1 часть В Петербурге: по пути истинному и настоящему.
В Петербурге Некрасову жилось очень трудно.
Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет.Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни.
С первых же дней по приезде в столицу Некрасову пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. Впоследствии он вспоминал:
«Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день…».
Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за эту каморку, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без обуви, Некрасов на себе испытал, каково живётся бедноте, и как обижают её богатые люди.
Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что у него есть талант, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и всё же оставался бедняком.
Около этого времени Некрасов познакомился и близко сошёлся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским, который полюбил юного поэта за его непримиримую злобу и ненависть к угнетателям трудового народа.
Белинский стал подолгу беседовать с ним. Некрасов понял, что ограбление трудящихся есть многовековая система, узаконенная государственным строем.
Ему стало ясно, что всё благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов трудящихся, закабалённых крепостниками-помещиками и нарождающейся в стране буржуазией. Помня о тягостных впечатлениях детства, он под влиянием Белинского окончательно решил отдать всю свою жизнь, весь свой талант на борьбу с этим бесчеловечным порядком.
Огромную роль великий критик сыграл в становлении и развитии таланта Некрасова.
«Моя встреча с Белинским была моим спасением», - говорил Некрасов. Позже он писал о том, что Виссарион Григорьевич своими «беседами-поучениями» образовывал и направлял его творчество «по пути истинному и настоящему».
Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обычных явлениях жизни, и тогда в нём сразу проявился его свежий, многосторонний и глубоко правдивый талант.
В 1847 году Некрасову, взявшему в аренду журнал «Современник», удалось превратить его вместе с Белинским в боевой печатный орган, на страницах которого он начал печатать произведения самых передовых и даровитых писателей, какие только были в то время: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других.
Эти писатели тоже ненавидели рабство и желали родине свободы и счастья. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с негодованием писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу.
Вся лучшая молодёжь того времени стала с восторгом читать «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова и журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал своё дело. После смерти Белинского он нашёл себе новых товарищей для работы в журнале - учеников Белинского и продолжателей его дела - великих революционных борцов Чернышевского и Добролюбова. Под их руководством «Современник» стал ещё бесстрашнее и последовательнее призывать к революции.
Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 году умер Добролюбов. Через год был арестован и (после заключения в крепости) сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство, вступившее на путь мстительной расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. Вначале оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев (1862), а потом прекратило его издание совсем (1866).
Группа сотрудников "Отечественных записок".
Долго существовать без журнала Некрасов не мог. Не прошло и двух лет, как поэт взял в аренду журнал «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Отечественные записки» стали таким же боевым журналом, как и «Современник»; они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина.
Цензура преследовала «Отечественные записки», и Некрасову (совместно с Салтыковым) приходилось вести с нею такую же упорную борьбу, как и во времена «Современника».