Одна из основных проблем современного знания, включая философию, но в значительно большей степени социологию, политологию, экономическую науку, заключается в том, что мир за последние 25-20 лет изменился стремительным образом, а наука об обществе показывает нам то общество, которое было вот эти 30 лет назад. То есть как бы мы выключили телевизор, экран остался, другой мир совершенно, а у нас всё картинка из того прошлого.
Факт дробления дисциплин, появления все новых и новых дисциплин - это мне очень напоминает ситуацию с поздней схоластикой в конце пятнадцатого века. Ведь схоластика не была, так сказать, плохой дисциплиной, на самом деле схоластика была вполне рациональной формой освоения реальности. Правда, в ее основе лежала религия. Но так в основе современной науки об обществе лежит идеология та или иная: марксизм, консерватизм или либерализм. И одна из главных проблем схоластики в конце пятнадцатого века заключалась в том, что появилось огромное количество субдисциплин, у каждой был свой птичий язык, и возможность диалога между различными дисциплинами исчезла. Вот это дробление, злокачественное увеличение дисциплин и субдисциплин, оно и привело схоластику к финалу. И в этом отношении положение современной науки об обществе в конце двадцатого и в начале двадцать первого века мне очень напоминает ситуацию с поздней схоластикой.
Андрей Фурсов "Радиоклуб Финам.ФМ".
Сергей А. Строев - Постиндустриальный симулякр: добро пожаловать в ролевую игру
Ещё во второй половине прошлого века такие проницательные мыслители как Дэниэл Белл и Элвин Тоффлер осознали факт начавшегося перехода от индустриального уровня развития общества к информационному. К концу 20 века, а, тем более, к настоящему времени это осознание стало практически всеобщим. Вопрос настоящего момента состоит уже не в том, реально ли информационное общество, а в том, какова его пока ещё находящаяся в становлении структура, в чём состоят те противоречия, которые определяют динамику его развития.
По мере развития производительных сил производительность труда достигает такого уровня, на котором потребности всего общества в вещественных продуктах промышленной индустрии могут быть удовлетворены за счёт труда всё меньшей доли членов этого общества. Высвобождающиеся трудовые резервы распределяются между сферой услуг и производством информации. В результате производство информации резко возрастает. Однако на самом раннем этапе возникновения информационного общества, когда ещё безраздельно господствовали старые, характерные для индустриализма, парадигмы общественного сознания, информация рассматривалась в первую очередь как технология, как прикладное средство для повышения уровня производства. Поэтому обусловленное притоком трудовых ресурсов возрастание объёмов информации обернулось в первую очередь возрастанием заключённого в ней технологического знания - в том числе о производстве самой информации. Возникла типичная петля положительной обратной связи - мощный механизм самоусиления, приведший к настоящему взрыву, в считанные годы революционно изменившему облик мировой цивилизации практически во всех её аспектах.
Всякое развитие, возникая из противоречий и нестабильности, в свою очередь само порождает новые противоречия, предпосылки нового кризиса, разрешение которого служит источником дальнейшего развития. Именно поэтому главное внимание должно быть обращено не на уже открытые возможности, определяющие актуальный процесс, а на зреющие в рамках этого процесса ограничения и противоречия, на предпосылки кризиса текущих тенденций. Только такой анализ имеет смысл для предсказания будущей траектории развития и, соответственно, максимально эффективного использования этого знания в своих интересах. Линейная же аппроксимация текущего процесса всегда не просто ведёт к заблуждению, но порождает иллюзию неминуемой катастрофы. К примеру, известный «катастрофический» прогноз такого рода предрекал гибель городов под массой лошадиного навоза, количество которого неограниченно возрастёт по мере развития единственно известного тогда конного транспорта. Сейчас такой прогноз кажется смешным, но точно такого же рода катастрофические прогнозы делаются и сегодня.
Как было отмечено выше, в рамках прежних индустриальных парадигм мышления, отвечавших тогдашнему уровню развития производительных сил общества, информация рассматривалась с инструментальной точки зрения и понималась как некое знание, ценное для той или иной практической деятельности, в подавляющем большинстве случаев производственной. Иными словами, информация рассматривалась, главным образом, как технология для промышленности. По мере перехода к новому типу цивилизации это представление было опрокинуто. Информация стала рассматриваться как самодостаточная ценность, не зависящая от своей применимости в производственном процессе.
...
Именно поэтому отчасти сознательно, отчасти стихийно выстривается система, организующая и упорядочивающая бытие оставшихся без социализирующего воздействия труда масс. Эта система включает два основных контура - индустрию развлечения и имитацию труда. При этом контура взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Имитация труда в определённой мере служит предохранителем от пресыщения развлечениями и определяет им меру и пределы. Индустрия развлечения и досуга снимает напряжение от монотонности имитации труда. Связующим звеном между контурами выступают деньги, сообразующие меру доступного развлечения с мерой участия в имитации трудовой деятельности.
Важно при этом понимать, что современные деньги - не есть деньги в классическом смысле. Классические деньги выступали средством обмена одного продукта на другой, определяя соответствие их стоимости, то есть общественно необходимого для их производства человеческого труда. В современном же обществе деньги виртуальны. Они выступают не эквивалентом материализованного в продукте или услуге труда, удовлетворяющего ту или иную потребность, а наградой за вовлечённость в социальную игру. Современные деньги - это фишечка, которая существует только для того, чтобы придать социальному взаимодействию, осуществляемому по регламентируемым правилам и потому выступающему средством контроля, привлекательность азартной игры. Они, таким образом, становятся эквивалентом не овеществлённого труда, а вовлечённости в социальную коммуникацию или, что то же самое, эквивалентом потока той информации, которая идёт по каналам социального взаимодействия и умения оперировать этими потоками в рамках неформально заданных правил. Подавляющее большинство индивидов в рамках постиндустриальной цивилизации ничего реального не производят, но все крутятся. Крутятся, тусуются, распространяя и потребляя информацию, навязывая другим поведенческие шаблоны и стереотипы, не ими же и созданные, чтобы заставить кого-то расстаться с деньгами, полученными, впрочем, тоже отнюдь не трудом, а распространением точно таких же шаблонов. Программы плодят программы, и поведение большинства человеческих индивидов определяется лишь интерференцией случайного набора внедрённых в мозг примитивных коммерческих программ, которые вскоре будут вытеснены другими.
Как известно, власть посредством пряника существенно эффективнее, чем власть посредством кнута, потому что мотивирует объект власти стремиться к вхождению в сферу властного воздействия, в то время как применение кнута порождает стремление выйти за пределы этой сферы. Деньги - это и есть тот пряник, который служит стимулом для вовлечения человека в структуру социальной игры по заданным правилам. В некоторых случаях, правда, они же могут быть использованы и в качестве кнута, то есть механизма насильственного принуждения к участию в данных играх. Суть же одна - регламентировать жизнедеятельность индивида и ввести по возможности все проявления его активности в русло легко контролируемых шаблонов.
Было бы однако ошибкой рассматривать данную ситуацию как заговор ограниченной группы лиц, объединённых в тайную организацию, против остального человечества. Сетевое общество лишено однозначно заданных иерархических вертикалей, всякое влияние в нём носит характер горизонтального взаимодействия. Однако, коль скоро люди качественно неравноценны по своим способностям, то и их взаимодействия в сети несимметричны. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев мы сталкиваемся с тем, что спрос и предложение находят друг друга. Действительно, предельно примитивизированная «масс-культура», она же попса, удобна для манипуляторов, ибо примитивно организованной психикой легче управлять. Простой сигнал - простой рефлекс. В высшей степени функционально с точки зрения управления. Но, с другой стороны, попса отражает чаяния тех, кто выступает её потребителями. Для них нынешнее освобождение от прежде навязываемого обществом культурного воспитания, от насильственного стимулирования к личностному развитию - это действительно освобождение. Они получили наслаждение в чистом виде, необременённое непомерной для них культурой. Они получили доступный их природному уровню и желаниям язык, юмор, музыку, они получили голых женщин на экране телевизора, они получили не требующие ни малейшего эмоционального, а тем паче интеллектуального, напряжения фильмы, шоу и клипы. Спрос и предложение встретились. Каждый получил свободу занять сообразную его естеству нишу в социуме, и результат устроил практически всех - и элиту, и массы.
...
Отсюда вывод: грань между информацией и дезинформацией исчезла. Истинность или ложность информации при переходе социального бытия в информационный мир нечем оценивать. В рамках постмодернистского мира языковой знак обозначает лишь сам себя, а смысл текста заключён не в нём, а в контексте его прочтения. То же самое можно сказать об информации. Её бытие есть самодостаточная данность. Информация о событии - и есть само событие. То, что осталось за пределами информационного освещения, не имеет значения для социального бытия и его можно считать не произошедшим. И напротив, если что-то подхвачено информационной волной как факт, то действие этой информации не зависит от того, имел ли место факт в физической реальности. Само по себе информационное освещение уже сделало его фактом. Есть только поток информации, формирующий социальное сознание. Если два противоположных потока сталкиваются, «истина» становится категорией вероятностной, а соотношение вероятностей будет определяться соотношением интенсивности этих потоков.
Бытие определяет сознание. Бытие в информационном сетевом социуме определяет и соответствующие формы сознания. Большой поток данных требует быстрого переключения внимания. Если каждое сообщение прочитывать вдумчиво и внимательно, не хватит ни времени, ни психических сил на то, чтобы справляться с предъявляемыми современным социумом требованиями. Дефицит внимания, низкая способность к сколько-нибудь длительному сосредоточению, отмечаемые как характерные особенности современных детей и подростков, имеют свою оборотную сторону в способности быстро переключаться и выполнять несколько разных дел одновременно. Это закономерная адаптация к характеру современного социального бытия и социальной коммуникации. Адаптированное к современному бытию сознание легко справляется с постоянно прерывающей фильм рекламой, но совершенно не переваривает размеренный литературный стиль русской классики. Доходит до смешного, когда современный молодой человек может читать классическую литературу только одновременно посматривая телевизор. Сознание, адаптированное к постоянному прерыванию и переключению, становится неадаптированным к их отсутствию. Достаточно взглянуть на старую советскую газету и газету современную, чтобы оценить разрыв в прежнем и новом способе восприятия информации. Старая советская газета - это передовица на весь лист. Кто сейчас будет читать такую передовицу? Современная «продвинутая» молодёжь в лучшем случае отреагирует на такую форму подачи информации стереотипным комментарием: «Ниасилил патамушта многа букаф». Сейчас первая полоса газеты - это буквально винегрет из множества коротеньких сообщений, цветных коллажей, фотографий и кусочков статей, отсылающих к следующим страницам. Современная газета предназначена не для чтения, а для просматривания.
Тот же стиль во всём. Типичный представитель современности ориентирован на быстрое и поверхностное просматривание, на браузинг информации. Всё, что требует концентрации и внимания - отторгается. Современный человек не склонен размышлять, он или схватывает мысль или пропускает её и переходит к следующей. Останавливаться и вникать некогда. Поток информации движется слишком быстро. Скорость восприятия и реагирования на информацию обратно пропорциональны глубине и критичности её восприятия. Открытость усвоению нового имеет оборотной стороной быстрое очищение резервов памяти от старого.
Такой человек - характерный представитель современного массового типа - по-своему высокоадаптивен, быстро схватывает, легко улавливает полезную для него крупицу информации в сплошном потоке информационных шумов. Он быстро адаптируется к новому и не отягощён грузом памяти о старом. Он динамичен, мобилен, коммуникабелен, незациклен, не усложняет жизнь философскими вопросами и глубокими чувствами, не привязан к месту, к семье, к постоянной работе, к кругу общения.
Такой человек идеально управляем. Его картина мира фрагментарна и эклектична. Его желания формируются текущей модой и он не рефлексирует над причиной их возникновения. Незагруженность памяти не даёт почвы для сопоставления и понимания средне- и долгосрочных перспектив развития. Отсутствие склонности к глубокому анализу и деталям делает его взгляды и убеждения отражением текущей информационной волны. Одним словом, такого человека несложно полностью переформатировать, начиная от его картины мира и убеждений и заканчивая вкусом к одежде и бытовыми привычками.
Впрочем, его предельная управляемость сочетается с его субъективным ощущением собственной свободы, воспринимаемой как свобода реализации всех возникающих желаний и свобода от внутренних рамок и стереотипов. По сути своей человек такого типа представляет собой типичное произведение постмодерна: лишённую внутреннего ядра и единства стиля произвольную эклектику, полностью зависимую от внешнего контекста.
...
Определённый парадокс ситуации состоит в том, что создатели виртуальной матрицы сами находятся в её же рамках и перед ними неизбежно встаёт проблема, хорошо сформулированная в романе Пелевина «Поколение "П"»: «Но откуда мы <...> узнаем, во что вовлекать других? С одной стороны, конечно, понятно - интуиция. <...> Но откуда берется сама эта тенденция? Кто её придумывает, если всё в мире - а в этом я уверен - просто пытаются её уловить и продать <...> или угадать и напечатать? <...> С одной стороны, выходило, что он мастерил для других фальшивую панораму жизни (вроде музейного изображения битвы, где перед зрителем насыпан песок и лежат дырявые сапоги и гильзы, а танки и взрывы нарисованы на стене), повинуясь исключительно предчувствию, что купят и что нет. И он, и другие участники изнурительного рекламного бизнеса вторгались в визуально-информационную среду и пытались так изменить ее, чтобы чужая душа рассталась с деньгами. Цель была проста - заработать крошечную часть этих денег. С другой стороны, деньги были нужны, чтобы попытаться приблизиться к объектам этой панорамы самому. В сущности, это было так же глупо, как пытаться убежать в картину, нарисованную на стене».
...
Если мы обратимся к политическим реалиям и бросим взгляд на современное состояние российской оппозиции, то увидим поразительно сходные процессы как в «левом», так и в «правом» лагере, как в среде «умеренных», так и в среде «радикалов». Разные люди в соответствии со своими эстетическими предпочтениями и своим темпераментом избрали себе разные роли и даже разные реальности, зачастую не соприкасающиеся между собой. Эти параллельные реальности поразительно разнообразны в плане антуража, но при этом поразительно одинаковы в своей виртуальной сущности. С точки зрения внешнего управления совершенно не важно, в какие конкретно игры играют объекты управления - создают ли они третью по счёту «единую Коммунистическую Партию Советского Союза», нисколько не смущаясь отсутствием самого Союза, возрождают ли они «исконное родноверие» на основе фэнтази г-на Асова, делят ли Петербург на «казачьи станицы», выясняют, кто согласно законам Российской Империи является сегодня законным наследником российского престола, или же честно и откровенно едут в лес играть в эльфов и гоблинов.
Существенная граница сегодня проходит не между националистами и коммунистами и не между «радикалами» и «конформистами». Существенная граница проходит между теми, кто удовлетворённо и бездумно потребляет предложенные им сценарии ролевых игр, и теми, кто, осознавая виртуальность политического пространства и стремясь разобраться в устройстве этого симулякра, учится играть не против прописанных в сценарии «противников», а на перехват самого сценария.
Читать полностью
здесь.