1 часть
Комиссары Николай Ильич Подвойский
(1880-1948)
Один из соратников Ленина, революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель.
25 октября 1917 года все нити восстания сходились в Смольный…
К утру все ключевые объекты без боёв и кровопролития оказались в руках восставших. Зимний и Мариинский дворцы, где «заседало» Временное правительство и Предпарламент, были окружены. Керенский бежал.
Военно-революционный комитет в написанном В. И. Лениным обращении «К гражданам России» объявил о взятии власти в свои руки.
Днём на заседании Петроградского Совета Ленин провозгласил:
«Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась».
ВРК приступил к перегруппировке сил для взятия Зимнего дворца, где всё ещё «заседало» Временное правительство.
Н. И. Подвойский координировал действия штабов из Смольного, а ночью по сигналу лавина восставших поднялась в атаку.
В цепях Павловского полка находился и Николай Ильич, непосредственно руководивший штурмом.
Почти час потребовался для того, чтобы очистить более тысячи комнат Зимнего дворца.
Н. И. Подвойский отправил в Смольный сообщение о взятии Зимнего дворца: было 2 часа 10 минут.
До рассвета осталось не больше аршина,
Руки лучей с востока взмолены.
Товарищ Подвойский сел в машину,
Сказал устало: «Кончено…, в Смольный».В Смольном Ленин не стал вникать в детали штурма, выслушав короткий доклад Подвойского, но на его слова: «Теперь всё кончено», - энергично покачал головой:
- Всё только начинается. Теперь вам, военным работникам партии, предстоит организовать вооружённую защиту республики.
Рано утром после двухчасового отдыха Н. И. Подвойский был уже в бурлящем Смольном.
В первый день Советской власти ВРК заседал и действовал одновременно и непрерывно. Это своеобразное заседание продолжалось практически без перерыва и часто без протокола и ночью, и на следующий день.
Короткие приказы и распоряжения разрабатывались и подписывались тут же и сразу вручались или отправлялись исполнителям. А. В. Луначарский назвал эту работу ВРК ошеломительной.
Вечером этого же дня (26 октября) Подвойский был на заседании 2- го Всероссийского съезда Советов.
Съезд принял Декреты о мире, о земле, сформировал советское правительство - Совет Народных Комиссаров. В составе СНК был образован Комитет по военным и морским делам.
Съезд закончил работу в шестом часу утра. А днём стало известно, что по приказу Керенского генерал Краснов бросил в наступление на Петроград дивизии донских и уссурийских казаков, около тысячи юнкеров, сотни солдат, бронепоезд. Красновцы уже заняли Гатчину, шёл бой под Красным Селом.
Возникла реальная угроза Петрограду. Для руководства обороной города была создана комиссия во главе с Лениным. В. А. Антонов-Овсиенко, назначенный командующим, а также К. А. Мехоношин, Н. В. Крыленко, В. И. Невский выехали в штаб округа, чтобы оттуда, используя его каналы и связи, руководить действиями революционных войск.
Н. И. Подвойский, занятый отправкой на передовую революционных частей и Красной гвардии, время от времени звонил в штаб округа и справлялся о ходе боевых действий.
Противоречивые ответы вызывали в нём беспокойство. Он выехал в штаб. Не спавший много суток Антонов-Овсиенко был до предела измотан. Подвойский понимал, что ему надо дать отоспаться. Но красновцы уже под Петроградом. Выход один - немедленно сменить главнокомандующего.
С разрешения В. И. Ленина Подвойский собрал работников ВРК и «Военки», объяснил обстановку.
- Кто возьмёт на себя командование фронтом?» - спросил он. Все молчали. Никто из них фронтом не командовал и не знал, справится ли, сумеет ли в такой ответственный момент организовать действия революционных войск. Тогда Н. И. Подвойский заявил:
- Считаю партийным долгом принять командование на себя.
Все одобрили это решение и Подвойский доложил об этом Ленину.
- Считайте, что вы утверждены ЦК командующим Петроградским военным округом и фронтом, - сказал Владимир Ильич. - Руководство Военной организацией и Военно-революционным комитетом с вас не снимается. Надо слить их работу, не теряя ни минуты покончить с неразберихой, организовать чёткие действия войск.
Подвойский перенёс штаб обороны в Смольный и, опираясь на поддержку ЦК, ВЦИК и СНК, энергично взялся за выполнение поставленной Лениным задачи.
Ночью 29 октября, в самое напряжённое время организации обороны вспыхнул мятеж юнкеров…
Ленин, Свердлов, Подвойский и другие работники ЦК, ВРК и военной организации предприняли энергичные меры, чтобы за несколько ночных и утренних часов сформировать и вооружить отряды рабочих.
Эти отряды под руководством специалистов из «Военки» к середине дня подавили мятеж.
На следующий день красновцы нанесли удар по Пулковским высотам, но взять их не смогли. Фронт замер. Подвойский, Крыленко и Михоношин пришли к выводу, что силы красновцев иссякли, и решили бросить резерв - шесть столичных полков. 31 октября пришла весть о начале контрнаступления революционных войск, о взятии ими Красного Села. Получив её, Подвойский без сил опустился на стул.
Делегат 2-го съезда Советов Я. Р. Елькович, видевший Николая Ильича в те дни, писал:
«Достаточно поглядеть на его посеревшее от безумной усталости лицо, на его покрасневшие от многих бессонных ночей глаза, чтобы понять: обычный предел человеческих сил, самой высокой человеческой выносливости уже пройден. Кажется, стоит ему только на минутку прислониться к стене, и он мгновенно уснёт. Но нет, Великий Октябрь уже в процессе подготовки вооружённого восстания перечеркнул все обычные человеческие пределы».
Это всего несколько дней из жизни народного комиссара. Такой наполненной смыслом и делом была вся жизнь Николая Ильича Подвойского и всех народных комиссаров того великого времени.
После тяжелейшего сердечного приступа в 1948 году в санатории Подвойского не стало.
« Трудно понять,- сказали врачи после медицинского вскрытия, - какая сила могла заставить работать его измученное сердце - оно должно было остановиться ещё много-много лет назад».
«Комиссары», сборник ЖЗЛ, 1986, М, «Молодая гвардия».
Серия биографий основана в 1933 году М. Горьким.
Электронный вариант сборника "Комиссары", ЖЗЛ