модель, в которой бесконечный горизонт империи сменяется ограниченными горизонтами государств и как следствие - появляется политика (не знаю, возможно, я не правильно понял А. Филиппова) мне представляется не верной
( Read more... )
империя может позволить себе бесконечный горизонт, потому что не имеет равных. бесконечность в данном случае эквивалент заведомо неодолимой мощи. т.е различие гос-ва и империи не совсем принципиальное, мне кажется.
надо как минимум различить разные бесконечности. Хотя и это не отвечает сути дела: у кого из римских мыслителей или политиков вы встречали в этом смысле "бесконечность"?
можно, видимо, на авторов нового времени. Англичане так мыслили. Французы, неврно, тоже. Ботеро, вот, тоже, насколько я понимаю. НО если древние так не мыслили, надо сторить другие генеалогические отншоения империи и статуса
Возможно, империю как раз и стоит размещать в космосе - как отражение космической иерархичности, например. Тут важно, наверное, не то, как видели космос многочисленные подданые, а какова была "космическая" подоплека самой империи. А про бесконечность до 16 века говорить, пожалуй, действительно опрометчиво. Возможно, имеется в виду претензия империи на то, чтобы быть соразмерной космосу, заполнить собой все обитаемое пространство?
ну, кто бы спорил насчет космичности империи :) космополис. может. :) но тогда это тавтология. Более того: А Афины не соразмерны космосу? А думаете, космические корабли эпохи постстатусов даром бороздят космическое пространство?
Коли космос ныне бесконечен, то корабли могут убороздиться, но заполнить собой космос они не смогут. Впрочем, само движение "все дальше и дальше" будет неким образом космической безграничности.
Полис соразмерен космосу - да, в смысле, что он соустроен космосу, но он как раз не претендует заполнить собой космос, разве нет? Империя, насколько я понимаю, тем и отличается, что в политическом политическом пространстве не хочет оставлять место ничему другому, внешне ее ограничивающему.
вы вспомните "Звездные войны", их политическую метафизику (и теологию). Именно что заполненость космоса - главная интрига. правда, там допущение бесконечной скорости :)
Полис, насколько я понимаю - космос в миниатюре. Космос у греков (да и римлян) ведь вообще конечен. По сути нет у греков такого мышления, что вот есть такой космос, а мы - его часть. Мы и есть средоточие космоса. Ну да, Одиссей вот путешествует, но встречает все время нечто, выходящее за порядки изономии. Соотношение часть/целое у них так не работает,имхо, чтобы Афины вот были пространственной частью протяженного Космоса. Поэтому и возникает понятие космополиса в пост-алексансдрову эпоху. Такой глобальный полис. здесь надо, имхо, очень четко держаться того, что никакого "внешнего" в новоевропейском смысле в античности не было, даже, думаю, у римлян. Иная топология. Иначе мы просот опрокидывем время картины миры на совсем другой мир и лишаемся возможности углубиться в самих себя.
Comments 33
Reply
Reply
Reply
Reply
А про бесконечность до 16 века говорить, пожалуй, действительно опрометчиво. Возможно, имеется в виду претензия империи на то, чтобы быть соразмерной космосу, заполнить собой все обитаемое пространство?
Про Ботеро - это интересно, это мне в копилку.
Reply
может. :)
но тогда это тавтология.
Более того: А Афины не соразмерны космосу?
А думаете, космические корабли эпохи постстатусов даром бороздят космическое пространство?
Reply
Полис соразмерен космосу - да, в смысле, что он соустроен космосу, но он как раз не претендует заполнить собой космос, разве нет? Империя, насколько я понимаю, тем и отличается, что в политическом политическом пространстве не хочет оставлять место ничему другому, внешне ее ограничивающему.
Reply
Полис, насколько я понимаю - космос в миниатюре. Космос у греков (да и римлян) ведь вообще конечен. По сути нет у греков такого мышления, что вот есть такой космос, а мы - его часть. Мы и есть средоточие космоса. Ну да, Одиссей вот путешествует, но встречает все время нечто, выходящее за порядки изономии. Соотношение часть/целое у них так не работает,имхо, чтобы Афины вот были пространственной частью протяженного Космоса.
Поэтому и возникает понятие космополиса в пост-алексансдрову эпоху. Такой глобальный полис.
здесь надо, имхо, очень четко держаться того, что никакого "внешнего" в новоевропейском смысле в античности не было, даже, думаю, у римлян. Иная топология. Иначе мы просот опрокидывем время картины миры на совсем другой мир и лишаемся возможности углубиться в самих себя.
Reply
:-)
Reply
Reply
Reply
http://www.filosofy.vuzlib.net/book_o055_page_45.html
Reply
Reply
Leave a comment