О начале пути к созерцанию Христа мы уже говорили и пришли к выводу, что, не положив в начало пути смирение (подойти к Филиппу), надеяться на встречу со Христом наивно.
Теперь хотелось бы более подробно остановиться на финальной стадии пути к созерцанию. «Я уверен, что гораздо лучше и превосходнее видимого [мира]… - глас празднующих, веселье Ангелов, небесный чин, видение славы, а больше всего, чистейшее и совершеннейшее сияние Всевышней Троицы, уже не скрывающейся от ума, как связанного и рассеиваемого чувствами, но всецело целым умом созерцаемой и приемлемой, и озаряющей наши души полным светом Божества» [1]. В земном служении Христа мы знаем одно чудо, когда человеку при жизни было даровано созерцать «сияние Всевышней Троицы». «Иже прежде солнца Свет Христос телесне на земли жительствуя и прежде Креста вся, яже страшнаго смотрения, совершив боголепно, днесь на Фаворстей горе, тайно Троицы образ показуя…» [2] (рус.: «Свет, бывший прежде солнца, Христос, живя во плоти на земле и прежде Креста все, относящееся к Своему повергающему в трепет замыслу, совершив, как подобает Богу, в сей день на горе Фавор таинственно показывает образ Троицы…» [3]). Нетварный свет Божественных энергий, доступный созерцанию аскетам-исихастам еще в этом мире и, без сомнения, созерцаемый ангелами и святыми в Небесных обителях, это Свет Преображения Господня. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр.21:23,24). Это тот Свет о даровании которого мы просим каждый день: «…не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем…» [4] (рус.: «…не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но любовью к Тебе уязви души наши, чтобы мы, к Тебе всегда взирая и исходящим от Тебя светом направляемые, созерцая Тебя, неприступный и вечный Свет, непрестанное славословие и благодарение Тебе воссылали…»).
Вспомним обстоятельства чуда Преображения как его описывают евангелисты.
[Spoiler (click to open)]«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Матф.17:1-9). «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мар.9:2-9). «Дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лук.9:28-36).
Чудо Преображения произошло через несколько дней после беседы Господа с учениками о Страшном Суде: «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27). Именно с этого события (беседы) Матфей, Марк и Лука начинают отсчет времени до чуда Преображения. О том, почему у Луки количество дней отличается от количества дней у Матфея и Марка подробно рассказал святитель Фессалоникийский Григорий (Палама) [5]. Нам же важно то, что, начиная отсчет от этой беседы, апостолы показывают ее важность в контексте дальнейших событий на Фаворе. Таким образом, становится очевидным, что Созерцание Нетварного Света - это то состояние, в котором будут пребывать души праведников после всеобщего Суда. «Потому что великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, т. е., будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира» [6].
До всеобщего Суда души умерших людей (не грешников) пребывают в обителях Небесных, но во всей полноте еще не могут созерцать Божественную Славу, а видят Ее «как бы сквозь тусклое стекло» (1Кор.13:12). Однако, достигшие святости уже пребывают в Божественной Славе, и на Страшном Суде судимы не будут (см. Иоан.5:24), а сами будут вместе с Господом Судить мир (см. Откр.20:4). Поэтому следующую фразу Спасителя «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Матф.16:28) в контексте выше сказанного можно понять так, что Христос говорит о том, что среди присутствующих и слушающих Его слова есть те, кто достигнет совершенства (богоподобия, святости) и избежит смерти первой, под которой можно понимать не только и не столько смерть телесную, сколько муки грешников после телесной смерти, продолжающиеся до Страшного Суда (см. так же Откр.20:6). Обычно эти слова Спасителя (Матф.16:28) относят только к апостолу Иоанну Богослову, но указание на множественное число избежавших смерти дает основание для более широкого понимания слов Христа.
Вернемся же к свидетелям Преображения. «Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный» [7]. Этот нетварный Божественный Свет удостоились видеть апостолы Петр, Иаков и Иоанн. О Моисее и Илии до времени умолчим, сейчас же рассудим, почему именно эти три апостола стали созерцателями Божественного Света. В чем их избранность?
О Петре в прошлый раз мы уже сказали то, что он апостол веры. Или, иначе говоря - в библейском повествовании апостол Петр символизирует или обозначает веру человека. Библейское повествование многоуровневое по смыслу. Зачастую то, что описывается как события прошлого, имеет самое непосредственное отношение к будущему и одновременно может представлять движение духовных, душевных или телесных сил человека. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы прочесть Великий канон, в котором прп. Андрей Критский проводит множество параллелей между ветхозаветными, новозаветными событиями и духовной жизнью отдельного человека. Итак, под Петром подразумевается вера человека, без которой невозможно созерцание Божественной Славы.
Имя второго свидетеля Преображения - апостола Иакова соответствует имени Патриарха Иакова. Патриарх Иаков родился от Исаака и Ревеки после тридцати лет бесплодия последней. С учетом того, что Бог обещал непосредственно Исааку: «Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего» (Быт.26:24) становится ясным, что вера и надежда были опорой для Исаака и Ревеки в ожидании детей. Таким образом, братья Исав и Иаков стали плодами надежды. Не будем пока отвлекаться на Исава, зафиксируем, что имя Патриарха Иакова тесно связано с надеждой, что и псалмопевец подтверждает: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс.145:5).
Третий апостол Фавора - Иоанн всей Церковью признан как апостол Любви. В дословном переводе имя Иоанн означает «Господь сжалился» [8], «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).
Таким образом, Фаворский Свет созерцают Вера, Надежда и Любовь человека. Или иначе, тот в ком действуют (живут, присутствуют) в полноте Вера, Надежда и Любовь достоин созерцать Божественную Славу. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13).
Для нас важно понять в каких силах души пребывают эти добродетели. Важен порядок и способ их приобретения.
[1] Григорий Богослов, свт. Слово 8. Надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина. [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/8 (дата обращения 24.10.2016). [2] Служба Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. На великой вечерни стихиры на литии самогласны, глас 2. [3] Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбука веры»: Православное богослужение: Переводы Богослужебных книг. URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr02.shtml (дата обращения 24.10.2016). [4] Молитва шестого часа. [5] Григорий (Палама), свт. Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс] // Православие.RU. URL: http://www.pravoslavie.ru/31608.html (дата обращения 24.10.2016). [6] Там же. [7] Там же. [8] Иоанн (имя). [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_(имя) (дата обращения 24.10.2016).