Edna G. Bay "Wives of the Leopard: Gender, Politics, and Culture in the Kingdom of Dahomey"

Oct 24, 2016 04:01


Когда читала книгу, подумала о том, что "всемирная история", которую мы учим в школе, не такая уж всемирная. На самом деле она очень европоцентричная. Допустим, что рассказывает курс истории об африканских странах? Помню про Египет (Древний) и англо-бурские войны, вот, пожалуй, и всё. И, хотя я училась уже в 90-х годах, в постсоветское время, все равно схемы подачи материала не изменились: все тот же марксистский подход, в соответствии с которым история человечества - это последовательная эволюция общественных формаций от первобытно-общинного строя через рабство и феодализм к капитализму, а далее - к светлому коммунистическому будущему. В реальности всё не так однозначно. Скажем, рабство вполне уживалось с капитализмом (период рабовладения в обеих Америках мне и тогда казался нарушающим эту стройную концепцию). Вот, например, Дагомея - африканское государство, построенное на работорговле и дожившее почти до самого конца 19-го века.
Эдна Д. Бэй, исследовательница из США, написала эту книгу об истории Дагомеи в 18-19 веках, начиная с того времени, как в страну попали первые европейцы и заканчивая французским завоеванием в 1890-х годах. Источники, увы, довольно скупые, так что есть простор для трактовок, интерпретаций и даже, прямо скажем, домыслов :) Впрочем, Бэй старается оговаривать, где факт, где мнение, а где ее собственное предположение, пусть даже и очень вероятное и красиво вписывающееся в общую картину. Особое внимание Бэй уделяет роли женщин в дагомейской истории (а точнее, женщин, связанных с королевским кланом), но ею не ограничивается. Материала очень много, я выбрала то, что касается именно женщин.
"Прославилась" Дагомея работорговлей, человеческими жертвоприношениями, воинственными "амазонками" и каннибализмом. Последнее, по-видимому, враки, а вот всё остальное имело место быть.
Экономика Дагомеи напрямую зависела от работорговли, в 19 веке еще одним важным экспортным товаром стало пальмовое масло.
Структура дагомейского общества - система кланов (Эдна Бэй пишет "lineage", я не знаю, как перевести точнее, пусть будет клан). Клан патрилинейный, полигинный, входят в него не только кровные родственники и жены, но также и рабы и прочие зависимые люди. Что-то вроде римской фамилии. Чем больше клан, тем он богаче и могущественнее. Люди - самый ценный ресурс: чем больше людей, тем больше земли можно обработать, тем больше товаров можно произвести. Кроме того, в период работорговли человеческий ресурс запросто можно было "монетизировать", продав европейским работорговцам. Королевский клан был самым многочисленным, самым богатым и могущественным.
Какие группы женщины входили в этот клан?

Ахоси - "жены короля". На самом деле, это очень общий термин, который включал в себя самых разных женщин, и не только женщин. Ахоси считались и евнухи (впрочем, их было относительно немного), и рабыни, и даже свободные мужчины, с которыми король вступал в "брак" и делал их зависимыми от себя. Таким образом королевский клан приобретал, например, ценных ремесленников - король "женился" на них, выделял им дом и они вместе со своими женами, детьми и рабами становились зависимыми от короля людьми. Брак здесь метафора отношений типа "патрон - клиент" (римская аналогия ближе всего, ее использует и Бэй). У каждого короля были тысячи ахоси, их статус, функции и возможности существенно отличались. В ахоси попадали и свободные женщины из богатых и бедных, простых и влиятельных семей, и рабыни, и пленницы. Некоторым удавалось существенно продвинуться на королевской службе, стать богатыми и влиятельными. Ахоси служили королю и получали за это вознаграждение, но могли параллельно заниматься и своими делами, наживая собственное состояние. Наследовала им родня из отцовского клана.
Далеко не все женщины-ахоси были в буквальном смысле женами. Матерями потенциальных наследников могла быть лишь небольшая группа женщин - 5-6, по более поздним данным - 8. По крайней мере позднее, в 19 веке, их выделяли в отдельную группу - кпоси ("жены леопарда"). Потенциальными наследниками могли быть только сыновья, рожденные после восхождения на трон или после объявления их отца наследным принцем. Статус этих жен был высоким, известно, что в 19 веке они участвовали в королевских советах, но должности, связанные с властью, им не доверяли. Была давняя история (возможно, легенда), когда мать одного из принцев, которая занимала должность хранительницы королевской сокровищницы, после смерти мужа подкупила правителя соседнего государства Ойо, чтобы тот помог взойти на престол ее сыну. С тех пор женщин, родивших сыновей, на такие роли не допускали, хотя другие ахоси занимали важные позиции. Вероятно, эти женщины, матери наследников, обязаны были совершить самоубийство после смерти короля, как и ряд других важных людей, женщин и мужчин (но это только предположение).
Полигиния в королевской семье существенно отличалась от того, что было принято в Дагомее в целом. Вообще браки устраивали кланы, и чаще всего они имели форму обмена - девушка за девушку. Король "менялся" женщинами только с богатыми и влиятельными кланами, у людей попроще просто забирали дочерей, выплатив (а то и не выплатив...) выкуп. Хотя бывало, что кланы и сами отдавали дочерей королю в надежде, что те продвинутся при дворе, разбогатеют и принесут пользу своей родне. Статус жены в обычном клане определялся очередностью прихода в семью: первая жена - главная. В королевском дворце статус женщины зависел от статуса ее семьи. Впрочем, были возможности продвинуться даже и для рабынь, если они оказывались чем-то полезны, хотя чаще всего, наверно, их положение было незавидным. Обычная женщина, выходя замуж, все равно оставалась связана с отцовским кланом, развод был возможен: в случае, если с ней плохо обращались, женщина могла вернуться домой, и даже выкуп в таких случаях не возвращался. Нередко женщины, выйдя из детородного возраста, тоже возвращались в отцовский клан. За похороны женщины в любом случае отвечал ее отцовский клан, также клан мог рассчитывать на ее помощь в любых своих нуждах. Обычная женщина даже могла сменить мужа, только в этом случае она должна была вернуть клану мужа брачный выкуп, из собственных средств либо из средств нового мужа. Королевская ахоси не имела никакой возможности развода. Хотя ахоси и поддерживали связи с родней, но вернуться они не могли ни в каком случае. В общем, положение ахоси, даже происходивших из свободных, было больше похоже на положение рабынь, чем обычных жен.
Ахоси могли вести торговые дела от имени короля и выполнять чиновничьи функции (например, одна из ахоси занималась выдачей королевских лицензий на разные виды деятельности). Каждому министру соответствовала аналогичная женская должность, которую занимала одна из ахоси. Не вполне понятна их роль - было ли это чисто номинальным почетным статусом или как-то делили с ними функции, или были помощницами этих министров, или посредницами между министрами и королем, или контролировали их работу. Есть сведения о том, что ахоси-министры выслушивали доклады мужчин-министров и отвечали за то, чтобы запоминать важные сведения. Письменности не было, так что хранить данные можно было только в человеческой памяти, вероятно, они и служили такими "базами данных". Кроме того, мужчина-министр мог отсутствовать, а ахоси всегда "под рукой", так как большинство из них всегда находились во дворце. Могли они и представлять соответствующего министра в общении с королем - кстати, долгое время министрам вообще не позволялось подходить к королю ближе, чем на десять метров.
Чем только не занимались ахоси... Были, разумеется, обычные хозяйственные должности - начиная от банальной прислуги до управительницы дворца (очень влиятельная, кстати, позиция). Ахоси служили при дворе переводчицами. Ахоси были посредницами при общении с европейцами. Ахоси обрабатывали землю на королевских фермах (земледелие вообще было женской работой), они же доставляли грузы, например, то же пальмовое масло, в порт на продажу - женщины вообще не считались слишком слабыми для работы носильщиц, это обычное дело в Западной Африке и сейчас. Ахоси выполняли функцию, так сказать, "монетного двора": валютой в Дагомее служили раковины каури, ахоси их просверливали и нанизывали на нитки, за это им полагалась 1 из 40 раковин. Ахоси служили гонцами и своего рода "судебными исполнителями" - их отправляли наказывать королевских должников. Ахоси работали на различных мануфактурах, которыми владел король (а у королевской семьи была монополии на ряд промыслов, например, гончарное и красильное дело). Ахоси были личными телохранительницами короля и дворцовыми стражницами. Впоследствии также ахоси служили в той самой знаменитой армии "амазонок".
"Амазонки" - это отдельная история. Вообще-то женская армия была в тех краях делом неслыханным. Нормой считалось, что все, включая женщин и детей постарше, участвуют при необходимости в обороне своей общины - это вопрос выживания. Но использовать женщин в регулярной армии - это не было характерно. Почему было принято такое решение? Вполне вероятно, просто чтобы увеличить численность армии, потому что при том уровне военного дела это был решающий фактор - перед лицом превосходящего противника враги, как правило, просто бежали. А на мужчин был дефицит - из-за работорговли, ведь иностранных покупателей интересовали в первую очередь мужчины, и существовал серьезный гендерный дисбаланс. Тем более, множество дворцовых женщин были обучены обращению с оружием в дворцовой страже, пополнить ими армию - логичный следующий шаг. По многим мнениям, женские отряды были вооружены и обучены даже лучше мужских. Военные звания у женщин были такие же, как и у мужчин. Как ни странно, многие "амазонки" были сами военнопленными или рабынями - собственно, один из шансов продвинуться для них. Кстати, груди они не отрезали - это наложились штампы о мифических амазонках))) Некоторые европейцы считали, что для дагомейских "амазонок" был обязателен целибат. Это, видимо, не так, такого особого требования к ним не было. Некоторые короли имели детей от таких воительниц, но это вряд ли было частым явлением (какой смысл массово делать беременными солдаток?).Просто для всех ахоси были запрещены отношения с другими мужчинами, все-таки они формально королевские жены. Запрещены, правда, если этого не захочет сам король...
Самое поразительное - король был главным сутенером в стране! Существовали королевские бордели во всех городах, и там "работали" тоже ахоси! Рабыни, разумеется. Плата была чисто символической, просто копеечной, это была спонсируемая государством проституция. При таких расценках особой прибыли от этого быть не могло - может, и еда для женщин не окупалась. 20 каури за "королевскую проститутку", а курица стоила 280 каури (середина 19 века). Зачем это было нужно?
Вероятно, причина в серьезном гендерном дисбалансе. Мужчин больше продавали в рабство (таков был спрос), так что в разные периоды в Дагомее на 100 женщин приходилось примерно от 65 до 80 мужчин. Тем не менее, женщины были дефицитом. Почему? Из-за полигамии. У одного только короля были тысячи женщин, у крупных чиновников - сотни, у чиновников помельче - десяток-другой. Так что бедным мужчинам, мужчинам с низким социальным статусом, женщин просто не хватало. (О таком эффекте многоженства частенько забывают мужчины-адепты "мужской полигамности"...) Это могло вызывать недовольство среди мужского населения, так что очень дешевая проституция была способом это недовольство умерить.
Заправляли королевскими борделями тоже ахоси. Их вознаграждением были все дети, рожденные в публичных домах - они попадали в зависимость лично от них (люди - главный ресурс, ага). Еще один способ разбогатеть...
Источники личных средств ахоси - вознаграждения от короля (чем выше должность, тем более щедрые, это могли быть и рабы, и поместья, и крупные суммы денег), а также собственный заработок - в зависимости от статуса, конечно. Одни ахоси могли вести собственную торговлю или какой-то бизнес, используя своих рабынь/зависимых людей, а женщины попроще зарабатывали совершенно банальными вещами - занимались целительством, разным ремеслом, рукоделием, продажей выпечки - кто на что горазда. При дворце был специальный рынок, где ахоси могли продавать свои товары - посещать его позволялось только женщинам.

Другая категория женщин - ахови - принцессы (так называли и принцев тоже). Особенность королевского клана была в том, что обычные для дагомейского общества принципы патрилинейности для него не работали - все дети, рожденные от королевских потомков любого пола, входили в клан короля, что позволяло ему быстро разрастаться. Это имело интересный эффект - по крайней мере, в 18 веке принцессы пользовались большой сексуальной свободой, их не наказывали за адюльтер, ведь отцовство их детей фактически не имело значения. Вступая в брак, принцессы получали собственный дом и солидное приданое - земли, рабов, драгоценности. Они сами были главами своей семьи и социально не слишком отличались от мужчин. Принцессы были "статусными женами", например, за министров выдавали "старших" принцесс - здесь имеется в виду не реальное старшинство по возрасту, "старшими" считались дочери от более высокопоставленных жен, также зависело это и от личных достоинств. Впрочем, это был сомнительный "подарочек" - с одной стороны, большая честь - породниться с королем, но жена-принцесса по сути совершенно не вливалась в клан мужа, рожденные от них дети не пополняли семью мужа, и вообще ахови считали (и, видимо, не зря) королевскими шпионками, которые лояльны в первую очередь отцу и своему клану.
"Старшая" принцесса имела определенную власть над своими сестрами. В 19 веке принцесс стали понемногу ограничивать и осуждать за сексуальные вольности.
Ахови обоих полов получали содержание от короля, а также занимались различными промыслами, особенно теми, на которые королевская семья имела монополию. Что интересно - ткачество в 19 веке было в основном занятием мужчин из королевской семьи (видимо, дальних потомков предыдущих королей, которые на трон уже претендовать не могли), и это считалось единственным видом физического труда, не зазорным для королевских родственников мужского пола. Также в 19 веке королевских сиблингов и других родственников начали привлекать на разные важные должности - до того родственничков старались держать подальше от власти.

Категории ахови и ахоси временами пересекались, особенно в 19 веке, поскольку (еще одно отличие от общепринятых практик) инцест в королевской семье был приемлем - разрешалось жениться даже на сестрах, если только они не от одной матери. Про некоторых королей века говорили, что часть их жен - их собственные сестры.

Ахови и высокопоставленные ахоси имели большое влияние при переходе власти от одного короля к другому, претенденты на трон должны были заручиться поддержкой родственниц (многое зависело от коллективного решения семьи) и дворцовых женщин (стража, чисто женская, могла помочь претенденту или оказать ему сопротивление). Также очень важно было вовремя получить известие о смерти короля (это скрывалось), чтобы оперативно принять меры и захватить власть раньше других - не имея союзниц во дворце, принц лишался такой возможности. Во второй половине 19 века влияние женщин, впрочем, снизилось - Бэй подробно рассказывает как и почему.

Самая важная должность, которую могла занять женщина в Дагомее - кподжито ("мать леопарда"). Кподжито считалась соправительницей короля, обладала огромным богатством и держала собственный двор (исключительно женский). Кподжито выбиралась королем из жен его отца, но это, как правило, не была его биологическая мать (вероятно, было одно исключение в 19 веке). Кподжито была "ритуальной матерью" короля. Династия Алладохону считала своим предком леопарда, с которым совокупилась легендарная принцесса Алигбонон, причем, королевская кровь, разумеется, получена от женщины, а предок-леопард якобы передал потомкам сверхъестественную силу. Таким образом, основатели династии - мать и сын, и каждая кподжито была воплощением Алигбонон. Кподжито была посредницей между народом и королем, к ней обращались с просьбами подданные, она могла казнить и миловать, а также была жрицей, разрешала религиозные споры. Например, кподжито Хванджиле реорганизовала дагомейский пантеон. Если кподжито умирала раньше короля, ее заменяли - на женщину из ее отцовского клана. В Дагомее было принято "наследование титула" - если кто-то из клана, будь то мужчина или женщина, получал какую-то высокую должность, то после его или ее смерти его титул наследовал другой человек (соответствующего пола) в клане.
На обложке книги - фотография 1970-х годов, это Кподжито Хванджиле, потомка второй кподжито, жившей в 18 веке.

Книгу можно скачать здесь.

гендер, non-fiction, Африка, США, рабство, амазонки, английский язык, 20 век, Америка, история, история женскими глазами, полигамия

Previous post Next post
Up