Спас из Успенского собора в Звенигороде. Андрей Рублев. Около 1420.
Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Иоан.12:20-26).
О чем этот случай? Кажется все ясно. Некие люди, прибывшие в Иерусалим из далекой страны, хотят повидать Христа. Но!
[Spoiler (click to open)]Во-первых, не ясно, в чем же, собственно, была проблема? Зачем понадобилась такая сложная схема договоренностей? Описываемые события происходят непосредственно после входа Господа в Иерусалим (см. Иоан.12:12-18). Множество народа встречало Христа, множество народа находится вокруг него. Почему иностранцы не идут сами непосредственно туда, где находится Христос, Он ведь не прячется?
Во-вторых, зачем эти люди подходят к Филиппу, с которым не особо знакомы? И почему Филипп не ведет их сразу ко Христу, а говорит о том Андрею?
В-третьих, повествование про эллинов, пожелавших увидеть Христа, выглядит каким-то незавершенным. Начавшись с обращения эллинов к Филиппу и совета последнего с Андреем повествование ничего не говорит о том, встретились таки эллины со Христом или нет. Ведь то, что говорит Христос, очевидно, является ответом Филиппу и Андрею.
В-четвертых, представьте, что вам говорят, что кто-то хочет вас увидеть. Что вы скажете? Очевидно, что поинтересуетесь, кто это, откуда, сколько желающих, по какому вопросу. А что отвечает Христос на сообщение о просьбе эллинов? Кажется, что Его речь вообще не по теме.
Попробуем разобраться. Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». «Конь - это символ верного слуги. Дионисий Ареопагит писал, что символ "конь" означает послушание» [1]. Имя Андрей тоже греческого происхождения и означает «мужественный, храбрый». Заодно отметим для себя, что упомянутая родина апостола Филиппа - город Вифсаида означает «дом рыбной ловли», правда, в переводе с иврита. И, кстати, Вифсаида Галилейская была родиной не только Филиппа, но и Андрея, а заодно и Петра, который в рассматриваемом сюжете не фигурирует, но был до встречи со Христом Симоном (с иврита - «услышанный», «услышанный Богом», а стал Петром (с греческого - «камень», «скала»). «Камень … символизирует … твердую веру в Христа. Когда апостол Петр признался в своей вере в Господа, сказав: "Ты - Христос, Сын Бога живого", Господь ему ответил: "Ты - Петр (а имя Петр означает камень), и на этом камне я создам Церковь Свою", то есть на той вере, в которой он исповедался. А тот же самый Петр (камень) в своем Послании называет верующих живыми камнями: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1Пет.2:4-5)» [2]. Но до Петра в деле эллинов не дошло, поэтому к ним (эллинам) и вернемся. А Петра вспомним еще раз, но позже.
Итак, эллины, которые пришли на праздник, а праздником была Пасха, в Иерусалим пришли с ясно указанной целью - «на поклонение». Т.е. не праздное любопытство, не дела торговые и т.д. были причиной того, что эллины оказались в Иерусалиме. Они хотели поклониться Богу. Эллинами в Новом Завете «названы не только греки, но и вообще все язычники, к которым нередко обращено слово Евангелия» [3]. А кто такие язычники? «Заблуждение и древних, и современных идолопоклонников имеет источником то, что не дух руководит их взором, а как раз наоборот: взор ведет за собой дух. Дух, как слепец, плетется за зрением и поклоняется тому, что глаза принимают за реальность…» [4]. Иными словами язычники это рационалисты. Это те, для кого «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». Неважно, как себя ведут рационалисты. Отвергают ли они сакральное (атеисты) или признают его. Отвергающие поклоняются самой материи, они исповедуют веру в разум, силу, науку, прогресс и т.п. Признающие пытаются подобрать «ключик» к сакральному, пытаются воздействовать на сакральное материальными предметами. Неважно как - выстругивая статуэтку или методично расставляя Н свечей по М монастырям. Сразу скажу, чтобы не упрекнули в протестантизме - не постановка свечи в храме идолослужение. Она символ тех глубинных процессов, которые происходят в душе человека в Храме Божием, она символ того горения, которое должно происходить в душе человека. Но когда человек ставит себе вполне конкретную цель - «поставлю 12 свечей в 3 монастырях, чтобы…», то он обыкновенный язычник и не более. Христианством в таком случае и не пахнет. Такой человек ищет «ключ», который можно вставить в «автомат», которым считает Бога, и получить волшебную газировку в виде исполнения желаний.
Человек, лишенный богообщения, по умолчанию эллин. Кроме как на собственный рассудок ему не на что опереться. Кроме как с материей окружающего мира у него просто нет опыта взаимодействия. Любые слова про что-то «не от мира сего» (Иоан.18:36) - абстракция, сказка, вплоть до безумия. «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23). Следствие первородного греха - утрата нами богообщения. Мы просто эллины.
Останься эллины дома, рассматриваемого евангельского сюжета не получилось бы. Однако эллины захотели… Нет, еще не увидеть Христа. О Христе они, может, только случайно узнали уже в Иерусалиме. Они захотели поклониться Богу. Вот с этого, сокровенного движения ипостасной воли, начинается путь человека ко Христу. Нужно захотеть прийти «на поклонение». Не захотеть получить от Бога какие-то плюшки, не захотеть «удовлетворения религиозной потребности», не захотеть приобщиться некоей этнокультурной общности и т.д., нужно захотеть прийти к Богу «на поклонение».
Некоторые первый шаг считают уже целью пути. «Раз я захотел поклониться Богу, то я уже гигант духа». Человек вычитывает часами правила, выстаивает монастырские службы, отращивает шишки на лбу поклонами. Иногда даже оказывается монахом, бывает, доходит дело до принятия сана. Но встреча со Христом не происходит. Энтузиазм улетучивается. Церковная жизнь превращается в некий антураж, традицию, интересный, в чем-то эпатажный образ жизни. Иногда человек пытается направить свои усилия на преобразование мира, думая, «что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). Это если память о первом благодатном опыте не улетучилась. А то и совсем человек уходит из Церкви, если память улетучилась. Служение превращается в работу.
Будучи эллином, в принципе нельзя увидеть Христа. И тогда рассудок должен обратиться к Филиппу - к послушанию. Это не о том, как сажать овощи вверх корешками. Послушание Богу это готовность принять от Него все. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10). Абсолютно все события вокруг нас, все люди - это самый лучший способ, который нашел Бог, чтобы достучаться до нас в текущее время, в текущих условиях.
Когда наш рассудок будет готов обратиться к послушанию, тогда Господь - хозяин дома рыбной ловли (см. Пс.23:1), промыслительно даст направление (благодать) к укреплению воли, а через волю к совершенству (чистоте, освящению) чувств. Что есть мужество, как не крепость воли, увенчанной совершенными чувствами? Если мы не готовы обратиться к послушанию, мы никогда не станем кроткими и смиренными сердцем. Послушание Богу - это готовность нести Его иго. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф.11:29).
И вот когда наше смирение, воспитанное через послушание, придет к мужеству (укрепленным воле и чувствам), тогда они будут простить Христа о встрече. И вот тогда придет «час прославиться Сыну Человеческому» (и далее по тексту) в человеке. Но к этому времени человек уже не будет эллином.
А причем здесь Петр? Так ведь Отец почтит даром веры, от которой начинается восхождение к любви через надежду. Но это уже другая история.
[1] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.6, п.7. [2] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.4, п.4. [3] Еллины (эллины) - Библейская энциклопедия Брокгауза. [Электронный ресурс] // Библия-тека. URL: http://bible.by/lexicon/brockhaus/word/1234/ (дата обращения 16.06.2016). [4] Николай Сербский, свт. Символы и сигналы, гл.2, п.8.