Я опираюсь
в своих заметках о
культурной войне на теорию «культурного ядра», которая
была сформулирована Анатолием Ракитовым (советником Б. Ельцина, руководителем его Аналитического центра по общей политике) в 90-е годы. Исходя из этой концепции, «ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого». Ракитов подробно и профессионально разбирает функции культурного ядра («сохранение и передача самоидентичности социума»), структуры, в которых оно реализуется (фольклор, мифологии, обычаи, привычки и др.), и фильтрующий механизм, который защищает ядро от разрушительного воздействия («защитный культурный пояс»). Складывается интересная научная концепция, которую автор формулирует в связи с переходом от «советского инновационного цикла к постсоветскому».
В своих текстах Ракитов дает понять либеральным реформаторам 90-х, что не достаточно изменить материальную базу социума, необходимо трансформировать его «культурное ядро». Он выделяет механизмы по преодолению «защитного культурного пояса», обеспечивающего «сверхстабильность ядра культуры». Этими механизмами являются общественное сознание и самосознание. Ракитов считает, что «функция общественного самосознания в критических условиях состоит в информационной модернизации ядра культуры». Т.е. в самом начале 90-х речь шла о глубинной модернизации общества (в 2008 году о ней заговорили вновь). По Ракитову, чтобы модернизировать «ядро культуры», необходимо модернизировать самосознание общества. Модернизацией общественного сознания активно занимались многочисленные «демократические СМИ». Исходя из этой концепции, они уже знали, куда нужно наносить удары, чтобы прорвать «защитный пояс культуры». Но может возникнуть закономерный вопрос, почему я вдруг решил, что Ракитов целенаправленно работал на реформы, на «трансформацию ядра культуры». Может быть, эту теорию использовали без его участия, тем белее, что в ней он обозначает ограничения на трансформацию, говорит о поддержке культурных традиций и необходимости усилении «иммунных механизмов защитного слоя» от внешней (западной) культурной агрессии . Обращаясь к этому вопросу, не стоит забывать, что Ракитов работал советником Ельцина и теорию свою связывал с происходящими изменениями в России. Но чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, приведу несколько цитат самого Ракитова, которые я взял из его интервью с говорящим названием
«Почему унитаз лучше соборности» (опубликовано в журнале «Огонек» в 2000-е г.). В этом интервью Ракитов дает рецепт того, как необходимо прививать обществу «идею комфортного существования»:
«150 журналистов, если они поймут, что нужно строить будущее России, исходя из идеи комфортного существования для отдельной личности, могут совершить переворот в мозгах больший, чем целая армия революционеров. Кроме нас с вами, этим некому заняться».
А чем занимались тысячи журналистов в 90-е и продолжают заниматься сейчас? Они пытались совершить тот самый «переворот в мозгах». И делали это на основе теоретических разработок самого Ракитова, где он подробно вскрыл механизмы трансформации «ядра культуры». Более того, абсолютно не учитывались выкладки того же Ракитова о том, что «трансформация ядра культуры не должна нарушать ее специфики, самоидентичности и индивидуальности, выделяющей и сохраняющей ее в семье мировых культур». Но вот, что говорит о самоидентичности и индивидуальности сам Ракитов в этом интервью:
«Стремление сохранять традиции -- вредная нелепость! России не только не нужно сохранять свои вековые традиции, но напротив -- необходимо от них избавляться!»
А дальше Ракитов скатывается на стандартные либеральные штампы о «рабском менталитете», об отсутствии соборности и коллективизма. Так в чем же тогда «специфика, самоидентичность и индивидуальность ядра культуры», которые нельзя нарушать по Ракитову? В интервью он с презрением, ненавистью и отрицанием говорит о качествах, определяющих веками самоидентичность русского народа. Он не просто не замечает великих достижений и побед русского народа, а выворачивает все наизнанку, перевоплощаясь из серьезного ученого в примитивного пропагандиста. На своем примере, он демонстрирует то, чем с начала 90-х занимались либеральные реформаторы, во главе с Ельциным (советником которого и был Ракитов). Так ради чего осуществлялась трансформация норм, стандартов, системы ценностей общества? Ответ на этот вопрос мы можем найти в этом же интервью:
«И разговоры о великой национальной идее тоже чушь! Когда в Америке после великого кризиса к власти пришел Рузвельт, была сформулирована национальная идея: чтобы в каждой семье в воскресенье была на обед курица. Примитив! Но это сплотило нацию в одном порыве -- достичь подобного уровня благополучия! Теперь Америка -- самая богатая страна».
Выясняется, что все эти катастрофические для общества и страны преобразования 90-х делались ради «курицы на обед». Более того, абсурдно сводить систему ценностей американского общества до курицы, ведь при Рузвельте главное значение придавалось идее «Града на Холме», стремлению стать главной державой мира. После такой грубой подмены нам предлагается сделать национальной идеей курицу, материальный достаток и «комфортабельность». И образцом этого должна стать Америка, потому что для Ракитова она «самая богатая страна». Очень странная логика, если например вор раздобудет курицу, почему другие должны считать его образцом. Главным же показателем западной «комфортабельности» для Ракитова являются туалеты:
«Культура начинается с чистоты. Знаете, у меня нюх как у собаки. И когда я в очередной раз прилетаю в Россию, я сразу узнаю родину -- по запаху туалета. Куда бы я ни зашел, в любом государственном учреждении я могу не спрашивая найти туалет. Зрячие спрашивают: «Где у вас туалет?» - а я нет. Я его по запаху нахожу. И вместе с тем нигде за границей я по запаху найти туалет не могу! Вот вам вся разница культур и менталитетов».
Вот вам и главная идея демократических преобразований в России, сформированная советником Ельцина в нескольких словах: «идеология чистых сортиров». Судя по количеству рекламы моющих и туалетных средств, телевидение продолжает работать «по Ракитову». В этом интервью он срывает маски, отбрасывает свою прошлую научную риторику и на личном примере, показывает, почему «трансформация ядра культуры» провалилась. Не захотел народ душу закладывать за курицу и чистые сортиры. Агрессивная атака на «вековые традиции» стала вызывать реакцию отторжения в «защитном слое культуры», который включил «эффект хамелеона» (имитация западных культурных стандартов при сохранении самобытных норм внутри «культурного ядра»). Об этом сам же Ракитов и писал в начале 90-х, но, судя по всему,
разрыв с многовековыми традициями и народом в пользу культа чистого сортира, комфорта и американской курицы привел к разрушительным процессам в самосознании профессора. Без накаленных идеалов, духовных ценностей и смысла существования русский человек начинает сходить с ума.