Предыдущая часть 5 июля 1940 г. начальник штаба Краснознаменного Балтфлота контр-адмирал Ю. Пантелеев в докладной записке в Главный морской штаб предлагал следующее: "Захват Аландских островов во всех случаях обстановки на Балтике и немедленно… Наступление наших сухопутных сил на север от базы Ханко и на запад от Выборга… Немедленно, в этом же году, получить Аландские острова и возможность реального контроля над всеми финскими базами в Финском заливе любыми средствами - вплоть до войны". 10 июля командующий эскадрой КБФ контр-адмирал Н. Несвицкий отправил в Главный морской штаб докладную записку с предложением "решить вопрос самостоятельного существования Швеции и Финляндии в пользу СССР и сделать Балтийское море внутренним морем".
Адмиралы шутили? Или составляли сугубо теоретические планы "на всякий случай"? Или планировали агрессию против Финляндии и Швеции "немедленно, в этом же году"?
Отрывки из записки Ю.Пантелеева вернее всего перекочевали в 17-й вопрос из мельтюховского "Упущеного шанса...". Почему-то автор вопроса мало того, что изменил адресата пантелеевской записки (в реальности она была адресована наркому ВМФ), так ещё и опустил контекст предложений начштаба КБФ. Давайте вернём.
Вот как начинает изложение Мельтюхов:...начальник штаба флота контр-адмирал Ю.А. Пантелеев в записке от 5 июля 1940г., анализируя сложившуюся обстановку на Балтике, отмечал, что, несмотря на враждебное отношение к СССР Финляндии и Швеции, "единственным противником... может быть в данной обстановке только Германия, которая для развертывания операций использует Швецию и особенно Финляндию для использования ее фланкирующего и тылового расположения в отношении наших баз в устье Финского залива"
и продолжение цитаты у него тоже есть:немедленно в этом же году получить Аландские острова и возможность реального контроля над всеми финскими базами в Финском заливе любыми средствами - вплоть до войны, иначе потом все эти возможности используют немцы и создадут этим для нас большие трудности, потребуют больших жертв
Почему Марк Семёныч так старательно вычеркнул немцев? Потому, что это идёт вразрез с его идеей о подготовке Сталиным "отдельной" войны против скандинавских стран. Нужда в получении баз в Финляндии - это побочная тема цитируемого документа, затронутая вскользь. Главное внимание там уделяется совсем другому.
Несвицкого Солонин цитирует тоже по Мельтюхову, повторяя за ним ошибку в датировке. И тоже чуток обрезает цитату. В полном виде она звучит как: В целях обеспечения как баз, так и коммуникаций, питающих их, необходимо решить вопрос самостоятельного существования Швеции и Финляндии в пользу СССР и сделать Балтийское море нашим внутренним морем. Эта задача для Балтийского театра является первоочередной
как и у Пантелеева, документ посвящён возможным операциям флота в "большой войне" с Германией, а не планированию "малой войны" против скандинавских стран.
В целом же, делать глобальные выводы на базе двух обрезанных цитат есть худший образец спекуляции. Вместо этого, предлагаю желающим ознакомиться со статьёй П.В.Петрова, автора двухтомника по действиям КБФ в Зимней войне,
"Оперативное планирование на Краснознамённом Балтийском Флоте в 1940 году". Там вопрос рассмотрен намного полнее, на сплошном массиве материалов РГВМА, поэтому выводы сделанные Петровым покоятся на значительно более солидном основании.
Думаю можно постулировать, что адмиралы не шутили. И как мы видим, процитированные документы не были посвящены планированию агрессии против Финляндии и Швеции "немедленно в этом же году". Если бы перечень возможных вариантов у Солонина был полон, нам ничего бы не оставалось, как заключить, что они составляли "сугубо теоретические планы" на всякий случай. Но правильный ответ всё же не такой.
Процитированные фрагменты взяты из документов, которые вообще не являются оперативными планами.
Это соображения командующих на театре (кроме начштаба Балтфлота и командующего эскадрой, такие соображения представил и командующий Балтйской ВМБ контр-адмирал Кучеров).
Общий оперативный план действий КБФ к тому времени, как контр-адмиралы начали писать свои записки, был уже разработан, утверждён военсоветом, и с 15 июня 1940 года лежал в сейфе у Кузнецова. Несколько позднее, к сентябрю 1940 были представлены и частные планы, детализирующие положения общего. Среди них план подводной войны на Балтике, план активных заградительных операций, план минных поставок... Ну и план десанта на Аландские острова, само собой.
Многие из этих планов, пожалуй, вполне можно назвать "сугубо теоретическими". Как Марк Семёныч отмечает в "Новой хронологии" по поводу "агрессивных" планов ВВС, их отличал безудержный оптимизм и то, что никто даже не дёрнулся их выполнять, когда война началась. Ровно то же можно сказать и по поводу "агрессивных" планов КБФ.
Как-то так. Спасибо за внимание.
Продолжение. Вопрос 18.