Неожиданное кинопутешествие. «Братству Кольца» - 20 лет! Часть 1

Dec 21, 2021 10:00


На протяжении полувека считалось, что легендарная книжная серия «Властелин колец» относится к числу литературных шедевров, которые невозможно достойно адаптировать для экрана. Достаточно вспомнить спорный мультфильм Ральфа Бакши, несостоявшуюся экранизацию с участием The Beatles и ставший мемом советский телеспектакль «Хранители». К счастью, в далекой Новой Зеландии нашелся талантливый постановщик, который поверил в невозможное и подарил зрителям одну из величайших кинотрилогий в истории. Двадцать лет назад Питер Джексон и студия New Line Cinema выпустили в прокат первую часть «Властелина колец».



Хотя мультик Бакши не снискал успеха у критиков, нам стоит поблагодарить его автора: именно экранизация 1978 года познакомила Джексона со Средиземьем. До того момента Питер никогда не читал Дж.Р.Р. Толкина. «Мне понравилось начало мультфильма, - вспоминает новозеландец. - Там было несколько причудливых сцен в Хоббитоне, жуткая встреча с Черным всадником и парочка неплохих экшен-фрагментов. К сожалению, где-то на полпути повествование стало настолько разрозненным, что я перестал понимать суть происходящего. Главная заслуга мультика заключается в том, что мне захотелось купить книги Толкина». Ознакомившись с трилогией, Питер понял, что из нее можно сделать зрелищное кино. Он был уверен, что за эту историю вот-вот возьмутся Джордж Лукас или Стивен Спилберг. Шли годы, а Голливуд молчал. В конце концов Джексон решил, что пора взять судьбу Средиземья в собственные руки.







Теперь и книги Джона Толкина оформляются кадрами из фильмов Питера Джексона

Жил-был Питер Джексон

В 1995 году Питер заканчивал работу над «Страшилами». Созданием спецэффектов к комедийному хоррору занималась основанная за два года до этого студия Weta. Чтобы компания могла расти и развиваться, Джексону требовалась какая-нибудь новая зрелищная картина. Режиссер и его супруга Фрэн Уолш перебирали идеи для фильма в духе «Властелина колец». Обсудив несколько вариантов, Питер пришел к выводу, что им будет проще экранизировать самого Толкина, чем придумывать столь же масштабную и проработанную историю. Джексон потянул за несколько ниточек и узнал, что права на адаптацию книг принадлежат американскому продюсеру Солу Заенцу.



Начиная с ленты «Небесные создания» Джексон сотрудничал с голливудской компанией Miramax. Питер выяснил, что глава студии Харви Вайнштейн помог Заенцу при создании «Английского пациента». Джексон смекнул, что этот факт поспособствует переговорам с Солом. Изначально Питер хотел экранизировать «Хоббита». Если бы фильм собрал хорошую кассу, затем мы бы увидели двухсерийную адаптацию «Властелина колец».

Вайнштейн заинтересовался проектом, однако переговоры с Заенцом неожиданно затянулись. Сол согласился отдать права на сагу о Кольце Всевластия, но хотел оставить «Хоббита» у себя. Это сломало планы Джексона. Вайнштейн сказал, чтобы Питер придумал концепцию «Властелина колец» и пообещал: если впоследствии ему удастся выкупить «Хоббита», тот ляжет в основу приквела.



Задержка в переговорах закончилась тем, что Джексон едва не ушел в другой громкий проект. К постановщику обратилась студия Universal, мечтавшая о ремейке «Кинг Конга». Вайнштейн был в ярости, но Питер заверил продюсера, что вернется в Средиземье сразу после работы над историей гигантской обезьяны. Более того, режиссер предложил, чтобы Miramax и Universal поделили права на картины. Неизвестно, как бы сложились дела, если бы Universal не заморозила съемки «Кинг Конга». Джексон и Уолш тут же переключились на сценарную заявку «Властелина колец». Они по-прежнему хотели разбить историю на две части, но Харви едва не пошел на попятную...

Война с Вайнштейном

Сегодня мы живем в мире франшиз, но два десятилетия назад дела в Голливуде выглядели немного иначе. Хотя трилогия Толкина входит в число самых продаваемых книг в мировой истории, создание двухсерийной экранизации выглядело сомнительным мероприятием. В 90-х многие студии отказывались от сказочных историй, говоря, что фэнтезийные блокбастеры никогда не окупятся в прокате. Вот и Miramax решила, что съемки сразу двух фильмов окажутся разорительными. Вайнштейн сказал Питеру, чтобы тот переработал проект и уместил все события в одну ленту. Требование дало противоположный эффект: чем больше Джексон и Уолш трудились над текстом, тем отчетливей понимали, что им потребуется даже не два, а три фильма.



Джексон не стал гнать лошадей и показал Miramax наработки для кинодилогии. Первая часть называлась «Братство Кольца» и объединяла две первые книги цикла. Второй фильм мог получить подзаголовок «Война Кольца» и рассказать о событиях «Возвращения короля». Питер пошел с козырей: история начиналась с грандиозного флэшбэка о войне Саурона и Последнего союза людей и эльфов. Вайнштейну понравилась масштабная презентация. Он дал добро на создание двух картин и сказал, что выпишет чек на $75 млн.

Харви вошел в раж и выдвинул несколько странных кастинговых решений. Если идея пригласить Дэниэла Дэй-Льюиса на роль Арагорна выглядела достаточно интересной, то мысль взять Моргана Фримана на роль Гэндальфа кажется совершенно безумной. К счастью, последнее слово при подборе актеров осталось за Джексоном.



Пока Вайнштейн витал в безумных фантазиях, студия Weta готовилась к съемкам. Первым делом она разработала новые компьютерные программы, которые могли управлять целыми армиями. Чтобы облегчить работу декораторов, реквизиторов и костюмеров, Джексон связался с Аланом Ли и Джоном Хоу, которые иллюстрировали многие произведения Толкина. Первого разыскали в небольшой деревушке в Дартмуте. Джексон послал художнику видео с «Небесными созданиями» и письмо с объяснением концепции «Властелина колец». Режиссер отслеживал посылку на сайте FedEx. Он получил сообщение о доставке, а уже через пару часов ему позвонил Ли, который сказал, что с удовольствием поможет в создании фильма. Что касается Хоу, он жил в Швейцарии. Питер не рассчитал разницу во времени и разбудил иллюстратора в два часа ночи. Джона расстроило вовсе не это, а то, что Джексон слишком долго презентовал свою идею: художник был готов согласиться уже на первых секундах разговора.

Питер и Фрэн пригласили в проект новозеландского драматурга Стивена Синклера, который уже сотрудничал с ними при создании сценариев «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живой мертвечины». Спустя некоторое время Стивен переключился на новый театральный проект. Напоследок он свел Джексона и Уолш со своей подругой Филиппой Бойенс, которая оказалась огромной поклонницей Толкина. Филиппа перечитывала «Властелина колец» раз в несколько лет и внесла огромный вклад в успех кинотрилогии. Работа над текстами заняла больше года. Сценарий первого фильма насчитывал 147 страниц, а второго - 144.



Джексон составил 110-дневное расписание съемок. Производство должно было стартовать в апреле 1999 года. Первая часть планировалась к релизу на католическое Рождество 2000 года, а вторая - к майскому Дню поминовения 2001 года. В этот момент у Вайнштейна разыгрались нервишки. Он начал переживать, что Питер не впишется в $75-миллионный бюджет. Харви пристал к троице сценаристов с новой порцией вредных советов. На сей раз он требовал, чтобы они убили одного хоббита. «Харви сказал: "Не может быть, чтобы все они дожили до финала"... - вспоминает Джексон. - Ему было все равно, кто станет жертвой. Сказал, чтобы я выбирал сам. "Главное, чтобы мы прикончили одного хоббита", - повторял Харви. В таких ситуациях оставалось только кивать, изображать кривую улыбку и приговаривать: "Мы рассмотрим такой вариант"».

«Хорошо, что Питер не поддался на это безумие, - сказал Доминик Монахэн, сыгравший Мериадока Брендибака. - В противном случае они бы точно угробили моего персонажа. Судите сами, авторы не могли тронуть Фродо и Сэма. Остаются Мерри и Пиппин. У последнего важная сюжетная линия с участием Гэндальфа. Так что они бы наверняка выбрали Мерри».



Вскоре несносный продюсер прислал в Новую Зеландию собственного шпиона. Проведя несколько недель на студии Weta, Марти Кац пришел к выводу, что реализация всех идей Джексона потребует минимум $150 млн. Вайнштейн не был готов к таким тратам и предложил выкинуть из картин несколько ключевых сцен. «Он хотел убрать визит в Морию, - сказал Джексон. - Представьте, как бы смотрелся наш фильм. Герои говорят, что собираются пройти через копи. Монтажная склейка, а потом кто-то произносит: "У нас было опасное путешествие через Морию. Ах да, и еще мы потеряли там Гэндальфа"».

Питер не хотел жертвовать важными сценами, поэтому Вайнштейн начал искать другие источники финансирования. Miramax входила в состав корпорации Disney. Харви обратился за помощью к богатым партнерам, но диснеевцы отказались выделять дополнительные средства. В те времена Голливуд знал Джексона в качестве постановщика хорроров. Более того, он снял в Америке только одну картину - «Страшилы», которая получила неплохие отзывы в прессе, но не окупила $26-миллионный бюджет. Понятно, почему диснеевцы сомневались в профпригодности Питера. Вайнштейн искал разные варианты, но остальные голливудские компании придерживались такого же мнения. Казалось, единственный путь - вернуться к идее одного фильма. Харви привел в проект сценариста Джека Лечнера, который принялся резать по живому. Он хотел убрать из истории Хельмову Падь и Сарумана, объединить Рохан и Гондор в один народ, сделать Эовин сестрой Боромира и сократить визит в Морию.

Рискованное предприятие

Задумки Лечнера расстроили Джексона, который не хотел издеваться над наследием Толкина. Режиссер настаивал на создании дилогии. Чтобы решить денежный вопрос, он предложил Вайнштейну снять один фильм и посмотреть на результаты в бокс-офисе. Если бы картина окупилась, студия могла использовать полученные средства на создание второй части. Идея казалась логичной, но Харви уперся и требовал один двухчасовой фильм. Джексон сказал, что в таком случае он покинет проект. Вайнтшейн не привык проигрывать и начал угрожать, что использует наработки студии Weta. Затем он перешел к банальному шантажу и заявил, что передаст проект Джону Мэддену. Продюсер надеялся, что Питер отступит и согласится на съемки одного фильма. Новозеландец раскусил блеф, когда в следующем разговоре Вайнштейн забыл про Мэддена и назвал в качестве его сменщика Квентина Тарантино. Джексон сказал, что подаст в суд, если продюсер украдет его наработки. Вайнштейн понял, что обман не работает. Было очевидно, что Питер не согласится на один фильм, а Харви вряд ли найдет столь же заряженного на работу постановщика. Взвесив все «за» и «против», продюсер выставил проект на торги.



Джексон в срочном порядке снял 35-минутную видеопрезентацию, которая раскрывала амбициозные планы Weta. Он разослал сценарий дилогии всем крупным голливудским компаниям. Удивительно, но предложение заинтересовало только одну студию - New Line Cinema. Исполнительный директор компании Роберт Шей был давним поклонником Толкина и искал идеи для фэнтезийной франшизы. Его смущали условия сделки, по которым Вайнштейн отстранялся от фильма, но получал 5% от кассовых сборов. Тем не менее Роберт устроил встречу с Джексоном. Судьба проекта висела на волоске: голливудскому воротиле не понравились «Страшилы» и он был на 99% уверен, что его не впечатлит презентация Питера.

О быстротечности времени напоминает тот факт, что Джексон привез видео на кассете: мир только входил в эру DVD. Несмотря на качество VHS, Шей остался доволен увиденным. Тем не менее его первая фраза повергла Питера в замешательство. «Кто в здравом уме станет снимать два фильма?», - сказал Роберт. Джексон подумал, что глава New Line возьмет пример с Харви и попросит утрамбовать книги Толкина в одну ленту. К счастью для поклонников литературного цикла, Шей произнес сакраментальную фразу: «Кто станет брать со зрителей $18, если те готовы платить $27?». В то время средняя цена билета в Америке составляла $9. Джексон понял, что студия не прочь снять трилогию. Режиссер сразу же заявил, что думает о том же. Получив добро на создание сразу трех фильмов, Питер, Фрэн и Филиппа занялись переработкой сценария. Увеличение хронометража позволило вернуть несколько сюжетных линий.

Путешествие в Средиземье

Первым делом Джексон заказал подробную раскадровку первого фильма. Режиссер совместил иллюстрации с музыкой и предварительными записями диалогов, чтобы создать некое подобие мультика. Он использовал это видео, чтобы знакомить актеров с визуальным стилем картины, а заодно планировать движение камер при основной съемке. Подготовиться к работе над масштабными сценами помогли и детализированные миниатюры, созданные главой Weta Ричардом Тэйлором.



Однажды на новозеландскую студию заглянули эксперты американской компании Industrial Light & Magic. Они пригласили коллег на ранчо Джорджа Лукаса и пообещали поделиться парочкой киношных секретов. Джексон и компания слетали в США и встретились с мастерами ILM. Те посоветовали использовать при работе с миниатюрами крохотные шпионские камеры. С их помощью Питер мог прогнозировать движение и расположение настоящего видеооборудования. Понимая размах проекта, режиссер купил в магазинах игрушек 40 тысяч солдатиков. Он расставлял их в маленьких декорациях и мог заранее планировать все батальные сцены. «Мы сразу решили, что трилогия должна напоминать скорее исторический эпик в духе "Храброго сердца", чем фэнтезийные ленты вроде "Темного кристалла", "Лабиринта" и "Виллоу"», - сказал Джексон.

Американцы и новозеландцы также обсудили систему превизуализации. Во второй половине 90-х технологии достигли таких высот, что режиссеры смогли планировать съемки не только с помощью раскадровок, но и благодаря компьютерной графике. Weta разработала программу, которая могла создавать сцены с помощью черновых CG-моделей. В некоторых случаях Питер носил шлем виртуальной реальности и заранее прорабатывал операторскую хореографию. Для съемок простейших сцен использовались старые добрые карандашные раскадровки, а практически весь экшен планировался с помощью подобных программ.

Для работы над фильмом Weta разделилась на несколько подразделений, которые отвечали за производство оружия, грима и масок, компьютерной графики и миниатюр. Компания изготовила 48 тысяч предметов реквизита, 10 тысяч стрел и тысячу различных доспехов. Несколько человек специализировались исключительно на кольчугах. К концу съемок трилогии они могли бы податься в медвежатники: ежедневная кропотливая работами привела к тому, что у них практически стерлись отпечатки пальцев. Чтобы получить кольца нужного диаметра, эксперты Weta резали небольшие пластиковые трубы. К концу съемок они использовали в кольчугах несколько миллионов колец. Джексон отблагодарил работников студии: реквизиторы и создатели оружия получили заслуженную минуту славы, сыграв орков в кузнице Изенгарда. Всего авторы трилогии изготовили десять тысяч масок и почти две тысячи резиновых костюмов для актеров, игравших слуг Саурона.



Костюмеры во главе с Найлой Диксон создали 19 тысяч нарядов из ткани. Джексон распорядился, чтобы к съемкам были готовы по сорок версий каждого костюма. Десять использовались основными актерами, а тридцать - их дублерами и каскадерами.

Пришлось потрудиться и над гримом хоббитов. У мастеров Weta ушел целый год, чтобы разработать ступни беззаботного народца. Актеры поднимались в пять утра и в течение пары часов стояли в трейлере гримеров, пока последние приклеивали резиновые формочки и подкрашивали их под цвет ног. Актеры не могли присесть, поскольку ступня могла деформироваться или оставить воздушную полость внутри. Понятно, что в конце рабочего дня подобную «обувь» нельзя было снять без повреждений. В результате четверка хоббитов сносила за время съемок 1800 таких чудо-калош. Шон Эстин насчитал, что в пятидесяти съемочных днях актеры заглядывали к гримерам напрасно, поскольку их ноги не попали в финальные кадры трилогии. Использованные ступни уничтожались, чтобы избежать ажиотажа на интернет-аукционах, но Доминик Монахэн все-таки умудрился стянуть один экземпляр для личной коллекции.



Создатели трилогии учли даже те мелочи, о которых никогда бы не подумали авторы стандартных голливудских блокбастеров. Так, строительство Хоббитона началось задолго до съемок. Для «Властелина колец» нашли потрясающее местечко неподалеку от Матаматы. Местный фермер согласился отдать для съемок огромный участок земли. Джексон привез осмотреть его Алана Ли и Джона Хоу, которые уселись на землю и начали рисовать, как бы в этом живописном ландшафте смотрелись домики хоббитов. Вскоре эти иллюстрации стали оживать. Новозеландские власти бросили на подмогу киношникам несколько армейских подразделений. Солдаты и декораторы превратили фермерские угодья в настоящий городок хоббитов. От строительства до съемок прошло более года, чтобы у зрителей не было впечатления, что Хоббитон только что выстроен и свежеокрашен. За 12 месяцев в «Шире» взошли сады, а краска на фасадах домов приобрела чуть потертый вид.

Столь же продуманной оказалась работа в парке Кайтоке, который превратили в Ривенделл. Алан Ли и эксперты по декорациями побывали в лесу задолго до съемок и попытались представить, как выглядели бы строения эльфов, если бы существовали здесь тысячи лет. В результате они построили здания так, чтобы не затронуть ни одного дерева. Эльфы живут в единстве с природой и не вмешиваются в ее планы, поэтому они не стали бы вырубать деревья, а воздвигли город вокруг них. Понимание эльфийских традиций дало потрясающий результат: финальные декорации Ривенделла выглядели просто феноменально.

Множество интерьеров соорудили в павильонах. Джексон использовал черновые декорации для планирования дальнейшей работы. Однажды Питер прибыл с инспекцией в нору Бильбо и решил прикинуть, как будут сниматься сцены с участием хозяина дома и Гэндальфа. Архивное видео не оставляет сомнений, что из Джексона вышел бы замечательный хоббит.

Неожиданное кинопутешествие. «Братству Кольца» - 20 лет! Часть 2

Источник: lostfilm.info

культовое, фэнтези, кино, Властелин колец, Толкин, Питер Джексон, история жанра

Previous post Next post
Up