"Ведомости", колонка: "Доделай сам"

Mar 06, 2012 21:51

"Доделай сам", колонка для "Ведомостей", № 8 (290), 2 марта 2012 года.

Про restyling, refashioning и прочую творческую переделку готовых вещей. Здесь - полный текст + картинки.

Доделай сам



«Я купила это платье за один доллар в секонд-хенде», - пишет ведущая блога Mytwobutterflies. - «Мне понравились ассиметричные черно-белые полосы. Все, что мне понадобилось сделать - это отрезать рукава, перешить проймы, укоротить юбку, добавить пояс - и готово». «Мне удалось узкую купить джинсовую скатерть», - сообщает еще одна девушка. - «Я сделала сборку, пришила пояс, обработала край, вшила молнию, добавила пуговицу, - и у меня получилась прекрасная юбка».

Похожие рассказы часто встречаются в воспоминаниях людей, живших на советском и постсоветском пространстве: послевоенная нищета, застойный дефицит, перестроечные попытки соорудить хоть что-нибудь нарядное для своего скудного гардероба*. Но сегодняшние участницы подобных сообществ обычно занимаются радикальной переделкой одежды не от экономической необходимости, а ради творческого развлечения - и возможности выглядеть нестандартно. Cаму практику в английском часто называют refashioning или restyling, а российские поклонники этого занятия зачастую обходятся просто словом «переделка». Например, очень популярный сайт SecondStreet.ru, который ведет дизайнер Саша Саночки, содержит больше трех тысяч подробных инструкций для превращения мужской рубашки - в шорты, детского одеяльца - в пончо, футболки - в вечернее платье, - и так далее.

Если шитье вещи с нуля - это, в своем роде, "Сделай сам", то refashioning - это "Переделай сам". Плюс такой игры - получение сугубо индивидуальных вещей сравнительно быстро и сравнительно легко. Минус - нужны навыки (иногда - очень серьезные, иногда - хоть какие-то), силы и время.

«Переделай сам», - возможно, просто самое радикальное направление одного важного глобального процесса. Современный потребитель очень часто вынужден балансировать между двумя плохо совместимыми требованиями: «Будь индивидуальным!» и «Покупай много!» Для человека с не самым толстым кошельком «покупай много» почти всегда означает пользование готовой одеждой, отшивающейся в миллионах одинаковых экземпляров. Даже самые рукастые потребители вряд ли могут позволить самостоятельно создавать (или переделывать) весь свой гардероб: времени не хватит. А это значит, что идеальный подход к делу - всегда немного индивидуализировать готовое и массовое.

Производители готового и массового прекрасно понимают это покупательское желание и стараются, как могут. Самый простой ход - то, что можно назвать "Придумай сам". Иными словами: твоя идея, наше (очень простое) производство. Ты сочини надпись - мы напечатаем ее на готовой футболке. Ты подбери гамму - мы нанесем ее на платок. Плюс системы "Придумай сам" - возможность почувствовать себя творческим человеком и вообще. Минус - как-то скромненько.



Другой ход - система "Собери сам". Скажем, люксовая кастомизация, - процесс, в ходе которого вещь персонализируется еще на стадии производства. Так, Burberry позволяет «собрать» тренч из готовых деталей (несколько вариантов рукава, несколько - воротника и прочая) прямо на сайте марки, Hermes - выбрать форму и расцветку платка. Похожие сервисы предлагают сотни мелких брендов. Плюс такой системы - можно хвастаться, что ты сдизайнил этот прекрасный плащ Burberry. Минус - это просто еще один плащ Burberry. Даже очень интересный онлайн-проект «Cut on your bias», где дизайнеры сменяют друг друга, предлагая посетителям сайта конструкторы для вещей, самые популярные из которых отшиваются потом в очень маленьком количестве, все равно заставляет покупателя танцевать под дизайнерскую дудку.

Видимо, лучшим решением (из коммерческих) сейчас можно считать продукты из категории "Доделай сам": вещь продается незаконченной, и покупатель может не просто создать индивидуальный объект, но и творчески развлечься (не имея особых навыков). Например, еще в шестидесятые мода на «бумажные» платья подразумевала их разрисовывыние и перекраивание, - а недавно похожее платье выпустили дизайнеры Berber Soepboer and Michiel Shuurman - к нему даже прилагается набор фломастеров. А дизайнеры Хлое Маккормик (Chloë McCormick) и Николас О’Донелл-Хоар (Nicholas O'Donnell-Hoare) продают очки с сотнями дырочек и кучей цветных ниток: протягивай нитки в дырочки - и вот тебе уникальный объект.

Впрочем, даже те, у кого совсем руки-крюки, могут поучаствовать в этом пиршестве индивидуализации. Крошечная марка Little Green Things создает для таких людей пояса с гладкой черной пряжкой и прилагающимся мелком. Берешь мелок, пишешь: «Я ничего не умею делать руками», - и вот он, твой сугубо индивидуальный (и в то же время дизайнерский) предмет гардероба. Эту систему, может быть, следует называть "Сделай сам хоть что-нибудь".

* Довольно много таких историй можно прочитать вот тут.

Картинки и бонусы:

"Переделай сам": Платье с сайта MyTwoButterflies:



"Подделай сам": "Шляпа Филиппа Трейси своими руками":



"Доделай сам": Berber Soepboer and Michiel Shuurman, платье-раскраска:



"Собери сам":СutOnYourBias.com/



"Собери сам": вечернее платье на Cocomyles.com:



"Собери сам": рукава от Burberry:



"Доделай сам": Хлое Маккормик (Chloë McCormick) и Николас О’Донелл-Хоар (Nicholas O'Donnell-Hoare):



Здесь бы еще сказать про: Тот факт, что в статье менее развлекательной и более академической (я надеюсь добраться до ее написания в ближайшее время) следовало бы уделить максимальное внимание именно "перешивке" и "переоформлению" и провести серьезную категоризацию возможных работ, отталкиваясь от типа вносимых изменений.
Previous post Next post
Up