Читая такой заголовок многие из Вас решат, что речь в этом посте пойдет о том, как же сложно было во времена Советского Союза «достать» номер зарубежного глянцевого журнала… Но Вы не отгадали, сегодня речь пойдет о тех немногочисленных съемках, которые знаменитый фэшн журнал сделал на территории СССР во времена советской власти, когда страна была практически закрыта для иностранцев, да и граждане этой страны в своем большинстве не имели возможности выехать заграницу. Возможно, именно по этой причине СССР и был тогда так интересен для Vogue, который пришел в Россию через 7 лет после краха СССР в 1998 году, но сейчас не об этом, а о съемках Vogue в закрытой стране.
Для меня самой яркой и запоминающейся среди малочисленных съемок журнала в закрытой стране стала самая первая, сделанная в 1969 году фотографом Arnaud de Rosnay при участии советской манекенщицы (этим словом в те времена обозначалась профессия модели) Гали Миловской. Один из кадров той фотосессии вполне повергает в шоке советского человека - Галина сидит в очень вольной по тем временам позе на Красной Площади в одежде западных дизайнеров, да еще и… спиной к Мавзолею… Именно этот кадр русской Твигги, как ее прозвали на Западе, действительно окажется самым скандальным, а возможно и судьбоносным для самой модели, ведь в 1974 году она эмигрирует из СССР в Великобританию, а позже выйдет замуж на французского банкира.
Следующая съемка в СССР Vogue состоится уже в 1975 году с последующей публикацией снимков в британском номере за январь 1976, обложку которого украшала Джерри Холл. Для Vogue это стал один из самых масштабных проектов в СССР, ведь фотограф Norman Parkinson снимал не только в Москве и Ленинграде, но и отправился в тур по Средней Азии и Закавказью.
Но самое большое число съемок было совершенно в последний год СССР. В 1990 году журнал Vogue мог похвастаться сразу тремя фотосетами из перестроечного Советского Союза. Во второй визит в СССР Grace Coddington места для съемки вместе с фотографом Arthur Elgort и моделью Christy Turlington выбрали довольно банальные - только Москва и Ленинград, но зато внесли разнообразие героями на фото - Валерий Леонтьев, Вячеслав Зайцев, футбольная команда Торпедо и другие.
В этом же году впервые на обложку Vogue попала Красная Площадь, правда, в не в роли главного действующего лица (это не формат Vogue), а как фон для Isabella Rossellini и ее дочери запечатленных фотографом Brigitte Lacombe для французской версии журнала.
На фоне столь банальных мест для съемки в СССР, фотосессия Sante D’Orazio с моделью Helena Christensen в дворцах Ленинграда прекрасно подходивших для коллекций haute couture того сезона смотрелась свежее. Хотя сейчас после многочисленных дворцовых съемок в Санкт-Петербурге нам уже так не покажется.
Честно говоря, просматривая эти кадры спустя не один десяток лет я ловлю себя на мысли о том, что среди них я бы сейчас выделила для себя только снимков 5, но думаю, что во время того, когда мы были закрытой страной практически любая фотосессия из СССР была успешна и ценна хотя бы с той точки зрения, что она вообще состоялась и ее получилось показать читателю глянцевого журнала.
А как эти кадры Вам? Какой больше всего зацепил Ваш взгляд?