Бронелифчик против реальности - разбираемся в истории и строении настоящих женских доспехов, часть 1

Jan 13, 2022 09:17


Бронелифчик против реальности - разбираемся в истории и строении настоящих женских доспехов, часть 2

Образ воительницы в броском наряде закрепился в развлекательных медиа и сознании аудитории довольно основательно. Пока бравые мужи чаще всего облачены в поистине угрожающую и мощную броню, представительницы женского пола скорее раздеты, нежели одеты. В этом материале мы разберемся, в какие доспехи на самом деле одевались женщины-воины, и объясним, почему даже самые лучшие бронелифчики стоит оставить там, где им и место - на вызывающих дизайнах персонажей, обложках и артах.



Сегодня с трендом на бронелифчик начал соседствовать тренд на более реалистичную, скромную и эффективную броню. Например, разработчик Даниэль Вавра работал с реальными историками для создания аутентичной Богемии XV века в Kingdom Come: Deliverance.

Он с таким же подходом показал женского главного героя в дополнении Woman’s Lot, хоть Тереза и не может носить доспехи и действует в основном скрытно. А вот главная героиня Plague Tale: Innocence, Амиция, уже сражается - и облачена во что-то напоминающее реальный кожаный доспех, который даже способен защитить.





И таких примеров много: разработчики постепенно отходят от полуголых воительниц, стараясь реализовать более правдоподобные дизайны брони и оружия, если того требует идея игры.

Только не японцы. Японцы не меняются.



Можно заявить, что вопрос женской брони - сугубо эстетический, и если бы женщины воевали в Средневековье наравне с мужчинами, то в реальности мог бы существовать «женственный» доспех. Мы постарались разобраться в этой теме вместе с историками. Как выглядел доспех для женщины, как соотносятся реалии исторические с медийным образом воительниц?

От богинь к девам, от запада на восток

Концепция женщины-воина встречается в культуре многих народов: от греческих амазонок до Хуа Мулань в Китае, от германских и скандинавских воительниц до онна-бугэйся в Японии. Образ этот имеет не только реальные, но и мифические корни. Греки поклонялись Афине, рассказывали легенды про амазонок, в государствах германцев и скандинавов ходили легенды о мифических валькириях, яростной Кали поклонялась в Индии - и список этот огромен.



Афина, амазонка и валькирия

Достоверных источников о том, как представляли себе воинственных дев, очень мало. Либо это очень поздно написанные Старшая и Младшая Эдды или полуразрушенные барельефы в античных храмах. Значительно лучше сохранились древние памятники культуры в восточных странах, где до сих пор можно найти аутентичные изображения Кали, Аматерасу или Нюйвы.

Эпоха возрождения и романтический национализм подарили немалое число произведений живописи и скульптуры по мотивам античных мифов и легенд более северных народов, однако особенности стилей искусства этих эпох не позволяют составить аутентичный образ богинь древности, так как искажают изначальный образ.

Тут можно справедливо заметить, что наличие в мифологии разных народов женщин-воинов еще не свидетельствует о том, что в этих народах женщины воевали, тем более наравне с мужчинами. Поэтому лучше обратимся к истории.

Орлеанская дева

Жанна д’Арк - пожалуй, самый задокументированный и известный пример воительницы в доспехах в европейской истории.



Знаменитая Орлеанская дева в исполнении Рубенса (1620)

Она командовала французской армией во время Столетней войны с 1429 года и до момента пленения бургундцами 24 мая 1430 года. По сохранившемуся документу от апреля 1429 года, король Франции Карл VII приказал оружейнику Кола де Монбазону изготовить для Жанны Д’Арк доспехи точно по росту - 152 сантиметра. Комиссия богословов из Пуатье выдала разрешение на ношение мужского доспеха.

После пленения бургундцами, сотрудничающими с Англией, Жанну обвинили в ереси, в том числе за ношение мужской одежды, и сожгли на костре. В 1455 году суд аннулировал приговор по обвинению в ереси, а в 1920 году Жанна Д’Арк была причислена к лику католических святых.

В биографии Жанны достаточно много темных мест, в том числе в интересующих нас областях. Достоверных портретов воительницы не сохранилось, как и ее доспеха. Известно, что она носила именно мужской доспех, однако его строение и внешний вид - предмет спекуляций.



Жанна Д'арк в исполнении Жана Огюста Доминика Энгра

По одной из версий, доспех, в котором Жанна сражалась под Орлеаном (после победы в этой битве ее и прозвали Орлеанской девой), был подарен собору Сен-Дени, а бургундцами она была взята в плен в другом доспехе, история которого неизвестна. Историк Чарльз Ффоулкс в статье THE ARMOUR OF JEANNE D'ARC анализирует эту теорию и иллюстрирует описания предполагаемого доспеха.

«7 сентября 1429 года Жанна была ранена в бою под Парижем, и вскоре после этого она предложила подарить оружие и доспехи собору Сен-Дени.
Ее признание в этом содержится в протоколе ее личного допроса 7 марта 1431 года. Ее спросили, какое оружие она предложила Сен-Дени, и она ответила: "Полный комплект белой брони, как для для военного, и меч, завоеванным под Парижем"».

Однако в отрывке признания Жанны сложно установить связь между белым доспехом и ее собственным. Ффоулкс сомневается, что Жанна отдала бы свой доспех, даже если бы находила его слишком тяжелым: он стоил целое состояние и был подарком от короля Франции. И в любом случае, доспехи, которые она предложила в Сен-Дени, были захвачены англичанами и отправлены королю Англии. Про их последующую историю мы ничего не знаем. Есть версия, что эти доспехи были изображены на одной из плит в Сен-Дени. Ффоулкс постарался изобразить эту плиту по ее описаниям.



Иллюстрация плиты с предполагаемыми доспехами Жанны Д’Арк

В 1996 году антиквар Пьер де Сузи объявил, что владеет доспехами Жанны д’Арк. Эксперт по бронетехнике Жан-Пьер Дюширон был «практически уверен», что броня принадлежала Жанне: повреждения на доспехах в точности соответствовали ранам, которые Жанна д`Арк получила в ходе Столетней войны. Доспехи пробиты над левой грудью, на правой стороне шлема глубокая вмятина.



Господин Сузи рядом с «доспехом Жанны Д’Арк»

Однако из источников XV века было известно, что Жанна носила шлем с опускающимся забралом, в найденном же доспехе забрало неподвижно.

На сегодняшний день эта история не приобрела никакого развития, так что тайна доспехов Орлеанской девы ушла вместе с ней. Можно лишь хвататься за обрывки информации, что нам известны. Жанна была несколько раз ранена, что отразилось на доспехе, именно по описанию этих следов ученые и пытаются найти ее доспехи.

«...Жанна была там ранена стрелой, которая проникла на полфута между шеей и плечом; но она тем не менее продолжала сражаться, не принимая никакого лекарства от своей раны....»
Жан, бастард Орлеанский, граф де Дюнуа

Жанна также использовала накидку, стальную шляпу с широкими полями, часто при штурме укреплений. Но ее современники заметили, что она часто ходила с непокрытой головой, что неудивительно, поскольку военные командиры высокого ранга часто носили простой капюшон или шляпу, а не шлем. Шлем, который предположительно носила Жанна, хранится в музее искусств Метрополитен.



Вот как мог выглядеть доспех Жанны Д’Арк, если исходить из известных примеров доспеха XV века



Слева: реплика латного доспеха XV века. Справа: иллюстрация женщины в латном доспехе

Жанна не была единственной воительницей времен позднего Средневековья. Истории известна и другая воительница, Черная Агнесс, графиня Данбар, которая защищала семейный замок во время второй шотландской войны за независимость, пока ее муж был на войне, да и случаи, когда женщины защищали замки, пока их мужья воевали, не были редкостью.

Однако дева в мужских доспехах и бравые женщины, командующие обороной замка - не лучший пример для исследования женской брони. Христианство очень четко закрепило гендерные роли и нормы морали, исключения были, но их недостаточно для появления «женского» доспеха.

Обратимся к самому популярному образу воительницы - к варварским племенам и их девам щита. И если история с доспехами Жанны всего лишь имеет несколько темных пятен, то разбор брони германских и скандинавских воительниц лежит через идеологические спекуляции и разночтения вещественных доказательств.

Девы щита

Образ девы щита (воительниц из германских и скандинавских государств эпохи викингов) за последние годы сильно въелся в культуру, не без помощи сериала «Викинги» от телеканала со скромным названием History.



Лагерта в исполнении Кэтрин Винник

Вот только до 2017 года единственными подтверждениями существования воительниц в рядах викингов и германцев были саги из Старшей и Младшей Эдд, хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика и Песни о Нибелунгах. Источники эти не самые достоверные: Старшая Эдда является сборником древнеисландских песен, Младшая - труд одного автора, Снорри Стурлусона, художественное произведение, а «Деяния данов» в плане достоверности не уступают «Повести временных лет» Нестора.

Так было до того момента, пока в Бирке, древнейшем городе Швеции, не было повторно проверено одно из захоронений, ранее причисляемое мужчине-воину. Оказалось, что скелет принадлежит женщине.



Воительница из Бирки

В захоронении было обнаружено вооружение элитного воина-викинга, игровая доска и принадлежности для некой стратегической игры, а также останки двух лошадей.



Предполагаемый вид захоронения до вскрытия (рисунок ÞÓrhallur ÞRáinsson)

О высоком статусе воительницы свидетельствует значительное количество оружия, погребенного вместе с ней.



Оружие из погребальной камеры: меч, топор, боевой нож, два копья, два щита и 25 бронебойных стрел (фотографии любезно предоставлены Кристером Аленом, Шведский исторический музей)

А вот как могла бы выглядеть эта воительница.



Обитатель захоронения, реконструированный как женщина-воин высокого статуса. Детали одежды основаны на материалах погребений в Бирке и на современных могилах из Мощевой Балки на Северном Кавказе (рисунок Танкреди Валери)

После этого открытия научное сообщество разделилось. Часть историков заявила, что воительница из Бирки - железное доказательство существования дев щита и того, что женщины могли воевать наравне с мужчинами. Другая часть сочла это преждевременным выводом, так как нельзя однозначно утверждать, что этот скелет был изначально захоронен в этой могиле, или что вещи рядом с женщиной не могли остаться в наследство от мужа. Кроме того, в могиле мог находиться еще один скелет.

И хотя даже скептически настроенные историки соглашаются с возможностью того, что скелет принадлежит женщине-воину, делать выводы о существовании яростных воительниц-викингов рано: железных фактов у нас пока нет. Если основываться на реконструкции воительницы из Бирки, снаряжения данов, шведов и норвежцев, то можно заключить, что разницы в доспехах между мужчинами и женщинами скорее всего не было.

Представления ради

Можно бы упомянуть женщин-гладиаторов, однако это явление плохо изучено и представляет малый интерес:

«В древнем Риме было несколько женщин-гладиаторов, но их вряд ли можно отнести к воинам, ибо в цирках устраивалось зрелище, шоу. Есть только один барельеф со знаменитой Ахиллой. Но грудь у соперниц свободна, а трусы были изобретены германцами, как штаны - галлами: у них юбочки, под которыми, возможно, был щиток-панцирь, привязанный изнутри к пояску юбочки и прикрывающий промежность, ничего более».
Гребенюк Андрей Владимирович, кандидат исторических наук и доцент в МГИМО Гребенюк Андрей Владимирович

Вот этот барельеф:



Сражающиеся женщины-гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея

Мы знаем, что женщины-гладиаторы существовали, ведь в 200 году н. э. декретом императора Септимия Севера участие женщин в гладиаторских боях было полностью запрещено. Ранее выпускались законодательные акты, запрещающие только части женщин выходить на арену. Но женские гладиаторские бои, и правда, были скорее шоу для зажиточных граждан, причем в этом шоу эрос сходился с танатосом.



Изображение женщин-гладиаторов на французской открытке

Гладиаторами становились не только рабыни или простолюдинки, но и женщины из знатных семейств: если первые делали это преимущественно по нужде или принуждению, то вторые стремились самоутвердиться, продемонстрировать свою силу и независимость, прославиться, хотя с точки зрения господствовавшей в то время морали это расценивалось как позор для женщины. Кроме того, принимать участие в подобных боях со временем стало просто модно. Несмотря на то, что женщины выступали на серьезных поединках, чаще всего они выступали в качестве пегниариев, веселящих публику, нежели гладиаторов, сеющих смерть. При этом смешанные поединки между разнополыми гладиаторами не допускались.

Амазонки степей

Не менее захватывающая история связана с амазонками. Нет, мы не будем оспаривать или подтверждать факт существования амазонок, хотя и таких работ на просторах исторических изысканий достаточно немало. Посмотрите на картинку ниже. На ней сразу узнается греческий стиль изобразительного искусства, вы могли видеть такие изображения на амфорах в музеях. На этой греческой амфоре изображены воительница и греческий воин, но кто же эта женщина?



А это изображение скифской воительницы на греческой амфоре V в. до н.э.

Миф про амазонок имеет реальные корни, которые уходят в места захоронений скифов, сарматов и саки, а прообразом амазонок являются воительницы этих степных народов. Мы точно знаем, что античные греческие государства и полисы сталкивались со скифами, а их описание сохранились в трудах Геродота. Нет, конечно, скифы, саки и сарматы не были матриархальными обществами, однако, по заявлениям ученых, более трети захоронений на местах сражений этих народов принадлежит женщинам.



Хотя разница в изображении амазонок и скифок прослеживается достаточно просто

В 2019 году российские археологи нашли скифский курган, в могильнике Девица V близь Воронежской области с женскими захоронениями. Вот что об этом в интервью говорит участник экспедиции, младший научный сотрудник Института археологии РАН Семен Алексеевич Володин:

«Женщины действительно были вооружены. В неразграбленной части погребения одна из дам лежала с вооружением. Причем она хорошо была вооружена, двумя копьями. Одно из копий было бронебойным, чуть поуже, подлиннее - чтобы пробивать пластинчатый доспех, который был основным типом защитного вооружения в скифскую эпоху. Второе копье предназначалось для решения, скажем так, более общих вопросов».
Семен Алексеевич Володин, журнал «Proshloe»

Вот так выглядел череп одной из воительниц. На нем - остатки на шлема:



Захоронение в могильнике Девица V

Это захоронение отличается от воительницы в Бирке тем, что оно такое не одно. Причем на большинстве женских останков были найдены повреждения от мечей, стрел и прочего оружия, иногда в костях находили наконечники стрел.



Художник-иллюстратор Евгений Край, основываясь на «капанине», как называют в сфере исторического фехтования археологические находки, воссоздал образ скифской воительницы.



Вот так могли выглядеть скифские воительницы

А вот так, по мнению Евгения, выглядели скифские воины.



В видении Евгения они не очень отличались

Если верить реконструкциям, то элитные воители и воительницы скифов, а также родственных им саков и сарматов были облачены в «чешуйчатые» доспехи - созданные из большого количества мелких металлических пластин. Такой доспех немного похож на значительно более позднюю бригантину, но металлические «чешуйки» располагались на внешней части доспеха.



Доспех скифского воина/воительницы и парадный доспех сакского царя или царицы

Пластины на доспехах скифов были маленькими, они не очень плотно прилегали к кожаной основе доспеха, и своим видом напоминали чешую. Такой доспех мог выдержать выстрел из лука, но от более мощного оружия защищал плохо. В свою очередь, пластинчатый доспех состоял из крупных пластин из достаточно толстых кусков металла, которые плотно прилегали к телу воина, как например римская лорика сегментата, в более поздние времена пластины вшивали в кольчугу. Это и отличало чешуйчатый доспех скифов, предназначенный для защиты от стрел и легкого древкового оружия, от пластинчатых доспехов римлян и более поздних эпох.



Севрюгин С. А. Реконструкция назначения элементов женских доспехов сарматки

Если верить популярным научным теориям о скифах и родственным им народам, то выходит, что никакой разницы в боевом облачении между мужчиной и женщиной не было. Хотя женщины и предпочитали дальний бой, на самом защитном одеянии это не сказывалось. Возможно, дело в том, что нехватка металла и отсутствие знаний о создании сложного доспеха не позволяли создать «женский» доспех. Возможно, следует искать еще восточнее, где был и металл, и технологии, и воительницы.

Источник: gameguru.ru

военпром, женское, фэнтези, феминизм, история

Previous post Next post
Up