Отпуск все проводят по-разному. Свой краткосрочный, трехдневный перерыв в работе использовал для оттачивания профессионального мастерства и обмена опытом - съездил в Воронеж. Со своими коллегами по работе с малой прессой из Воронежской области установили контакт еще в мою челябинскую бытность. Тогда они стояли перед дилеммой, как наиболее эффективно перезагрузить отношения с муниципальной прессой, и жадно изучали чужой опыт в этом направлении. Мне и моей команде никогда своих идей в принципе не было жалко, накидали их с горсть. Теперь, по прошествии времени, довелось убедиться, что некоторые из них не только работают, но и приносят ощутимый результат.
Сейчас моя личная ситуация изменилась. В Свердловской области приходится реализовывать шаги и меры, которые для челябинских или, допустим, тюменских коллег были откровением 9 лет назад. Отставание серьезное, но его можно устранить, если целенаправленно заниматься данной проблемой. То, что это действительно проблема, лично у меня не вызывает никаких сомнений. Как и тот факт, что существовавшая ранее система взаимоотношений власти и государственных муниципальных СМИ в регионе отживала свой век, зашла в тупик, потеряв актуальность, а во многом - и здравый смысл.
Чем мне импонируют воронежские коллеги, так это тем, что стратегически они двигаются с нами в одном фарватере. Главные, узловые принципы наших реформ - это устранение потребительской психологии в подведомственной сфере, развитие ее бизнес-навыков, адекватная реакция на происходящие в масс-медиа перемены. Работы в этом направлении - непочатый край, в считанные месяцы по понятным причинам не уложиться. И каждый раз приходится убеждаться, что абсолютно правы японские апологетики «lean production», утверждающие, что сопротивление людей переменам - ключевая проблема на пути внедрения всего передового и инновационного. Как и в том, что ожесточеннее всего сопротивляются переменам те, кто по сути больше всего в них нуждаются.
Не буду скрывать, что не все тактические шаги воронежских коллег мне 100%-но близки (впрочем, как и для них - и мои утверждения), по некоторым решениям возможна жаркая дискуссия. Однако неправильно брать на себя роль истины в последней инстанции. В конце концов, время выверит правильность или ошибочность тех или иных идей. А наличие конкуренции мнений - это само по себе уже неплохо.
В Воронеже ключевой интерес представляла внедренная в Челябинской области и приготовленная к внедрению в Свердловской области система бизнес-планирования для СМИ малых городов и районов. В течение двух дней отработал по этому вопросу и с теми, кому предстоит ее внедрять, и с теми, в отношении кого она будет применена (мастер-классы «Адаптация городских и районных СМИ к новым информационным реалиям» и «60 вопросов, которые должен задавать себе руководитель локальной газеты хотя бы раз в неделю»). Было воистину приятно слышать, что в Воронежской области эти механизмы начну применяться уже с января 2014 года. Считаю, что регион для этого действительно созрел.
Хочу также отметить, что Воронеж, в котором довелось побывать впервые, оставил приятные впечатления. Его сложившийся у россиян образ и то, как он выглядит на самом деле, - две большие разницы. Нисколько не удивлюсь, если город через какой-то период войдет в семерку ключевых муниципалитетов страны.