"Ведомости", колонка: "С лозунгом"

Apr 12, 2012 15:30



"С лозунгом на груди", колонка для "Ведомостей", № 12 (294), 6 апреля 2012 года.

Здесь - полный текст + картинки. Сразу напомню: тема - гигантская и, конечно, никакой колонке размером 3000 знаков не поддается.

С лозунгом
В музее при нью-йоркском Fashion Institute of Technology хранится платье из набивного хлопка, созданное в 1889 году. Широкие рукава, длинный присобранный подол, гладкая кокетка, - все это, даже небольшие манжеты платья, сшито из звездно-полосатой материи. Простыми словами, - из американских флагов. 1889 год был в американской истории особенным: в этом году к нации присоединились четыре штата, включая Вашингтон, - больше, чем в любом другом году. А в 2001 году созданное американским дизайнером Кэтрин Маландрино звездно-полосатое «платье-флаг» немеделенно стало модным хитом: в нем фотографировались Халле Берри, Шарон Стоун, Мадонна, Джулия Робертс и десятки других знаменитостей. Бутики на Пятой авеню выставляли это платье в главных витринах, а ведущие глянцевые журнали помещали на обложку. 2001 год тоже оказался для США поворотным: трагедия 11 сентября навсегда изменила взгляд граждан этой страны на свою родину, и американский дизайн, моду, искусство захлестнула волна патриотических эмоций.
Для дизайнеров, пытающихся работать с «патриотической» темой, плюс ее заключается ровно в этой эмоциональной насыщенности, в массовой узнаваемости символов.  Эту узнаваемость дизайнеры эксплуатируют по-разному. Кто-то обращается к эстетике более-менее устоявшегося общего прошлого, - как Денис Симачев, не без иронии работающий то с хохломой, то с советскими мультиками, то с эстетикой рабочего Подмосковья, или как Константин Гайдай, не без серьезности черпающий образы из страшных народных сказок и византийской иконописи. А кто-то, напротив, реагирует на немедленные новости, - как, скажем, голландские дизайнеры из Metahaven Research Studio, создавшие коллекцию платков в поддержку WikiLeaks или российская студия Trends&Brands, выпустившая недавно футболки с надписью «Спасибо за нормальную цивилизованную коррупцию». В этом плане быстрая мода и быстрая политика просто созданы друг для друга: что ни день - то новый газетный заголовок, который можно нанести на футболку - и превратить ее, таким образом, в персональный политический полигон.

Мода - лучший политический барометр: будучи способной материализировать в конкретных вещах то, что еще не поддается словам, но уже носится в воздухе, она зачастую заставляет нас самих впервые обратить внимание на настроения в обществе. Мода намертво переплетена с политикой: от законодательства зависит, что можно, а что нельзя надевать, от экономической обстановки - из чего можно шить и будет ли это покупаться, от общественных настроений - моральная оценка длины подола или ширины брюк, а от того, как конкретный человек составляет собственный костюм - его персональное «политическое высказывание» (а иногда и его жизнь - как могли, например, убедиться любители коротких штанов в эпоху Французской революции). Даже когда мы считаем, что в нашей одежде нет «ничего политического», мы, по сути, обманываемся: скажем, уже тем, что ни в какую жару мы не ходим голыми по улицам, мы признаем существование над собой законов страны, в которой находимся. А уж форма сознательного политического высказывания в костюме существует, возможно, столько лет, сколько существует само человеческое общество: Можно носить на теле боевой раскрас одного племени, а можно - другого. Можно клеить мушку на правую щеку и демонстрировать поддержку вигов, а можно - на левую: за тори. Можно носить широченные клеши, рискуя вылететь из института за недостаточную «советскость», а  можно быть схваченным на главной площади города за то, что к твоей сумке привязана белая ленточка.
Не исключено, что самое важное новшество в отношениях моды и политики заключается именно в том, как конечные пользователи вытесняют из игры профессиональных дизайнеров. Напечатать значок или нанести надпись на футболку можно за несколько минут в любом торговом центре, - не говоря уже о том, насколько легко повязать на рукав ленточку или надеть «правильную» бандану. Патриотизм - штука неоднозначная: едва ли не каждый патриот любит свою страну не такой, какая она есть, а такой, какой он хотел бы ее видеть. За таким сложным раскладом, конечно, не угонится никакой дизайнер. Всё приходится самим, всё самим.

Бонусы и картинки:



"American Flag" costume, printed cotton, c.1889, USA



Платье-флаг, Кэтрин Маландрино



Vivienne Tam, suit, black and white polyester in checkerboard pattern of "Mao" portraits, 1995, USA



Поддержка WikiLeaks от Metahaven Research Studio



Wos + Trends&Brands



Константин Гайдай



Денис Симачев

Здесь бы еще сказать про:

- Неисчерпаемость темы "Костюм и политика" (еще раз);
- Возможность (кажется) использовать тему "политических" элементов костюма как study case для исследования всей темы экстернализации вообще.
Previous post Next post
Up