назад к папирусам

May 14, 2008 10:33

 лангобард замечает http://langobard.livejournal.com/1806235.html?style=mine интересный парадокс: писать стало проще, теперь любпй графоман может легко написать толстенный роман, а читать теперь хотят короче, длинное не читают вовсе.
Понятно, что он исходит из молчаливой предпосылки: читают с экрана.
это, кстати, фирменный знак русского интернета. ( Read more... )

история сознания

Leave a comment

Comments 16

sswss May 14 2008, 09:29:22 UTC
т.е. по сути история сознания в таком контексте предстает как бесконечное возвращение к тому, что уже было, но в новой форме?

Reply

farma_sohn May 14 2008, 09:34:19 UTC
нну если только в смысле Ницше.
здесь вот что интересно зафиксировать: бесконечное возвращение в смысле Ницше, как преодолевающее историю-фабулу с телеологическим устроением - это и есть папирусное восприятие мира. А кодекс - история в христианском смысле?

Reply

sswss May 14 2008, 09:59:39 UTC
Не станет ли идея возвращения как вариант "телеоциклического" обоснования, т.е. цель в возвращении? Относительно папирусного восприятия мира можно сказать, что оно было элитарным, эзотерическим, доступным узкому кругу избранных папирусописателей и папирусочитателей. Вполне можно говорить о папирусном воображении (даже скорее папирусо-творителей) и представлении об окружающей действительности. Но в массе своей люди эпохи папирусов иначе воспринимали мир. Как метафорический экскурс он интересен, но насколько корректен в нашем контекстуальном поле?

Reply

farma_sohn May 14 2008, 10:10:36 UTC
вероятно, можно говорить скорее о том, что само потребление папирусного чтения было частью более широкой конструкции "мир как лента", а не наоборот. Хотя на деле папирусу сопутствовали восковые таблички, на которых, скорей всего, и писали обычно "черновик". Т.е. разгуливали в портике и там академе с восковыми табличками.
Но: посмотрите на вазы. Это - папирусная логика разворачивания сюжета.
Плюс: еще не было молчаливого чтения, видимо. Люди говорили даже наедине с собой. Значит, иной тип экономии отношения речи и письма.
У Ницше нет "цели в возвращении", имхо, если я вас правильно понимаю. Там прирост интенсивности в эстатической открытости действию активных сил.
В нашем контекстуальном поле полезно помнить о папирусах, чтобы взять в скобки и остранить галлактику гуттенберга. разумеется, каждая эпоха свою менмонику устраивает по-своему, и греки не похожи в этом на египтян. Но надо совершить усилие и подумать о компьютерной мнемонике вне контекста кодекса. папирус может помочь как модель.

Reply


ex_humanito May 15 2008, 04:05:37 UTC
Я бы высказал в пандан такое наблюдение возвращается и эпоха устного слова, что гораздо интереснее в отношении Платона и Аристотеля. Теперь на ютубе можно слушать Бадью, Жижека и Делеза, существуют аудиофайлы с голосом Хайдеггера и Арендт. Если вспомнить, что в классическую эпоху тексты не читали молча про себя, а слушали чтение другого - автора либо чтеца, - то возвращение налицо. Контекст "Федра", противопоставление устного и письменного, становится более внятен.

Reply

farma_sohn May 15 2008, 07:40:19 UTC
я, когда писал, про Федра как раз и думал... И вообще про платоновские рассуждения о мнемонике. Они очень современны вдруг стали.
И не будем забывать феномен популярности внезапной аудиокниг - это явно связано с возвращением той старой стратегии читабельности.

Reply


Leave a comment

Up