Бронелифчик против реальности - разбираемся в истории и строении настоящих женских доспехов, часть 1 Женщины-самураи
И тут нужно сделать ряд примечаний. Во-первых, термин «женщина-самурай» хоть и употребляется в отечественных и западных материалах, является некорректным: слово «самурай» означает служилого человека и применяется только к мужчинам. По сути, самураи представляли из себя военную аристократию.
Онна-бугэйся, те самые «женщины-самураи», чаще всего были женами самураев и дайме, крупнейших военных феодалов, но большинство онна-бугэйся не несли службу. Термин «Онна-бугэйся» обозначает женщину-воина, и необязательно эта женщина должна быть из сословия самураев, для этого есть отдельный термин «Букэ-онна» - женщина из сословия буси, сословия военной аристократии.
Достаточно правдоподобное изображение онна-бугэйся от автора Gambargin
Во-вторых, хоть положение онна-бугэйся закреплено в самурайском кодексе бусидо, воительницы в Японии появились немного раньше, чем кодекс оформился окончательно. Первые онна-бугэйся появились в XII веке, когда более распространенным был кодекс «Кюба-но-мити», то есть путь коня и лука. Одна из самых известных онна-бугэйся была национальная героиня, Томоэ Годзэн, которая чаще всего изображается в экипировке, соответствующей этому учению.
Томоэ Годзэн в боевом облачении
Так что достаточно сложно причислять всех онна-бугэйся к самураям, привычное нам самурайство с катанами и бусидо оформились позже.
К онна-бугэйся можно причислить и легендарную императрицу Дзингу, 15-ую правительницу Японии, правящую с 201 до 269 года. Она была известна вторжением в Корею.
Государыня Дзингу в Корее
Однако подтвердить факт ее существования может только ее жизнеописание в Нихон сёки и Кодзики, то есть древнейших летописях на японском и китайском языках. Достоверность этих источников оставляет желать лучшего, историки делают предположения о том, что Дзингу - собирательный образ, на что указывает очень нескромный возраст императрицы в 99 лет.
Ответить на вопрос, во что же одно были облачены онна-бугэйся, достаточно сложно, так как японские воительницы закрепились в обществе вплоть до момента появления первых фотографий. Они следовали и кюба-но-мити, и бусидо. Следовательно, доспехи и вооружение менялись со временем.
Известно, что на протяжении всего существования онна-бугэйся орудовали нагинатой, японским аналогом глефы, если упрощать, и предпочитали дальний бой.
Онна-бугэйся с нагинатой
Хотя доспехи и оружие в основном соответствовали кодексам самураев и были схожи с мужскими.
Так, например, другая известная воительница из рода Годзэн, Хангаку Годзэн, изображается в типичном доспехе XII века, мару-до-ёрой с наплечниками о-содэ. Ранние японские доспехи были ламеллярными, то есть состояли из пластин, сплетенных шнуром.
Хангаку Годзэн в боевом облачении
А вот так выглядят эти доспехи вживую.
Мару-до-ёрой с наплечником о-содэ без шлема
А вот так выглядит реплика брони Татибаны Гинитиё.
Точная копия доспехов, которые носила женщина-воин Татибана Гинтиё при осаде Янагавы в 1600 году, музей Татибана
Гинтиё руководила кланом Татибана в трудные времена периода Сэнгоку, известного как эпоха воюющих провинций. Она обучала девушек управляться с мечами и руководила армией в битве при Сэкигахаре.
А доспех ее представляет из себя улучшенный вариант до-мару и мару-до-ёри, харамики, который был распространён в период Сэнгоку. Этот ламинарный доспех отличался более оптимальным распределением веса доспеха, который теперь не давил тяжестью на плечи, а ложился частично на бедра, также была улучшена защита верхней части груди и подмышек и увеличено количество рядов ламинара, то есть подвижных полос металла в доспехе.
Вот так выглядела броня одной из последних онна-бугэйся, Наканы Такэко.
Фотография Наканы Такэко в доспехах
В гражданской войне между Сёгунатом Токугава и императором она участвовала в битве за Айдзу и командовала группой женщин, которые сражались независимо от основных сил княжества, поскольку высшие должностные лица Айдзу запретили им участвовать в бою в качестве официальной части армии. Ее группа позднее была названа «Женским отрядом».
На фотографии она облачена в юкиносита-до. Как и ранее упомянутые доспехи, этот был зерцальным, то состоял из пяти частей, между которыми были открытые пространства. Часто зерцальные доспехи надевали на кольчугу, которая не была распространена в Японии. Долгое время в Японии доспехи носили без поддоспешной куртки или к кольчуги, к которым в Европе обычно и крепился доспех. Японский зерцальный доспех крепился на обычную одежду, а его части шнуровались друг с друг с другом. Женский вариант доспеха, как правило, представлен без маски, мэн-гу.
Строение самурайского доспеха типа юкиносита-до
Доспехи самураев и онна-бугэйся довольно долго обходились без кольчужных элементов. Первый смешанный доспех, татами-до, появился в XV-XVI веках, когда началось активное использование аркебуз и тагэнасим, активно используемых армией Оды Нобунаги, состоящей в том числе из крестьян.
Татами-до считался дешевым доспехом
Однако доспех считался атрибутом воинов из низших сословий, из-за производимого шума и очень маленьких пластин. По меркам самураев, это был плохой доспех. Если вам интересно, как же самураи носили свои доспехи, то советуем обратить внимание на это видео.
Click to view
Таким образом онна-бугэйся - самые задокументированные воительницы в мире. Можно найти огромное количество статей про них, но к сожалению, не про их броню. Да, в самурайском кодексе бусидо роль онна-бугэйся ограничивалась местью за своего мужа и защитой своего дома. Однако истории известны многочисленные примеры, когда японские воительницы воевали наравне с мужчинами, когда создавались целые женские отряды. Но опять - доспехи мужские и женские идентичны, опять нет никаких отличий.
Мы разобрали только самых ярких и известных массовой аудитории воительниц, многое осталось за кормой, но уже можно сделать выводы. Истории неизвестны женские боевые доспехи, которые подчеркивали женственность своих носителей. Где-то было связано с отсутствием сложных технологий по обработке металлов, где-то этому препятствовали нормы морали, но скорее всего, женский доспех был просто нецелесообразен.
Строение женского доспеха
Теперь разберемся в строении современного женского доспеха и поговорим про корреляцию медийного образа женской брони с историческими и спортивными реалиями. Поможет нам в этом чемпионка мира по историческому средневековому бою Галина Кохвакко.
Часто женские доспехи в медийной сфере довольно плохо справляются с главной задачей доспеха - защитой. Голые конечности и глубокие декольте плохо сочетаются с любым оружием.
Итог использования «красивой» брони всегда один
Доспехи должны покрывать самые важные места в теле человека. Да, латный доспех появился в истории достаточно поздно, и в большинстве мировых культур доспехи все же не всегда закрывали все части тела. Однако это диктовалось спецификой боя или же технологическими ограничениями. В современном историческом фехтовании уже все участки тела должны быть защищены.
«У меня школа фехтования своя, и на тренировках у нас очень строгие правила: и мужчины, и женщины фехтуют только в закрытой спортивной форме, никаких оголенных частей тела, обязательно полная защитная экипировка, как на тренировках, так и на соревнованиях. Никакой сексуализации, гендерного деления на тренировках в этом плане у нас нет: все очень строго и дисциплинированно, в рамках исторических реалий, безопасности спорта как единоборства и культуры единоборств»
Галина Геннадьевна Кохвакко
Лишняя женственность
Оголенное тело - не единственная проблема большинства женских доспехов в медиа. Нередко в дизайн даже самых, на первый взгляд, крепких доспехов прокрадывается ошибка: анатомический женский нагрудник.
Нагрудник в бою на мечах - это, пожалуй, самый значимый элемент брони. Вопреки современному и довольно артистичному подходу к репрезентации боя на мечах в кино, сериалах и играх, реальные массовые баталии особыми пируэтами и финтами не отличались. Большинство ударов приходилось по корпусу; если атаковала конница, то могло прилететь по голове, но в подобном случае вес всадника и скорость лошади были способны убить даже самого защищенного воина. В таких условиях защитить грудную клетку было первостепенной задачей.
Максимилиановский латный доспех в этой задаче преуспел. Крупные пластины, ребра жесткости, поперечные грани на доспехе, традиционно выпуклая форма - все это обеспечивало превращение большинства смертельных прямых ударов в скользящие, что спасало жизни. Однако в современных медиа игнорируются инженерные успехи латного доспеха, и женский вариант брони скорее убьет своего носителя, нежели защитит.
Сравнение доспехов: суровая реальность vs фентези
Две полусферы в женском нагруднике образуют уязвимую область в районе их стыка. Совершенно открытое горло - не единственный недостаток, тем более это поправимо, в отличие от «впуклости» в середине грудной клетки, позволяющей направить всю убойную силу в одну точку. То, что может показаться удобным решением в условиях анатомических различий между женщиной и мужчиной и элементом, подчеркивающим женственность, на поверку оказывается смертельной ловушкой.
«Грудина и солнечное сплетение - одни из самых слабых точек. Когда делают в доспехе чашки, как у бюстгальтера, точка прилегания находится очень близко к солнечному сплетению. Такой доспех не защитит: он может закрыть кожу, закрыть какие-то мягкие ткани от царапин и рассечений, но дробящий удар, который наносится мечом и булавой, будет напрямую проникать в кость. Потому что воздушной подушки, которую создает нормальный латный нагрудник, просто нет. У латного нагрудника сильно выпуклая форма для того, чтобы отдалить тело воина от доспеха. Сердце и легкие надежно спрятаны, и даже если латный нагрудник будет проткнут, то воздушный пузырь будет предохранителем.
В европейском фехтовании большинство ударов приходится в верхнюю часть груди, что начинается ниже ключиц. И такая фентезийная защита абсолютно не защищает от этих ударов, а они одни из самых многочисленных. С точки зрения чисто фехтования такая броня открывает как раз самые уязвимые в поединке части».
Галина Геннадьевна Кохвакко
При этом «анатомические» доспехи существовали в реальности: в Древнем Риме первого и второго столетия до нашей эры активно использовалась лорика мускулата, панцирь в форме мужского торса.
Lorica musculata
Это один из самых поздних анатомических боевых доспехов, значительно младше кельтских кирас и греческих гиппотораксов. Лорика мускулата была достаточно дорогой в производстве, так как делалась из цельного куска бронзы. Доспех был не очень надежным: мечи и копья могли застрять между «кубиками» пресса или же вовсе проткнуть доспех в этих местах.
После появления более совершенной кольчужной брони мускулата стала парадным доспехом легатов и трибунов. Если бы женщины воевали наравне с мужчинами на протяжении всей истории, то анатомическая женская броня могла бы существовать как минимум в качестве парадного одеяния.
По мнению Галины, неплохой вариант - женский нагрудник, повторяющий очертания женской груди, но лишенный формы лифчика. Примерами такого нагрудника - доспех Кассандры из Dragon Age: Inquisition и недавняя реализация женского доспеха «школы медведя» пары косплееров из Украины.
Истину про правильную женскую броню можно найти в современном доспехе, сделанном с учетом современных технологий, практичности и удобства. Давайте разбираться.
Современные рыцари
Исторический средневековый бой давно практикуется как спортивная дисциплина или часть мероприятий по исторической реконструкции. И если реконструкторы сильно ограничены необходимостью соответствия историческим реалиям, то спортсмены могут себе позволить создание удобного и практичного доспеха как для мужчин, так и для женщин.
Современная обработка металла, новые возможности создания доспеха и отсутствие предубеждений по отношению к женщинам спортсменам могли как-то повлиять на современный доспех. В этом нам снова поможет разобраться Галина Кохвакко.
- Есть ли различия между современным снаряжением и историческими аналогами и референсами из прошлого?
Галина Кохвакко: Безусловно, это две большие разницы, и это связано с несколькими показателями. Первый показатель - это материалы. Раньше строение доспеха диктовалось наличием или отсутствием материалов и их качественностью. Современные стальные доспехи сделаны из качественной стали с нужной углеводородной сеткой. Современные доспехи делают даже с такими сплавами как титан и дюралюминий, которые более легкие и более прочные, и не ржавеют. Сейчас мы можем покупать листовой металл и вырезать все детали, как нужно. Раньше такой возможности не было, и старались ковать доспехи из небольших кусочков металла, поэтому случился бум пластинчатого доспеха. Только в позднем средневековье появились латные корпуса, для их изготовления использовали более крупные куски металла, которые научились выплавлять относительно ровными, чтобы потом из них отковывать те же кирасы.
Второй нюанс тоже связан с материалами - это заклепки и пряжки. Раньше, чтобы все это было прочным, использовали материалы в большом количестве, это можно увидеть на музейных экспонатах. Сейчас качественная заклепка выдержит достаточно приличный вес. Мы можем много-много заклепочек, ремешков и пряжек видеть на старых доспехах. Это сделано для того, чтобы если один элемент срубят, или он перетрется, намокнет, то другие элементы могли выдержать нагрузку доспеха и удержать его на фигуре воина.
Современные доспехи имеют меньше заклепок, они выполняются из более крупных кусков, некоторые мастера ставят меньше тех же ремешков, чем на оригинальных музейных экспонатах, все потому, что изменились материалы очень сильно.
- Есть ли в современном снаряжении разница между мужским и женским доспехом? Если да, то как адаптировано снаряжение для женщин, и какие функции эти различия выполняют?
Галина Кохвакко: Нет разницы между мужским и женским доспехом. Более того, в принципе в фехтовании не предполагается каких-то существенных различий в гендере: вес мечей, которыми мы фехтуем, одинаковый у мужчин и женщин и утверждается комиссией. Доспех может быть подогнан по фигуре. Если есть деньги, обычно и в средние века, и в современности доспех подгонялся по росту, по весу, по особенностям фигуры. Ношение неудобного доспеха может быть травмоопасно и открывать уязвимые места.
- Мы уже говорили про нагрудник повторяющий форму груди, есть ли что-то подобное в спортивном поединке?
Галина Кохвакко: Сложно говорить, потому что опять же, специфика поединка разная. Знаю, что, например, женская скрытая защита для единоборств и рапирного фехтования, пластиковые нагрудники той же формы, что фентезийные женские доспехи. Их используют для защиты, когда идет рукопашный бой, или из-за особенностей рапирного фехтования.Там удары немножко другие и другая динамика боя, другая амплитуда фехтования. В мечевом бое мы их не используем, потому что у нас именно прорубающие и дробящие удары, и такая защита была бы совсем неудобной.
- Есть ли, по вашему мнению, в массовых медиа удачные реализации женского доспеха?
Галина Кохвакко: Последние сезоны сериала «Викинги» хорошо справились с этой задачей. Женские доспехи там более-менее приличные, там закрыт целиком корпус девушки-бойца.
Но если вы внимательно посмотрите, то увидите, что создатели сериала берут за основу женского доспеха корсет, который хорошо подчеркивает фигуру, потому что в медиа-пространстве очень важно создавать правильный и гармоничный женский образ девушки, чтобы были обязательно талия, икс-образная фигура. Это приятно зрителю, на это обычно реагируют намного лучше, чем если бы это была бесформенная кольчуга. Кольчуга на теле смотрится как мешок, ведь она носилась на три рубахи: на льняную, шерстяную и кожаную. И вот представьте себе, носили ее женщины и мужчины: она подпоясывалась, но тем не менее, это будет выглядеть некрасиво.
Вот как выглядит доспех, в котором выступает на соревнованиях Галина:
Вы можете найти много интересного про броню и оружие в ее Инстаграме
Источник: gameguru.ru