Ранее, тема дефицита локомотивной тяги звучала довольно часто. В ежеквартальных исследованиях "РЖД-Партнёра" - "Индекс качества", в той части, где интервью с участниками рынка проблема дефицита локомотивов активно звучала с 2012 года и не сходила со страниц обзора вплоть до 2022 года. когда вышли последние ежеквартальные выпуски.
А вот отношение РЖД к публичному озвучиванию этой проблемы всегда была сложным. Сначала проблема дефицита признавалась, вплоть до появления разных версий ЦМР и их обсуждений в 2015-2018 гг., (о ЦМР см, например
здесь и
здесь). Более того, в 2012-2015 гг. РЖД не раз на разных площадках заявляло, что для поддержания необходимого количества парка магистральных (поездных) локомотивов, необходимо их закупать не менее, чем по 1000 ежегодно на протяжении 10 лет. Затем, в какой-то момент все спикеры РЖД, судя по всему, получили централизованную команду уйти в несознанку и примерно с 2016 г. все представители монополии во всех интервью уже не говорили про необходимость покупать по 1000 машин в год, а говорили, что дефицита локомотивов нет, а если где-то и есть, то это отдельные локальные временные недостатки на местах. "Кто-то кое-где у нас порой", как говорится.
Запрет говорить о дефиците локомотивной тяги был связан прежде всего с тем, что как раз в эти годы ряд отраслевых институций предлагали развивать институт частных перевозчиков со своими локомотивами и информация о дефиците локомотивов воспринималась тогда РЖД, как нечто, подрывающее позицию монополии - мол если вы сами не в состоянии ликвидировать дефицит, то допустим в эту сферу рынок и дефицит будет ликвидирован. Появление таких мыслей в головах регуляторов ОАО "РЖД" опасалось, поэтому на какое-то количество лет эта тема исчезла из выступлений спикеров РЖД. Учитывая, что
закупки локомотивов колебались от 300 до 800 ед. в год, уже с середины 2000-х было понятно, что дефицит подспудно копится, и рано или поздно проблема станет острой. Но почему-то считалось, что если о проблеме не говорить, то может она рассосётся сама собой.
И вот, наконец, в 2022-2023 гг, когда делать вид, что локомотивов достаточно, стало уже как-то неприлично, ОАО "РЖД" нехотя признало проблему, но переведя стрелки на смежную отрасль - мол несвоевременно ремонтируют наши контрагенты, в результате локомотивов не меньше, но эксплуатируемых парк ниже необходимого,т.к. слишком много и слишком долго тепловозы и электровозы находятся в ремонте.
И вот на сайте журнала «РЖД-Партнёр» в статье под названием «
Дефицит локомотивов в парке РЖД к 2035 году может составить 1,5 тыс. единиц» со ссылкой на зам. ген. директора ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова, сообщается, что «Российские железные дороги (РЖД) в период до 2035 года нуждаются в 10 тыс. локомотивах, при этом их дефицит в парке может составить 1,5 тысяч единиц к 2035 году».
Таким образом, была реализована стандартная схема: сначала ОАО "РЖД" много лет говорит, что проблемы нет, потом, когда уже скрывать её невозможно, оно говорит, что проблема есть, но виноваты другие (виноватые обычно быстро находятся) и, наконец "окно овертона" закрывается - РЖД буднично сообщает, что таки да, та проблема, о которой все говорили последние 15 лет таки есть.