мечты сбываются

Feb 24, 2024 18:45

У меня тут мысль по голове ходит, давайте я её запишу.

Правда, с ней есть проблема -- я не вполне уверен в фактах. Я их вижу через щелочку, причем смотрю через неё на довольно успешные семьи, и может быть у меня сложилось совсем превратное впечатление. Интересно было бы послушать более вовлеченных в педагогику людей. Тем не менее.

Помните, когда-то говорили о "первом непоротом поколении"? О том, что это будут намного более свободные люди, они не будут ходить строем, слепо признавать авторитеты, будут думать сами, и совсем другая -- и, видимо, лучшая -- жизнь начнется?

Так вот, не врали! Всё так и есть. Нынешние дети -- уж не знаю, как тут считать, первое это непоротое поколение, или это уже дети первого непоротого -- более свободные. Их детство было намного более устроенным. Они не признают авторитетов, думают своей головой и не воспринимают слово "надо". В этом, несомненно, есть плюсы. Но, есть и очевидное следствие: конечно же в массе они просто перестали учиться в школе.

Ну, а с чего бы? Это неинтересно. Даже просто учить таблицу умножения -- не интересно, скучно. Рассказы про "через 10 лет надо будет поступать" на них не очень действуют -- а на вас бы подействовало? На меня вряд ли, слишком большой срок. Еще хуже, если поступать не через 10 лет, а через 2 года и уже примерно понятно, куда. Тогда нет ответа на вопрос "а зачем мне все остальные предметы".

К этому добавить смартфоны как потрясающий по эффективности отвлекающий фактор и понятно, почему школа не справляется.

Школа возникла в индустриальную эпоху, когда рабочие строем шли на завод и не думали о самореализации и том, что работа должна быть интересной. Работа это работа, её надо работать, спасибо, что только 8 часов и 5 дней в неделю, два раза спасибо за отпуска и больничные. И точно так же в школе надо учиться -- просто надо, и всё. Наверное в школе будут интересные моменты, иногда. Но никто не обещал, что это всё время должно быть интересно. Взрослые стараются тебя научить, дать тебе дорогу в будущее, а твоя задача их слушать и учиться.

Переделать (массовую) школу так чтобы там всё время было интересно всем? Мне кажется, это невозможная по сложности задача. В кино скучно бывает, а это всего часа полтора, на это потратили кучу денег и рабочего времени, пытаясь заинтересовать зрителя, не ставя задачи чему-то научить, и смотрит обычно только целевая аудитория. 11 лет подряд и для .. ну хотя бы большинства? Силами простых учителей? Это не сработает.

Увеличить строгость, отнимать смартфоны (да), оставлять на второй год и переводить в специальные школы-отстойники, чтобы не мешали остальным? Наверное можно попробовать, но что-то я не уверен, что такая репрессивная система будет полезна. И вряд ли на это кто-то решится.

Есть ли ещё какие-то варианты? Не знаю.

В общем, "думать своей головой" и не признавать авторитеты замечательно, когда у тебя очень умная голова. Или много попыток. Когда не очень, а попыток ограниченное количество... Может получиться так себе.

Upd: я всё-таки хотел бы донести свою мысль. Речь не о том, что школьные программы так себе, или что школы плохие.

А о том, что модель обучения, при которой один педагог на 30 детей что-то им рассказывает, даёт задания и вызывает к доске, для функционирования требует некоторого уровня дисциплины и даже сотрудничества со стороны детей. Если этого нет, то она просто не работает. Не так важно, какое там содержание программ.

Тут, конечно, не как выключатель, работает/не работает, тут градиент, но мне кажется, что процесс существенно смещается в сторону "не работает". Вот об этом речь.
Previous post Next post
Up