Иорданский Режим и Братья-мусульмане: перетягивание каната

Nov 17, 2015 12:14

Точки зрения № 58. Иорданский Режим и Братья-мусульмане: перетягивание каната
Июль 2014


Taрик Аль-Наймат [1], Иорданский журналист; ранее - приглашенный арабский журналист, Центр Вудро Вильсона
Помощник секретаря редакции Al Araby Al Jadeed Newspaper, Доха

Импульс арабской весны в Иордании ослаб, по крайней мере, временно. Это возвращает отношения между Братьями-мусульманами Иордании и иорданским режимом к их историческому положению ограниченного соглашения, а не полного сотрудничества. Пережив начальную волну беспорядков Арабской весны, полагаясь на свою традиционную политическую формулу, режим сейчас уверен, что он может поддерживать стабильность, не идя на большие компромиссы по политическим или институциональным реформам.

Благоприятная ранняя история
Братья-мусульмане Иордании и иорданское правительство на протяжении своей истории извлекали выгоду из их отношений. В то время как большинство отделений Братьев-мусульман в регионе были запрещены и исключены из официальных политических процессов их стран, иорданская организация сохранила легальность и таким образом могла открыто выстраивать свои собственные институции и участвовать в парламентских выборах. Действительно, Братья-мусульмане рассматривали иорданский режим как наиболее сговорчивый, на который можно надеяться в регионе огромного числа светских и антиисламистских диктатур, особенно в Египте и Сирии.
Со своей стороны, правительство так же выигрывало, потому что Братья-мусульмане оставались мирной организацией, которая не собирается менять систему. Тем не менее, режим оставлял Братство под подозрением и даровал ему далеко не все права. За эти годы, в зависимости от местных и региональных обстоятельств, он подвергал братьев различным формам преследования, включая конфискацию активов, заключение в тюрьму некоторых лидеров, и ставя под сомнение их честность и добросовестность правительственными СМИ.

Молодой Король и арабская Весна
Отношения с Братьями-мусульманами ухудшились после восхождения на трон в 1999 году короля Абдаллы II, занявшего престол после смерти отца. Молодой король, чьим приоритетом было экономическое развитие, передал отношения с мусульманским Братством влиятельному Общему Управлению Разведки (General Intelligence Directorate, GID). GID было поручено подготовить оценку Братства и разработать политику по отношению к нему. Оценки GID привели к ухудшению отношений между Братством и режимом. Критическое изменение произошло в 2007, когда правительство решило распустить совет директоров Исламского Общественного Центра - благотворительного и социального подразделения Братства. Кроме того, несколько членов парламента-исламистов были заключены в тюрьму, и против организации была начата неустанная информационная война. Парламентские выборы в том году были как говорят подтасованы, дав братьям-мусульманам только 6 мест из 110 - худший результат за всю историю участия Братства в избирательных кампаниях.
Отношение мусульманского Братства к режиму также изменилось в результате этого давления, приведя к получившему огласку внутреннему расколу между фракциями «ястребов», ищущими  конфронтации, и «голубями», избравшими более примирительный подход.
1
Имея противоречивые взгляды на то, как справиться с новыми ударами режима, Братство решило послать королю сообщение, бойкотируя парламентские выборы 2010. Режим полагал, что участие Братства в выборах придавало некоторую легитимность Палате представителей, в которой доминируют сторонники режима и представители племен. Некоторые члены Братства хотели пойти далее в своей оппозиции и предлагали требовать, чтобы Иордания стала конституционной монархией с ограниченной властью короля. Предложение не было формально принято из-за страха, что это может поставить под угрозу историческую терпимость режима к Братству.
С началом арабской Весны в 2011, Братство стало менее осторожным и приняло амбициозную программу реформ, ориентированных на то, чтобы сворачивать полномочия короля, включая его способность выпускать временные законы и распускать парламент. Другие предложения о конституционной реформе включали требования выбора королём премьер-министра из партии, получившей большинство мест в парламенте, отмену права монарха выбирать судей для нового Конституционного Суда и усложнение для него процедуры роспуска парламента. Братство также стремилось преобразовать назначаемую верхнюю палату парламента в выборный орган.
Режим смотрел на эти предложения с большим беспокойством из-за популярности Братства и открыл переговоры с ним. Тем не менее, он сделал несколько (хотя и незначительных) уступок. Он отказался аннулировать закон «один человек, один голос», который позволяет гражданам голосовать только за одного кандидата даже в многомандатных округах. Закон способствует прохождению на выборах местной знати и племенных лидеров, и правительство опасалось, что его отмена позволит братьям-мусульманам и другим оппозиционным партиям получить контроль над парламентом. Впрочем, режим пошел на сокращение числа назначаемых членов в верхней палате парламента и восстановил управление Исламского Общественного Центра мусульманским Братством.
Напряженность в отношениях между Братьями-мусульманами и режимом продолжилась кампанией по бойкоту выборов 2013, как это было сделано и в 2010 году. Братство также отказалось от членства в Национальном Комитете по Диалогу, который давал важные рекомендации для политической реформы. Оно также отклонило конституционные поправки, рекомендуемые комитетом, назначенным королем как слишком ограниченные, и представляющие собой лишь уловку, чтобы избежать фундаментальных реформ, к которым призывала оппозиция.
Держась подальше от спонсируемой режимом политической деятельности, Братство участвовало в массовых низовых протестах, которые имели место в различных провинциях по всему королевству. Однако эти протесты не достигли такой критической массы как в Египте или Тунисе. Уверенное, что уличные акции не перерастут в требования смены режима, правительство оставалось непреклонным и продолжало предлагать только символические ответы на требования реформ. Режим сознательно избегал непопулярных экономических мер, дотянув до декабря 2012, чтобы отменить топливные субсидии. (Этот шаг, тем не менее, привел к нескольким дням народных волнений).
2

Трудные времена для мусульманского Братства
Египетский военный переворот в июле 2013 г. изменил ситуацию не в пользу исламистских движений в регионе и оказал глубокое воздействие на иорданских братьев-мусульман. Египетские Братья-мусульмане были объявлены террористической организацией, и Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты начали кампанию по убеждению других стран региона принять аналогичную позицию по отношению к своим исламистским организациям. Новый политический климат в регионе поощрял противников компромисса в иорданском правительстве выступать за  более строгий контроль над Братством.
Режим, однако, не принял эти требования. С точки зрения иорданских чиновников, политическая ситуация улучшалась. Протесты становились менее частыми и менее интенсивными, а призывы к изменению режима - всё более редкими. Глядя на пример Сирии - более 600 000 сирийских беженцев в Иордании, и ежедневные трансляции по СМИ кадров перемещенного населения и разрушенных городов - иорданцы стали более склонны мириться со своим правительством, несмотря на его политическую и экономическую коррупцию. Опираясь на более пассивных граждан, режим сопротивлялся давлению сторонников жесткой линии, желающих большего преследования Братства.
Братство оставалось разделенным, и одна из его частей стала несклонной противостоять правительству. Умеренные запустили свой собственный, отдельный процесс, чтобы примириться с режимом, который стал известен как «Инициатива Замзам». Он открылся 5 октября 2013 года церемонией, на которой присутствовали высокопоставленные правительственные чиновники. Платформа умеренных призвала к политической и конституционной реформе, так же как и к развитию исламистского дискурса, что могло бы стать широкой цивилизационной основой (структурой, рамкой) для всей уммы.
Инициативе Замзам не удалось получить поддержку всего иорданского Мусульманского Братства. Наоборот, она привела к изгнанию трех членов-учредителей Инициативы, в том числе известного лидера фракции «голубей» Rheil Gharaibeh. Изгнания показали организационную жесткость, которая отравляет Братство. Его хулители описывают его как губку, которая впитывает все яркие и восходящие таланты, но ничего не достигает, делая так. Братство кажется сосредоточенным на поддержании своих позиций на основе более ранних политических достижений, а не на развитии политического дискурса или улучшении своей организационной эффективности. Оно также испытывает уменьшение влияния в социальной сфере, особенно после того, как Исламское Благотворительное Общество подпало под контроль режима. Другие факторы, вызывающие снижение влияния, включают в себя удаление шейхов Братства от традиционных ролей, которые они удерживали в мечетях и изменения в восприятии роли исламских организаций в обществе. Появляются новые религиозные группы, которые полагают, что люди с исламским мышлением должны сосредоточиться на социальных и моральных проблемах, а не на политике.
Несмотря на все проблемы, мусульманское Братство все еще остается самой важной группой политической оппозиции в Иордании и единственной политической партией, у которой есть массовая популярность. В настоящее время, организация продолжает бойкот парламентских выборов, но она может изменить свою позицию вновь, как это было сделано ранее. Братья бойкотировали выборы 1997, проводимые по закону «один человек, один голос», но участвовали в выборах 2003, после заключения, что бойкот не был частью стратегии и только препятствовал тому, чтобы организация оказывала влияние в политической и социальной сфере. Вполне возможно, что и в будущем организация займет такую же прагматическую позицию.
3
Таким образом, трудно предсказать, чем в конечном счете станут отношения между Братством и иорданским режимом. В настоящее время, это - продолжение старого перетягивания каната между режимом и Братьями-мусульманами, которое продолжается уже много десятилетий.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Мнения, опубликованные здесь, являются авторскими и не отражают позицию Центра Вильсона.

[1] Tareq Al Naimat
Previous post Next post
Up