 2017] цитируют датского антрополога Йеппе Тролле Линнета:
Хюгге возникло в культуре, где ценится внутреннее пространство и личностное самоопределение. Душевный покой, домашний уют и родные стены - вот пространство хюгге. Понятно, что практика хюгге предназначается не только для скандинавов, но хороша для любого общества, в котором внутренний мир человека в почёте и даже занимает центральное место.
Тогда опять-таки вопрос: а нам на постсоветском пространстве эта концепция как может пригодиться?