Белый дом уступает сирийским Асадам - еще раз (Точки зрения № 96)

Mar 27, 2016 00:23

Продолжаем печатать переводы аналитических докладов "Центра Вильсона" - "Точки зрения" по программе "Ближний восток"
Белый дом уступает сирийским Асадам - еще раз
· 14 марта 2016
·Дэвид Б. Оттауэй
Сотрудник Центра Вудро Вильсона

Накануне 5-ой годовщины восстания сирийцев против правительства Башара Асада, администрация Обамы уступает стальной решимости сирийского Президента остаться во власти и быть центральной фигурой [1] Леванта. Здесь история повторяется. Кто бы ни занимал Президентский пост: республиканец или демократ, у Белого дома никогда не хватало смелости для решительного сражения с безжалостными правителями Сирии Асадами: ни с Хафезом (отцом) в середине 1980-х, ни с Башаром (сыном) сегодня.



Удивительно, как быстро президенты и высшие чиновники США несколько раз сменили свое мнение о том, стоят ли на кону в Сирии какие-либо жизненно важные американские интересы и что разумнее: конфронтация или сосуществование с кровавым режимом Асада.
Обама в течение пяти лет решительно настаивал, что Башар аль-Асад должен отказаться от власти - и это основное условие любого решения кровопролитного сирийского конфликта. Но теперь он согласился с президентом России Владимиром Путиным на 18-месячный переходный период и этот план позволяет Асаду оставаться у власти по крайней мере до конца процесса - а вероятно и намного дольше. Это будет зависеть от новых президентских выборов, но Асады видят, что они всегда побеждают в последние 45 лет.
Очередной раунд переговоров между режимом Асада и множеством повстанческих групп, подавленных прогибом США, начинается сегодня в Женеве под эгидой ООН. Обама явно склоняется в сторону по крайней мере краткосрочной договоренности с Асадом, чтобы вывести свою администрацию из более глубокой запутанности.
Сегодня  на карту поставлено гораздо больше, чем в 1984, когда Соединенные Штаты последний раз драпанули из этой страны: тогда Сирия, поддержанная как и сегодня своими ливанскими союзниками и Ираном, противостояла военной интервенции США, осуществляемой по приказу президента-республиканца Рональда Рейгана.
Будучи ближневосточным корреспондентом Washington Post в начале 1980-х, я описывал то пагубное американское погружение в Ливанскую гражданскую войну по пятам израильского вторжения туда в стремлении преследовать Организацию освобождения Палестины (ООП) за границей. Сначала Израиль, а затем и Соединенные Штаты должны были противостоять Сирии, которая передала наземные войска и свои ВВС в защиту ООП и своей собственной гегемонии над Ливаном.
Страна погрузилась в хаос конкурирующих палестинских, суннитских, христианских и шиитских группировок, в котором центральное правительство быстро кануло в Лету. Израиль действительно достиг своей главной цели - заставив ООП покинуть Ливан в сентябре 1982 года под наблюдением Многонациональных сил в Ливане (MNF), проведя долгожданную операцию по поддержанию мира, при поддержке американских, французских и итальянских войск.
Администрация Рейгана охотно нырнула в пучину ливанской гражданской войны. Она поддержала ливанского президента, разбойничающего крайне правого христианина по имени Башир  Жмайель, взращенного и приведенного к власти  ЦРУ,  решительно анти-сирийского и произраильского.
Для того, чтобы продемонстрировать, что США говорят серьезно, Рейган заказал небольшой шок и трепет с показом военной мощи Америки. Пентагон извлек  из нафталина линкор времен Второй мировой войны USS Нью-Джерси, дал всему этому девиз «Огневая мощь для свободы» и подвел его к побережью Ливана. Вершиной его огневой мощи были исполинские 16-дюймовые пушки, способные стрелять столь большими снарядами, что они получили прозвище "летающие Volkswagen-Жук". И последние действительно полетели на сирийские военные позиции, а также на их ливанских шиитских и друзских союзников в горах, контролирующих приморский Бейрут.
В то же время Рейган пытался внушить американцам мысль о том, что Соединенные Штаты имели в Ливане “жизненный интерес”, потому что «регион занимает центральное место в экономической жизнеспособности западного мира», и он пообещал держать войска там до тех пор, пока  "не будет  установлена внутренняя стабильность".  Американские журналисты были удивлены, узнав, что даже Сук эль-Гарб, крошечная христианская деревня на горном хребте позади Бейрута, которому угрожают друзские союзники Сирии, была частью жизненно важных интересов США и, следовательно, законной целью для артиллерийских орудий USS Нью-Джерси.
Результаты американского вмешательства были катастрофическими. Они включали в себя рождение ливанской шиитской экстремистской группировки Хезболла, и начало смертельных террористических нападений, спроектированных Сирией и Ираном против американских объектов и персонала, сначала в Ливане и затем в других странах Ближнего Востока.
Жмайель был убит в сентябре 1982 года поддерживаемым сирийцами ливанским сотрудником. Затем в апреле следующего года, террорист-смертник на фургоне с 2000 фунтов взрывчатки взорвался в посольстве США в Бейруте, погубив 63 человека, из которых 17 были американцами, в том числе топ-аналитик ЦРУ по Ближнему Востоку Роберт Эймс.
Дальше было только хуже. 23 октября 1983 года, еще один террорист-смертник за рулем грузовика, начиненного 21 000 фунтов взрывчатки (в тротиловом эквиваленте) врезался в казармы морских пехотинцев США, участвующих в MNF за пределами международного аэропорта Бейрута. Погибли 241 военнослужащий США, включая 220 морских пехотинцев, установив рекорд наибольшего числа американских военнослужащих, погибших в результате одного инцидента со времен Второй мировой войны.
В следующем феврале Рейган распорядился вывести оставшиеся американские войска на суда, стоящие на рейде (на расстоянии от берега) и о возвращении  USS Нью-Джерси к его нафталиновым шарикам, признав сирийскую гегемонию в Ливане и отсутствие там реальных жизненно важных интересов США.
Теперь очередь Обамы решать, следует ли удирать  в условиях отказа Асада прогнуться под требования и угрозы США. Пять лет назад, в эйфории арабской весны, президент устно призвал американские власти к смене режима в Сирии и устранению Асада от власти. Саудовская Аравия, другие государства Персидского залива, Турция и пестрый массив сирийских повстанческих групп поверили этим словам Обамы. Но Обама колебался и никогда не шел на диалог. Он ни разу ни качнулся в сторону расширения серьезной программы подготовки повстанцев или к тому к чтобы дать им оружие, с которым бы они превалировали и в конце одержали победу.


Теперь, когда Россия пришла на помощь режиму Асада с намного большим количеством шока и трепета, чем линкор USS Нью-Джерси, Обама изо всех сил пытается найти хоть какие то жизненно важные интересы США в Сирии, достаточные, чтобы оправдать наращивание, а не прекращение помощи США оппозиции Асада.

В своих комментариях к выступлению в  «Annenberg Retreat» в Калифорнии 16 февраля этого года, Обама с готовностью признал, что ставки огромны и для многострадального сирийского населения, и стабильности региона, и сражения против Исламского государства, и будущего Европы, затопляемой сирийскими беженцами. Но термин "жизненно важные интересы Америки" явно отсутствовал.
Как ни странно, главным обоснованием для любого военного вмешательства США в Сирию в уме Обамы всегда было поражение Исламского государства. Но даже если Соединенные Штаты, преуспеют в достижении этой цели, одним из главных бенефициаров, несомненно, будет Асад, по-прежнему Немезида американской внешней политики в Леванте. Между тем, сирийские повстанческие группы сообщают, что Вашингтон начал сокращать поставки вооружения и боеприпасов даже «умеренным» из них. Может дезертирская часть новой стратегии (убегания) Обамы по отношению к повстанцам уже пройдена?


Мнения, опубликованные здесь, являются авторскими и не отражают позицию Центра Вильсона.

[1] Игра слов: оборот имеет также значение преступного главаря, вора в законе

Previous post Next post
Up