Франсуаза Шандернагор [Françoise Chandernagor] родилась в 1945 году. Её отец был государственным деятелем, одно время - министром. Родом он с острова Реюньон. Своеобразная фамилия происходит от названия города, из которого была родом родоначальница семьи, индийская эмигрантка. В некоторых источниках её называют освобожденной рабыней. В браке она не состояла, предполагается, что с ней сожительствовал какой-то важный колониальный чиновник. Франсуаза воспитывалась в среде политиков и экономистов, отличалась большими академическими способностями. Её ждала большая карьера.
Закончив лицей Марии Кюри и получив магистерскую степень в области права, многообещающая выпускница поступила в Национальную школу Администрации (ÉNA), элитарное учебное заведение, готовящее работников госаппарата. И закончила её первая по успеваемости. Впервые в истории ÉNA верхнюю строчку в списке выпускников украшало женское имя.
В 1969 году Шандернагор вошла в Государственного совета, исполняла там различные должности, связанные с её юридическим образованием. А в 1993-ом - оставила карьеру и посвятила себя художественной литературе. Было у высокопоставленной чиновницы хобби: история... У нас писательницу знают в основном по «Королевским аллеям» - вымышленной автобиографии маркизы де Ментенон, фаворитки, а впоследствии морганатической супруги Людовика XIV. По совместительству «чёрная королева» была энтузиасткой женского образования и основательницей первой в Европе секулярной женской школы. «Комната» посвящена злоключениям маленького Людовика XVII в Тампле, трилогия «Забытая царица» - судьбе Клеопатры Селены, дочери Клеопатры и Марка Антония. Я, собственно, её и искала, а нашла...
Жил-был художник один. Его называют только Батист В - фамилии будто не осталось. Дитя своего века, в чём-то проницательный, в чём-то наивный и узко мыслящий, для денег он писал парадные портреты аристократов, а для души - один лишь многофигурный портрет своей семьи. Дети его рождались и умирали, сообразно каждому из этих событий видоизменялось и полотно. Когда же на склоне лет Батист решился выставить свой труд, то был подвергнут осмеянию за старомодность и пошлость, списан на свалку истории.
Вот и весь сюжет «Цвета времени». Казалось бы, обычный биографический роман, да есть одна загвоздка: никакого живописца В не существовало. Он фикция, вымышленное лицо, и эта фикция так элегантно встроена в реалии Галантного века, во все художественные споры и академические дрязги, что словно бы и всегда там присутствовала. Живописца В не было, никогда не было. И не было семейного портрета, не было его мамы, расписывавшей шкатулки, не было верной Марианны, не было малышки Полины, которая играла сливой и подавилась насмерть, не было её славного брата Жана-Никола, который мечтал сказать новое слово в композиции, и не было жены художника, кроткой Софи, которая играла на клавесине «Таинственные преграды» Куперена...
Я не верю. Они были.
Click to view