Школа - любовь моя
"Воспитывай дитя, пока поперёк лавки укладывается"
А начну я, пожалуй, с предложения вспомнить себя ребёнком. Без этого погружения в собственное детство многое из того, о чём наконец-то решилась говорить, останется непонятым.
Дети чувствуют то же, что и взрослые. И чем младше человек, тем острее его чувства. Почему?
Потому что остро осознают свою беззащитность. Полную свою зависимость от взрослых, таких больших людей.
Понятно же, что эти взрослые люди, даже самые близкие, по разным причинам могут принести самые неожиданные неприятности и даже не заметить этого.
Им всё можно - потому что взрослые. Разве не так?
Так. Но правомочен ли этот "аргумент" (вот подрастёшь - тогда...) в глазах ребёнка? То есть, малышу предлагается ЖДАТЬ. А нет ничего труднее ( да и бесполезнее), чем "ждать и догонять", когда у него дел едва ли не больше, чем у взрослых. Он уже живёт. А вот о том, чем наполнять его жизнь, и должны позаботиться взрослые. И прежде всего - самые близкие для него люди: мама и папа. Больше всего на свете нуждается маленький человек в их любви.
Но что такое - любовь к ребёнку? Любовь деятельная, а не эгоистическая? Простой вопрос: бесконечные ласки и поцелуи (особенно, если родных много) - кому доставляют больше удовольствия?
Не буду распространяться о деятельной любви, обеспечивающей физическое здоровье ребёнка - это обязанность взрослых, и никак в какую-то особенную заслугу поставлена быть не может.
Хотя чаще, чем хотелось бы, сталкивалась с "убойным" для моего педагогического сердца доводом:
"Сыт, обут, одет - я для него вкалываю в две смены, а он...". Убойным потому, что невозможно донести до плачущей мамы простую истину, - сын недополучил главное: интерес самых близких людей к его становлению.
Произошёл разрыв, образовалась пустота, вполне себе небезобидная. Свято место пусто не бывает... Вот он и заполнил пустоту тесным общением... да мало ли с кем.
Интерес к жизни малыша с того момента, как он выбрался из пелёнок и затопал ножками "на свою работу" - необходим для его души так же, как еда и санитарная гигиена для тела.
Важно, чтобы вопрос: "Что новенького?" - звучал не между делом, спиной к человеку, а глаза в глаза.
И интерес, и внимание должны быть искренними, потому что неизвестно, каким образом ребёнок распознаёт фальшь - но распознаёт безошибочно. И эта "игра" в заинтересованность закончится тут же.
Вот такое короткое, но постоянное общение только и может предотвратить отчуждение между самыми близкими людьми.
И радость будет выплёскиваться из этих глаз или слёзы обид и огорчений (мало ли их в жизни бывает) - всё послужит сближению, которое будет расти день ото дня и превратится в нерасторжимые узы - без этой пошлости: "кормила, поила, рОстила" и "стакан воды на старости лет ...".
Для примера.
Как-то впервые услышала от дочки вместо рассказа о школьных делах в ответ на мой вопрос - короткое, неопределённое: "Нормально".
Конкретизирую, опираясь на её рассказ накануне:
"А чем закончилась сегодня история с Денисом?".
И услышала грустный рассказ о бойкоте новичку, организованному мальчишками-ревнючками (термин мой) за его внешний лоск и изящные манеры, которые семиклассникам показались возмутительными, ну, просто из ряда вон: маменькин сынок - самое мягкое из их "приговора".
Разговор получился интересный.
Решили, что восстановить справедливость можно только действием, на которое всё-таки отважилась при моей поддержке моя девочка. Она заняла пустующее место за партой рядом с "изгоем".
Это я к тому, что не удовлетворилась её коротким ответом - и смогла помочь в разбирательстве возникшей сложности. Иногда достаточно выслушать человека. Просто - правда?
Но такая доверительность заботливо и постоянно взращивается, как я уже сказала, с первых шагов малыша.
Это - забота родителей. Это - их деятельная любовь к внутреннему очень сложному миру маленького родного человека.
А как завоевать доверие ребёнка незнакомому человеку? Скажем, фотографу, сделавшему в далёком 60-м году эти снимки?
Малыш на фото1 занял защитную стойку "маленького бычка":
"Ты дядя, может быть, и хороший... Но я тебя не знаю, а потому - с какой стати? Вот ещё новости! Я и заплакать могу...".
И какой серьёзный взгляд у девочки на фото2:
"Ну, надо, так надо. Я потерплю немножко, потому что я воспитанная девочка. Только в этом нет никакого удовольствия:сиди смирно (а вы пробовали?) и смотри в одну точку, как ... не знаю кто".
Или учителю, переступающему порог этой Маленькой Страны? Ему-то дети выдают доверенность и даже любовь - авансом.
Но это доверие ежедневно и ежечасно надо оправдывать. В противном случае незадачливому наставнику придётся топтаться где-то "сбочь дороги", - пропуск потерян, восстановлению не подлежит.
Увлекательное взаимное общение в пространстве Маленькой Страны превращается в нудную процедуру менторского подавления детей с помощью высоты своего роста (а не авторитета) и с помощью мощи своего голоса.
Власть - штука неоднозначная. А власть над детьми - тешит нездоровое тщеславие, позволяет ощущать себя значимой величиной - иллюзия, разумеется. Ведь это до поры, пока дети чуть-чуть не подросли, не осознали преимуществ своих возможностей как единого коллектива. И тогда - вызовы родителей, жалобы директору и прочая дребедень.
Ну, а те что постарше...
Для ясности - пример. Как правило, на свой выпускной торжественный день ребята в обязательном порядке приглашают своего первого учителя. Впервые в моей практике эта традиция была ребятами нарушена. И как!
Они принесли пригласительные билеты всем учителям, всем школьным работникам... за исключением своей первой учительницы. Причём выяснилось это только на самом празднике, и разрулить эту ситуацию было уже невозможно.
Всё, о чём я здесь говорю, относится к воспитанию, которое является основанием всего педагогического процесса как русской, так и советской образовательной системы в целом.
И задаюсь вопросом, может ли учитель не быть воспитателем своих питомцев? Взгляд изнутри.
Почему советское образование десятилетиями держало планку лучшего образования в мире?
Стратегический курс государства, направленный на построение коммунистического будущего, определял образовательную политику.
Образование в народном государстве, вобрав в себя всё лучшее из русской классической школы стало не только доступно, но и обязательно. А в русской дореволюционной и в советской традициях образование помимо обучения (передачи знаний, умений, навыков) включало в себя и воспитание - формирование личности человека.
Школа должна была воспитывать учащихся в сответствии с системой ценностей, задаваемой коммунистической идеологией.
Не разгромив советское образование, невозможно было разгромить Советский Союз.
Так началась война с образованиием...
Фото Карла Миданса, декабрь 1960 года.
Продолжение следует.