"Застава Ильича"

Jan 23, 2016 20:42



С осени собираюсь написать пост о фильме и никак. Мысли о фильме, мысли о посте, само написание поста - муторны, как "Застава Ильича", который я посмотрела со второй попытки.
В первый раз много лет назад фильм показался скучным, а главное - надуманным, фальшивым.
Недавно прочитала мемуары о создании фильма, о том времени - искренние, поэтичные. Москва шестидесятых - полупустой пешеходный город. Настоящая большая деревня, где малочисленная элита растворена в массе столичного пролетариата. Молодые люди из творческой богемы шатаются по городу круглые сутки, благо транспорта мало. Ночная тихая Москва принадлежит им. В той Москве ещё оставалось многое от "России, которую потеряли", шарм и благоухание веков русского барства. Плюс - романтика шестидесятых, всплеск победившего социализма (в душах молодых энтузиастов).
Это было в мемуарах - этого не было в фильме. Совковая унылая безнадёжная картинка. Когда-нибудь, может быть, она была свежей и новаторской (не верю). "Застава Ильича" устарел чуть более чем полностью (для не дай б-г фанатов картины, вдруг набрёдших на пост, напоминаю, - это личное оценочное мнение).
Что до сюжета - хочется рвать на себе волосы, если б не скука до зевоты.

Три приятеля-пролетария ищут смысл жизни. Вроде они адаптированы и успешны по-советски, молоды и красивы - а жизнь пуста.
Они постоянно говорят на околофилософские темы - несут банальную чушь, бред, необоснованное чёрти что. Я просто зверела, пытаясь понять, о чем спорят эти люди. Причём идеи ленинизма - наиболее вменяемая часть бредовых диалогов.
Это ваш хвалёный гениальный Шпаликов-сценарист? (стихи у него прекрасные, не спорю)
Три пролетария, работающих на заводе, ведут себя как праздные сынки творческих работников. Сергей (Валентин Попов) пришёл из армии и собирается поступать в ВУЗ, да никак не соберётся. То ли вечные вопросы бытия мешают, то ли лень учиться (школьные знания повыветрились). Этот актёр мне резко антипатичен. Вялое ни рыба-ни мясо с огромной головой дебила. Корчит из себя правильного юного коммуниста, а девицу склеил - из богатой чиновной семьи. Смысл жизни Сергей любит искать в её богатенькой богемной компании. Сначала он предлагает ей снять квартиру, потом, опомнившись (это ж скока работать надо!), предлагает поселиться с мамой.
Слава ( Любшин) - женился и завёл детишку. Любшина я люблю, его персонажа ненавижу. С высоты современности его Славка - полный отстой. При любой возможности сбегает от семьи к приятелям на гулянки, по детски бунтует против домашних дел - мол, слишком молод, чтобы себя похоронить. Его юная жена постоянно обижена. Как бы ей тоже 20 лет, но её рабство при сыне и кухне для мужа - само собой разумеется. А мужу Славе некогда - он ищет смысл жизни. Жизнь-то тогда была не сахар: ни памперсов, ни детских смесей, ни машинок-автоматов, ни микроволновок. Помучаешься с дитём в коммуналке.
Николай (Губенко) - рубаха-парень и бабник. Вразумительного образа ему не придумали и сделали супер-принципиальным. Я так и не поняла, чем он принципиальнее друзей и почему их зачмарил за недо-принципиальность. (типа он не способен быть доносчиком-сексотом в большей степени, чем они).
Когда Коля выберет себе женщину между заводской девушкой и кондукторшей трамвая - будет вполне счастлив.
Эта троица - положительные герои, которых мы должны любить и прощать, а они раздражают, как чесотка. Вместе с их прекрасной дамой Аней (М. Вертинская), красивой и пустой безделушкой.


Чтобы показать "современные" раскрепощённые нравы, Шпаликов намекает на секс в СССР - прозрачно однозначно заставляет Сергея переспать со случайной девушкой и бессердечно бросить. Гораздо "раскрепощённее" и противнее выглядят возлияния молодых людей водочкой в присутствии усталой молодой женщины с младенцем на руках.
"Застава Ильича" - куча старого пыльного хлама, в котором иногда попадаются предметы вопиющие - огромные, мёртвые и заразные чумой.
Это эпизоды первомайской демонстрации ("это мой любимый праздник в году - и мой!") и вечера поэтов.
Демонстрация противоестественна, как анальное сношение - бесконечный хвост радостного народа с пустыми глазами, с плакатами и детьми (чому радуетесь?).
Вечер поэтов - фальшивее фильма в сто раз, потому что если поэт лжёт, это противоестественно, как анальное сношение бросается в глаза. На сцену один за другим всходят не поэты - клоны Сорокина, они уродливо кривляются - а полный зал застыл и ловит каждое слово. Ужастик.
Одна только Белла разбивает лёд, как чистая струя, и тут же уходит, иссякает (Белла Ахмадулина).


Наша московская творческая богема связана в клубок тысячами нитей: несколько поколений одних и тех же семей делают культуру целой страны. У них всё схвачено: они сидят в министерстве, во ВГИКе, в театральных ВУЗах, на киностудиях. Их дети вмеру талантливы - талантливее многих. Я прочитала в тех же мемуарах - Павла Финна - насколько одной компанией были все значимые личности 60х. Он пишет на голубом глазу, не видя ничего дурного ни в знакомстве с детьми партийных боссов, ни в поступлении в ВУЗ по протекции. Одно умиление и ностальгия. (куда уж допустить чужих - своим не хватает)
Учитывая изложенное, имею подозрение, что не меньше половины советских кино-шедевров - дутые. Как не похвалить друга, потом он - тебя. И правды об этих "шедеврах" мы не дождёмся: те же люди, те же семьи на своих постах.
Только раздуть Хуциева до Тарковского у них не получится, нет.

наше кино, кино

Previous post Next post
Up