Гордон-кинот

Mar 13, 2010 03:40

Программа «Закрытый показ» на первом канале. Обсуждают фильм Екатерины Шагаловой «Однажды в провинции». Александр Гордон, ведущий, - в своем репертуаре. Размышлизмы о жанровых особенностях, повторение того, что он повторяет из раза в раз: режиссер не знает и не понимает, в каком жанре он снимает. И он, именно он, ведущий Александр Гордон, может исчерпывающим образом объяснить, почему кино, попирающее законы жанра того и не прибившееся к жанру этому, - тускло, поверхностно и не впечатляет. Опять-таки Александр Гордон - наилучший специалист по части противоречий между сценарием и режиссурой. Ну, конечно, это тот мальчик, который увидев голого или полуголого короля, должен крикнуть «Оденься, старый идиот!» «Зачем?» Какие задачи ставит сей фильм? Какие задачи ставил перед собой режиссер перед тем, как?.. Доложьте нам, как говорится у сатирика. Это «зачем?» - не проходящая навязчивая идея ведущего, своего рода комплекс.
Гордон бросил фразочку - «если бы я сам не был немножечко кинематографистом…». В его системе координат - это такое кокетство, нечто, в чем его должны разуверять и разуверять, мол, нет, не немножечко, а множечко, очень даже множечко. Но нет, разуверять не хочется - именно немножечко.
В какой-то момент Гордон чувствует себя кинематографистом, коллегой-режиссером, который знает, как надо - а в момент другой перестает им себя чувствовать и вопрошает, упрекает: мол, у нас в кино много диагностов - все ставят диагноз, но никто не говорит, как лечить. Ну так, если ты «немножечко кинематографист», расскажи, как лечить, открой газа. Сними сам нечто великолепное, великое, все, всем и обо всём говорящее. Расскажет? Не знаю. Ждем-с.
Очень печально, когда передачу о кино, причем передачу, содержащую как составляющую ток-шоу, ведет режиссер-неудачник. Который знает, как надо и, главное, как не надо, - но может лишь рассказать нам об этом на словах, на пальцах; показать, снять - не может. В зале прозвучала реплика: «Если Вы не Сальери…» И это - в точку. Хотя, конечно, Сальери был куда как более успешной творческой индивидуальностью, чем Александр Гарриевич.

У меня две претензии к фильму. Первая - почти универсальная: фильм не дотянут. Где-то как-то что-то могло быть сильнее, могло быть мощнее, ярче сделано, могло бы потрясать, а не только - как это принято говорить на ток-шоу? - заставлять задуматься. Актеры играют прекрасно - значит это нечто не дотянуто режиссером.
И второе. Режиссер Екатерина Шагалова сильно смягчила свой посыл, сделав главного героя Колю Спиридонова раненым на голову. Перенесшим две операции, нуждающимся в третьей, словом, больным на всю голову - и потому неадекватным. Бьющим любящую его жену смертным боем и готовым в принципе в любой момент убить ее. Только по России ходят миллионы таких коль спиридоновых, точно также бьющих смертным боем своих жен, детей, родителей и тех, кто просто попадается под руку, - и при этом совершенно здоровых. В фильме жестокость главного героя становится производной от механического повреждения головы - и тем самым проблема если не снимается, то скукоживается. Получается, Колю надо лечить - в то время как лечить надо страну и общество. Лев Аннинский, кстати, обратил на это внимание (чуть ли не единственный из дискутантов), заметив режиссеру: вы смазали картину, подменив медициной нечто такое, что к медицине не сводится…
И то же самое относится к непрерывному пьянству героев. Если мерзость и звероподобие человеческое вызываются алкоголем в чудовищных дозах, если герой бьет ногами любящую его жену по пьянке, то это - антиалкогольный фильм. Если же автора волнует, как человеческое превращается в нечеловеческое и как это нечеловеческое снова становится человеческим, то акценты должны быть расставлены как-то иначе.
Да, чуть не забыл - еще одно странное впечатление от программы: режиссер Екатерина Шагалова, пришедшая на обсуждение в неком подобии тренировочного костюма. Практичного черного цвета. Чего вдруг?

кино, телевидение

Previous post Next post
Up