Крейсер "Готланд": от авианосца к крейсеру ПВО. Часть 3.2

Feb 16, 2016 13:45



Зимой 1941-1942 годов Швеция вплотную столкнулась с угрозой немецкого нападения. Если во время Советско-финской войны она активно помогала Финляндии деньгами, поставками техники и добровольцами, то после нападения Германии на СССР была намерена твердо сохранять нейтралитет. А Германия давила, одной из причин поражения под Москвой Гитлер считал продолжающуюся осаду Ленинграда. Свежие шведские войска вполне могли бы прорвать советскую оборону и взять город, что поставило бы СССР на грань поражения.





Король свеев, гётов и венедов Густав V

Сторонники вступления в войну на стороне Германии (а в их число входил сам король Густав V) хоть и занимали высокие посты, были немногочисленны и не имели опоры в шведском обществе. После вежливого отказа дипломатов - когда взамен на вступление в войну Швеции предлагалась часть территорий в Прибалтике, потерянных в Северной войне - Гитлер отдал приказ о подготовке плана нападения на Швецию. Для этого требовалось не менее десяти дивизий, том числе одна-две танковые. В свою очередь, Швеция начала мобилизацию, в короткий срок увеличив армию, численность которой в феврале 1942 г. (к моменту ожидаемого нападения) достигла 200 тыс. человек.



Стрельба по старому миноносцу

Однако на сей раз все пока ограничилось военной тревогой, внимание Гитлера было приковано к южному флангу советско-германского фронта. Тем не менее, Швеция не могла прекратить торговлю с Германией. В Берлине прекрасно осознавали всю важность шведских поставок и, учитывая угрозу советских подводных лодок, настояли на изменении привычных маршрутов. Судоходные трассы проходили теперь лишь в пределах трехмильных (по тогдашним правилам) территориальных вод Швеции, при этом конвои должны были сопровождать и прикрывать её военные корабли.



Торпеда на миноносце "Мьёльнир", 1945 год

В 1941 году советским подводникам практически не удалось добиться каких-либо ощутимых результатов в борьбе с перевозками из Швеции. Однако следующий год показал, что командование Краснознаменного Балтийского флота сделало выводы из прошлогодних неудач. Не дремали и немцы, выставившие совместно с финским флотом плотные минные и сетевые заграждения в Финском заливе. Кроме того, минную войну продолжила и Швеция, также ведя минные постановки как в своих, так и в нейтральных водах. Лето и осень 1942 года прошли в непрекращающихся стычках шведского флота с советскими подводниками. Сам «Готланд» не принял участие в начавшемся противостоянии, на всякий случай его направили на сопровождение конвоев и постановку минных заграждений в более-менее спокойном Ботническом заливе, однако его авиагруппа активно использовалась для поисков советских подводных лодок.



Т/х "Лулео" незадолго до торпедирования советской подлодкой С-7

Поплавковые разведчики S 9 и S 12 свели в так называемую «группу Эссена», названную так по имени старшего авиагруппы «Готланда» лейтенанта фон Эссена. Базируясь на Вестервик группа сопровождала конвои, идущие у южных берегов Швеции и острова Эланд. Так, 9 августа S 9 бортовой номер 304 заметил перископ, по которому отбомбились поплавковые S 17BS. 18 августа тот же S 9 сопровождал конвой, атакованный советской субмариной Л-3. Две торпеды попали в теплоход «С.Ф. Лильевальх», однако самолет заметил пуск торпед и навел на лодку эсминцы сопровождения. От гибели под глубинными бомбами «Фрунзенца» спас лишь маневр в сторону тонущего судна. 20 августа S 9 заметил у Кунгсгрунда перископ, по которому немедленно отбомбились S 12 и S 17BS. Летчики наблюдали всплывшие масляные пятна, однако советские подводники об атаках в тот день не сообщали. На следующий день сопровождавший конвой S 9 к югу от Кунгсгрунда вновь заметил перископ. Сторожевики сбросили 15 глубинных бомб, правда без заметного результата.



Броненосец в прикрытии конвоя

Боевой опыт показал, что S 9 плохо подходили для самостоятельно поиска подводных лодок. Из-за отсутствия бомбосбрасывателей они не могли атаковать обнаруженные субмарины. Выходом стало использование поисковых групп из двух-трех эсминцев и нескольких S 9, по мере выработки топлива последовательно сопровождавших корабли на маршруте патрулирования. 29 августа такая группа атаковала обнаруженный самолетами перископ, однако без особого эффекта.

Зима 1942-1943 года стала самым тяжелым временем для Швеции. Разгром под Сталинградом и прорыв блокады Ленинграда полностью изменили стратегическое положение на восточном фронте и Швеция, до того послушно следовавшая в фарватере Германии, начала постепенное сближение с союзниками. В январе 1943 года главнокомандующий армией генерал Олаф Тёрнель издал приказ, предупреждавший население, что в случае нападения врага (под ним подразумевалась Германия) капитуляция совершенно исключена и любое сообщение о сдаче следует считать ложным. Это не было политическим маневром, письмом от 14 февраля 1943 г. Гитлер уведомил Маннергейма и министра обороны Финляндии Вальдена о подготовке нападения на Швецию и потребовал самого решительного участия в нем финской армии.



Броненосцы выходят в море

Согласно плану вторжения, получившему кодовое имя «Песец», немецкие войска наносили главный рассекающий удар из района Тронхейма по направлению на Остерсунд, а далее на Сундсвалль с выходом к побережью Ботнического залива. Затем следовало решающее наступление на Стокгольм. Вспомогательные удары наносились из Норвегии вдоль побережья Балтийского моря на Уддеваллу, а финские войска должны были наступать от границы на Буден. Главные силы шведов предполагалось прижать к побережью у Гётеборга и уничтожить. Дезинформацией и не пахло, размещенная в Норвегии 25 танковая дивизия спешно пополнялась до полного штата, в штабы поступили комплекты карт Швеции. С 28 мая сотрудники разведки начали занятия с командирами полков и батальонов об армии Швеции и особенностях будущего ТВД. В штабах 6 воздушного флота приступили к подготовке фотопланшетов крупных городов, портов и узловых станций Швеции. Подготовку к вторжению требовалось закончить к 6 июлю.



Техники выводят J 11 из подземного ангара Гамлабергет

Швеция также не ждала у моря погоды и активно готовилась к немецкому нападению. К тому времени долговременные оборонительные линии прикрывали норвежскую границу и горные проходы, авиацию перевели на замаскированные полевые аэродромы. Флот же рассредоточил корабли по шхерам, на стоянках их тщательно маскировали, а расчеты постоянно дежурили у зениток. Важное место в расчетах ОКВ отводил германофильству шведских офицеров, считая своими сторонниками порядка 70% от общей численности. Для этого у немецких генералов были все основания, сокращая армию в 1920-е годы социал-демократы резали по живому.



Найди эсминец :)

Однако, Швеции было всё же далеко до предвоенной Норвегии. Кроме того, сводки СЭПО (тайной полиции) пестрели упоминаниями, что нижние чины договаривались на случай войны без долгих разбирательств отправить в ставку Духонина, что в Могилевской губернии, офицеров, открыто одобрявших Гитлера. Но 5 июля, буквально накануне нападения на Швецию, вермахт начал свое последнее наступление на Восточном фронте. В пламени «Цитадели» одна за другой сгорали танковые дивизии, и «Песец» теперь выглядел явной авантюрой с самым неопределенным результатом.



Броненосец в шхерах

«Готланд» встретил это грозное лето без авиагруппы, расформированной в феврале 1943 года. Самолеты с бортовыми номерами 401, 402 и 405 окончательно переставили на колесное шасси, в связи с чем их обозначение изменили на S 9L. Они использовались в качестве разведчиков, связных, буксировщиков мишеней и учебных машин. Остальные сохранили поплавки, но также были выведены из первой линии и использовались как учебные машины. 14 июня 1945 г. 404 столкнулся на взлете с паромом и был списан, оставшиеся S 9 списали на следующий год. 405 сразу попал в музей, а вот 403 ожидала необычная судьба: его выкупила частная фирма, доставлявшая свежую рыбу с севера Швеции в Стокгольм.



Он получил гражданскую регистрацию SE-AYR, сохранив при этом темно-зеленую окраску ВВС. 29 июня 1948 г. у самолета на взлете заглох мотор, из-за грубого приводнения поплавки дали течь и «летающий гроб», так его прозвали норрландские и лапландские рыбаки, затонул на озере Вэнстер. Его вытащили на берег уже на следующий день, однако инспекторы всё равно отозвали сертификат летной годности. SE-AYR поставили в рыбацкий сарай и понемногу разбирали на запчасти, например, на его поплавки фирма в 1960-е годы установила свой новый самолет. В сарае он и простоял до 1985 года, пока его не разыскал и не восстановил центральный авиамузей.



"Готланд" в сопровождении конвоя

Разгром вермахта под Курском окончательно исключил угрозу немецкого нападения и осенью 1943 года «Готланд» отправился, наконец, на перестройку в крейсер ПВО. Работы провели за зиму. Катапульту сняли, после чего кормовую надстройку расширили и объединили со спардеком. Вместо рельс для хранения самолетов на юте установили три новейшие стабилизированные спаренные установки 40-мм автоматов. Одиночные 25-мм автоматы заменили спаренными, добавив к ним четыре одиночных 20-мм автомата. Перестройка значительно увеличила боевые возможности «Готланда», для своих размеров он получил весьма мощную зенитную батарею. Служба до конца войны шла обычным порядком, крейсер по-прежнему сопровождал конвои и ставил мины.



На послевоенном снимке хорошо видно расположение 40-мм спарок на корме

Окончание войны наконец прекратило пятилетнее заключение шведского флота в Балтийском море. Крейсер «Фильгия» ушел в дальний поход уже зимой 1945 года, а 16 октября 1946 г. ушел в поход и «Готланд». Рассказ о послевоенной службе крейсера, а также общую оценку проекта размещу в заключительном посте.

Вторая мировая война, ВМФ, Швеция, История

Previous post Next post
Up