назад к папирусам

May 14, 2008 10:33

 лангобард замечает http://langobard.livejournal.com/1806235.html?style=mine интересный парадокс: писать стало проще, теперь любпй графоман может легко написать толстенный роман, а читать теперь хотят короче, длинное не читают вовсе.
Понятно, что он исходит из молчаливой предпосылки: читают с экрана.
это, кстати, фирменный знак русского интернета. Мало того, что найти такое обилие новой художественной литературы в сетях английского, французского и немецкого языка невозможно. Я никогда е слышал, чтобы  идея читать художественную литературу с экрана была популярна не то что у людей старше 40, но и даже у студенческой молодежи. Если что - покупают книжку в магазине и читают. Или берут у знакомых. Система бестселлеров пока работает (хотя интересно, как там распределяются возраста?)
Дети вот все были заражены поттероманией и таки я видел множество детей с увесистыми томами Поттера. А взрослые, к примеру, Брауна все прочли. Да и много другого. Вон, Литтел - вообще 1000 страниц, мне страшно на них глядеть, читаю уже который месяц, а бестселлер, однако. Уже пейпебэк вышел. Кстати, не такой уж и толстый. Видимо, все дело в шрифте и бумаге.
Но тенденция налицо. В блогах читают короткое, а длинное - нет. Я и сам такой. И стиль писание тоже начинает меняться под воздействием поэтики блогов.
Но такое уже было. Перечитайте формалистов. Они точно также предрекали закат длинного романа. Мол, темп жизни изменился, а у Горького в Самгине все ловят и ловят сома из главы в главу печатаемого в газете романа.
Поэтому они упирали на детектив, роман-фельетон, документальный роман, писали рубленными фразами, кои легко воспринимать и на сегодняшнем экране.
Но: ошиблись они, вернулся таки большой роман, это символ сталинской эпохи.
Может, поспешили, не знаю. В 20е годы придумали почти все, в чем мы сегодня живем. Был просвет в будущее, видимо, а потом закрылся. 
Ясно, что вместе с электронной бумагой, книгами-компьютерами, пда и т.п. идет новая эпоха, которая книгу-кодекс закроет. Гуттенберг с его галлактикой, видимо, заканчивается. 
Вопрос: что открывается?
Мне кажется, что - мы просто возвращаемся от Гуттенберга и эпохи книги-кодекса назад, к галлактике папирусов. перед нами будет снова письмо как бесконечная лента. Иная роль картинки (картинки в папирусах да и ранних кодексах очень похожи на баннеры) и изображения вообще, иной способ держать текст и строить его. 
Вирильо хорошо показывает, что древние в своем восприятии текста были ближе к кино, чем галлактка гуттенберга. Чтение как монтаж через малую каталепсию. Египетские барельефы - прекрасный пример того, как близко воспрятие блоггера древним. Попробуйте почитать эту историю, выбитую на камне. наверно, мы идем к египтянам. Скоро изменится и понимания смерти, виртуальность к этому ведет, Матрица - уже превед египетской культуре Смерти. 
так что, наверно, восприятие и греческой философии станет адекватней. С компа читать Платона и Аристотеля - уж точно аутентичней. И, возможно, их рассуждения о мнемонике скоро станут нам близки. Мир возвращается в состояние бесконечно разворачивающейся ленты.

история сознания

Previous post Next post
Up