Про институт написал ( Мое высшее образование), про работу в НИИ после института написал ( СССР: Мои трудовые подвиги), стоит написать хоть немного и про школу. [Читать далее...] В первый класс пошел в 1969 году в школу №96. Как раз в этом году ввели новую программу по математике, изменили правила написания букв и слов. Возможно изменили что-то еще, но знаю только про это. Для математики принципиальным было введение понятия неизвестного (x - икс) уже в начальной школе. Это позволило решать задачи алгебраически, что существенно упростило их решение. Это привело и к "разрыву поколений", так как родители уже не могли помогать своим детям с домашним заданием. В фильме "Точка, точка, запятая..." показан этот момент:
. Позже это было отражено и в "Песенке первоклассника": Нам учитель задает с иксами задачи, Кандидат наук - и тот над задачей плачет. Кстати, герой Никулина решает задачу арифметически, а не алгебраически. Просто авторы сценария не знают разницы.
Но здание школы было признано аварийным и снесено, и нас перевели в школу №100 (ныне там "Колледж туризма и гостиничного сервиса").
Весь второй класс мы учились во вторую смену. Еще шутили, что в третьем классе будем учиться в третью смену. Это нормально воспринималось и нами, и нашими родителями. Кстати, если кто не знает, - в то время во всех школах и классах была шестидневка.
Третий класс мне запомнился только тем, что учителка была типичной некрасивой полноватой дурой, которая не любила (ненавидела) мальчиков. У меня весь дневник был исписан замечаниями.
В 1972 году мы переезжаем в пос. Песочный, и я иду в четвертый класс восьмилетней школы №437. Типичная "сельская" школа, в которую почти все учителя ездили из города (Ленинграда), среди них была достаточно большая текучка. Особенно запомнилось только следующее: 1) Рассказ в 5-ом классе классного руководителя про коммунизм. Может, она уже в него не верила, но описывала очень убедительно. И сам факт проведения классного часа по этой теме означал, что он стоял в плане.
2) Учитель физики был контуженным, хромал на правую ногу, правая рука плохо двигалась, не всегда адекватно вел себя. Родители даже организовали собрание по его поводу, на котором директор сказал: "Я все знаю и понимаю, но нам другого не пришлют. Сюда никто не хочет ехать, а в плане распределения мы стоим уже лет пять". НО! Он реально был настоящим физиком.
2.1 Считая меня неумным бездельником, как-то оставил меня учить домашнее задание после уроков. Тема была связана с испарением. Вопрос, который он мне задал при моей проверке: "На улице лежит кирпич. Идет дождь. Кирпич мокнет или сохнет?" Когда я сказал, что он одновременно и мокнет, и сохнет, он очень обрадовался, и сразу "перевел" меня в отличники.
2.2 Начало урока. Он сидит на стуле и рассказывает: "Беру сахар, пробую на вкус. Сладкий". Потом он резко, неожиданно кричит: "Раз! И пополам!" (при этом он бьет одной рукой по другой). "Пробую снова. Сладкий". Опять бьет и кричит. Потом говорит: "Сосем ма-а-аленький кусок остался. Пробую - сладкий. Снова делю пополам, но кусочки уже не сладкие". А далее уже объясняет про молекулы и атомы. Именно с этого момента я стал реально понимать, что же такое физика.
3) Помните про новую программу по математике? В геометрию ввели понятие "конгруэнтность". Когда мы ее изучали даже само слово почти все выговаривали с трудом, а уж понять ее вообще никто не мог. Года через два программу по геометрии на радость учителям и родителям упростили.
Еще хочу подчеркнуть, что мне по утрам уже с 10 лет приходилось вести младшую сестру за 2 км в садик, а потом еще столько же идти обратно до школы. Это не считалось чем-то исключительным и было абсолютно безопасным.
По окончании 8-го класса надо было определяться, где учится дальше. В поселке была десятилетняя школа (№466), но мама была против, чтобы я в ней учился. В прошлые годы выпускников 437 школы достаточно охотно брали в 239 физико-математическую школу, поэтому наш директор (он же учитель математики) порекомендовал мне и еще двоим одноклассникам пойти туда.