История проникновения "Пепси" в Советский Союз

Jan 06, 2016 09:27



Вчера рассказал, как разменивали СССР на пепси. В комментариях узнал, что я "совок", не умеющий ценить "вкус свободы". Клиповое мышление проникло и в представителей моего поколения, прочитавших о дегустации газировки. Но речь шла о цифрах и последовательности действий, с изучением американской прессы того времени. Селяви.

Сегодня расскажу и покажу, как корпорация «PepsiCo» заходила на рынок СССР. Сколько различных хитроумных и манипулятивных комбинаций было разыграно только для одного, внедрения американского образа жизни в сознание советских граждан. Итак, поехали!

[Lets Go]





В 1953 году Никсона избрали вице-президентом, и через некоторое время дела "Пепси" пошли в гору. В 1959 году в Москве открывалась первая в истории национальная выставка США. И представлять американское правительство на ней должен был именно Никсон. Кендалл (глава корпорации «PepsiCo») не замедлил воспользоваться шансом.

"Вечером,- вспоминал Кендалл,- накануне открытия выставки, был обед в посольстве. Послом тогда был Томми Томпсон. Я признался Никсону, что у меня большие проблемы дома, и сказал: 'Мне нужно, чтобы у Хрущева в руках оказалась пепси, не то мне несдобровать'. Никсон ответил: 'Не беспокойтесь, я подведу его к вашему киоску".



Легендарный снимок. Никита Сергеевич Хрущев, Ричард Никсон и Климент Ефремович Ворошилов. Роль бармена исполняет лично глава "PepsiCo" Дональд Кенделл

На открытии выставки Никсон выполнил обещание. Я сообщил Хрущеву, что у меня есть пепси, которую мы привезли из Соединенных Штатов, и пепси, сделанная здесь, в Москве, и предложил ему попробовать и ту и другую, выразив уверенность, что здесь мы можем делать пепси не хуже, чем в Соединенных Штатах. Хрущев попробовал обе и объявил: "Московская пепси-кола намного лучше, чем та, что сделана в Нью-Йорке". И стал предлагать московскую пепси окружающим со словами: "Вот хорошая пепси-кола". Пресса, конечно, посходила с ума. Наш рекламный лозунг в то время был "Будь общительнее, пепси поможет!". Фотографии разошлись по всему миру. В газетах на первых полосах были снимки Хрущева, угощающего пепси-колой, а подпись под фотографией гласила: "Хрущев хочет быть общительным".

Но этого было мало.



«Я,- вспоминал Кендалл,- приехал в Россию в 1970-м на встречу с Косыгиным, который тогда был премьер-министром. Он рассказывал о пятилетнем плане, жал нам руки. Томми Томпсон, который был здесь послом в 1959 году, говорил мне: "Если хочешь иметь с ними дело, нужно забыть о прямых денежных сделках. Только бартер". И еще он сказал: "Русские вне себя из-за смирновской водки. "Смирнофф" выглядит как русский продукт, а разливают ее в Хартфорде, штат Коннектикут. Нужно предложить им пепси в обмен на русскую водку".

Пожимая руку Косыгину, я представился, сказав, что я Дональд Кендалл из "Пепси-колы", он заметил: "А, вы тот самый человек, который хочет торговать с нами в обмен на нашу водку". И я понял, что Добрынин сообщил о наших планах. У меня с собой был портфель, где лежала банка пепси. Я достал ее и вручил Косыгину. Конечно, все тут же стали говорить, что Кендалл приехал проталкивать свою пепси. А внутри банки на самом деле был приемник. Я включил его, и он был настроен на московское радио, к удивлению Косыгина. Эффект был потрясающий.

Этим вечером мы пошли на прием. Какой-то чиновник предупредил меня: "Через пять минут он к вам подойдет". Подойдя, Косыгин сказал: "Мы хотим с вами торговать, ваша пепси за нашу водку, литр на литр". Я уже успел выпить, чувствовал себя непринужденно и ответил: "Я могу понять, почему вы не министр торговли. Литр на литр! Мы, конечно, готовы отдавать литр за литр". Косыгин заметил: "Я говорю о вашем концентрате, литр на литр". И тут до меня дошло, что он имеет в виду». Начало 1980-х гг. /"Коммерсант"/

Для справки.
Пепси делают из концентрата. Концентрат приходит из США в 19-литровых пластиковых канистрах. Эта канистра разводилась на 1000 литров сиропа. Сироп - еще с 5000 литрами воды. Итого - 6000 литров пепси. Или 18 181 стеклянных бутылок по 0,33 литра.



Начало 1980-х гг. Фирменный киоск «Пепси Колы» в СССР

Весной 1974-го в Новороссийске открылся первый - и на следующие 24 года единственный для 1/6 части суши - цех по производству заграничного напитка. Только здесь «Пепси» можно было спокойно, без всяких очередей приобрести прямо на улице. По цене 45 копеек, против 15 копеечного лимонада. Осушить бутылочку из горлышка. И сдать ее назад, вернув свои законные 10 копеек «за тару».



31 мая 1974 г. Совет директоров PepsiCo на открытии завода в Новороссийске

Торжественное открытие цеха по производству «Пепси-колы» состоялось 31 мая 1974 года. Работники Треста № 12 справились с заданием партии, обеспечив сдачу объекта под ключ за неполные 11 месяцев. Рекорд, о котором говорил Дональд Кенделл, был побит. Он, кстати, лично приехал на церемонию и привез с собой весь совет директоров PepsiCo, в который входили представители крупнейших американских корпораций: «Дженерал Моторс», IBM, «Чейз» и других. В книге почетных гостей Кенделл оставил запись: «Завод является самым прекрасным и, конечно, одним из самых современных заводов в мире».

Для справки. В момент проведения переговоров с американцами речь о Новороссийске не заходила. В городе даже не было собственных источников водоснабжения. Пресную воду доставляли танкерами из Туапсе. В начале 1970-х в Новороссийске шла ударная стройка. Прокладывали Троицкий водовод - от артезианских скважин через горы.



8 сентября 1974 г. О чем разговаривал Леонид Брежнев с девушкой на линии розлива газировки так и осталось тайной

Второе открытие цеха «Пепси-колы» случилось в начале осени того же года.

- 7 сентября мы ждали на заводе Брежнева, - вспоминает Дмитрий Кусмарцев. - Столы накрыли, нарядили всех. Но тут звонят директору и сообщают: «Леонида Ильича военные моряки по дороге перехватили». На следующее утро к 10:00 снова назначили визит. И теперь Брежнев уже точно приехал. Он был очень прост в общении. Прошелся по цехам, посмотрел внимательно на все, посмеялся с рабочими, а потом о чем-то пошептался с девушкой, которая стояла на линии разлива. Когда уже вышли на воздух, я оказался от него неподалеку. И вдруг вижу, как Леонид Ильич остановился и замолчал, а потом у него на глазах появились слезы. Тихо так сказал: «Это надо же, сколько я ребят потерял на этом месте». Тогда ведь кроме завода вокруг ничего еще не было построено - даже старые воронки были хорошо видны. /журнал "Спецстрой"/

Для справки. В 1982 г. в аппарате ЦК КПСС была подготовлена справка о работе «PepsiCo» в СССР. Она свидетельствовала, что в 1973-1981 гг. в США было отгружено 1,9 млн декалитров водки «Столичная» на сумму 25 млн долларов. При этом напитка «Пепси-кола» за тот же период было выработано 32,3 млн декалитров и от его продажи выручено 303,3 млн рублей (с учетом валютного курса - на 139,3 млн рублей больше). Таким образом, формула Косыгина «обмен литр на литр» на самом деле обернулась разницей 1 к 17.

Сегодня «PepsiCo» является владельцем таких брендов, как Lay’s®, Pepsi®, Lipton Ice Tea®, Aqua Minerale®, Adrenaline Rush®, «Фруктовый Сад», «Домик в деревне», «Чудо», «Агуша», Cheetos®, «ХрусTeam», Mirinda®, 7 Up®, «Я», J7®, «Любимый», «Веселый молочник», Bio Max®, «Имунеле», «Русский дар», «Чудо-ягода», «Ессентуки», «Родники России» и «Здрайверы».



СССР, история, промышленность

Previous post Next post
Up