Крейсер "Готланд": от авианосца к крейсеру ПВО. Часть 4

Feb 25, 2016 22:54



"Готланд" уходит в первое послевоенное заграничное плавание 13 октября 1946 г.

Шведский флот встретил май 1945 года в зените могущества, но окончание войны не принесло мира на Балтику. Вчерашние союзники очень быстро прошли путь от охлаждения отношений до открытого противостояния. Балтийское море было кратчайшей дорогой к Ленинграду, второму по величине и значению городу Советского Союза. В любой день по соседству могла начаться еще одна мировая война, только на сей раз ядерная, и летом 1946 года шведские военные, промышленники и политики приняли ряд принципиальных решений, определивших оборонную политику страны почти до конца 1990-х годов.

На всякий случай ссылка на Первую часть рассказа




СААБ J 21R

Самым важным из них стало создание собственного ядерного оружия и средств его доставки - реактивной авиации и крылатых ракет. О перипетиях военного атома Швеции и планах ядерной войны с Советским Союзом я писал в в этом посте. Конструкторы не тратили время зря, уже в марте 1947 года первый полет совершил истребитель СААБ J 21R. Швеция стала одной из первых стран, принявших на вооружение реактивный самолет собственной разработки.



Легкий крейсер "Тре крунур"

ВМФ тем временем начал решительную чистку от ветеранов Первой мировой и смену принятых во время войны кораблестроительных планов. До начала 1950-х из списков исключили все корабли, прослужившие сверх установленных сроков службы. Исключение составили лишь турбинные броненосцы, пока выведенные в резерв, и броненосный крейсер «Фюлья». Главной ударной силой стали легкие крейсера «Тре Крунур» и «Гёта Лейон», лидировавшие флотилии новых эсминцев со 120-мм универсальными орудиями в башнях и многочисленными 40-мм автоматами в установках с радиолокационным наведением.



Броненосный крейсер "Фюлья" в 1953 году

Произошли изменения и в порядке подготовки кадетов. С 1948 года они оморячивались на «Фюлье» в плаваниях по Балтийскому морю, а в дальние походы ходили на «Готланде». Иногда крейсер ПВО уходил в короткий учебный поход по европейским водам во главе пары эсминцев или стайки тральщиков.



"Готланд" и тральщик "Ульвен"

16 октября 1946 г. «Готланд» ушел в Южную Америку и Карибское море. До 12 марта 1947 г. он посетил Касабланку, Сент-Винсент, Рио де Жанейро, Ресифе, Ла Гуайру, Виллемстад, Картахену, Вера Круз, Новый Орлеан, Порт-Гамильтон и Опорто. Уже 29 апреля крейсер вместе с миноносцами «Моде» и «Мунин» ушел в поход на Британские острова. До 11 июня отряд побывал в Гавре, Лим-Бей, Торки, Глазго и Обане.



У Сент-Винсента

11 ноября 1948 г. «Готланд» ушел в большой зимний поход вокруг Африки, продлившийся до 24 марта 1949 года. Он нанес визиты в Фалмут, Порто-Гранде, Такора Борна, Кейптаун, Дурбан, Лоренцо-Маркиш, Момбасу, Аден, Джибути, Александрию, Тунис, Гибралтар и Роттердам. 10 мая «Готланд» возглавил целую эскадру: вместе с тральщиками «Санден», «Оршер», «Гроншер» и «Куллен» он до 11 июля он обошел вокруг Британских островов, посетив Антверпен, Куинстаун, Андроссан, Торсхавн, Ставангер и Орхус. В Орхусе отряд принял на борт кадетов норвежской морской академии, с которыми совершил плавание по шведским шхерам.



Картошка :)

27 ноября «Готланд» опять ушел в хорошо знакомое Карибское море, откуда вернулся 6 марта 1950 г., посетив Пениш, Лиссабон, Порто-Санто, Фуншал, Порт-оф-Спейн, Кингстон, Порт-Гамильтон, Понта-Дельгада и Бордо. 2 мая крейсер опять ушел в плавание во главе отряда из тральщиков «Бредскэр», «Архольма», «Бремон» и «Куллен», посетив до 12 июня Белфаст, Брест, Роттердам и Хортен, где опять взяли норвежских кадетов, с которыми обошли шведские шхеры.



Перед уходом в зимнее плавание

На следующий год крейсер сходил лишь в короткое зимнее плавание по Средиземному морю и на Азорские острова: с 10 января по 25 февраля 1951 г. он посетил Касабланку, Неаполь, Фуншал, Гибралтар и Портсмут. А вот зимний поход 1952 года надолго запомнился всем участникам.

Поначалу все шло как обычно, 4 января 1952 г. крейсер вышел из Карлскруны, дошел до Канарских островов, посетив Лас-Пальмас, с попутным пассатом пересек Атлантику и бросил якорь в Ла Гуайре. Затем последовало плавание по карибским островам: Кубе, Гаити, Гваделупе, Мартинике и Пуэрто-Рико. В числе прочих «Готланд» побывал на острове Святого Варфоломея или же, как его назвали новые хозяева, Сен-Бартелеми.



У Гваделупы, 1952 год

Это был осколок шведских вест-индийских владений, оставшийся от последней и неудачной попытки закрепиться в Новом Свете. В 1784 году Густав III приобрел подходящий карибский остров у Франции. Долгое время Густавия, столица и крупнейший порт вновь образованной провинции, была удобнейшим местом для сбыта добычи каперами и приватирами. Однако окончание многочисленных морских войн в Латинской Америке сделало содержание колонии накладным для государственной казны, потому в 1878 году уже Оскар II перепродал остров бывшим хозяевам. К 1952 году в Густавии осталась Кунгсгатан (Королевская улица) с домами, окрашенными в привычный шведскому глазу красный цвет, привезенная из метрополии булыжная мостовая да несколько ветхих стариков, еще помнивших шведские флаги над выбеленными стенами старого форта.



Десант на Мартинику

Затем последовал краткий визит в Галифакс, откуда 13 марта «Готланд» вышел в неспокойную весеннюю Атлантику на Азорские острова. Синоптики обещали ураган, как обычно идущий по громадной дуге вдоль побережья США к Европе, поэтому на крейсере решили взять южнее обычной трассы. Однако, в начале 1950-х о метеорологических спутниках, отслеживающих циклоны в режиме реального времени, читали только у фантастов. То ли на «Готланде» не уследили за силой и направлением ветра, то ли ураган действительно внезапно изменил свой путь, но крейсер угодил прямо в глаз бури.



В начале того самого шторма

На море стоял мертвый штиль, ярко светило солнце, но беспорядочные волны вздымались выше надстроек. В мгновение верхний мостик превратился в подобие бассейна, а палуба, в том числе кормовая, где стояли зенитки, была полностью залита водой. Она водопадом била в носовой кубрик через цепные ящики и погон башни главного калибра и вызвала каскад коротких замыканий, оставивших корабль без света. Но самым опасным стало поступление воды в нефтяные танки через срезанные вентиляционные грибки. Насосы исправно подали ее к форсункам и котлы потухли один за другим. Крейсер остался без хода и без энергоснабжения в бушующем море.



Подачу бытовой воды восстановили не сразу

От резких взмахов качки палуба входила в море, палубное 152-мм орудие, болтающееся на сломавшимся погоне, вовсю лупило стволом по надстройке. Проникшая в корпус вода, а «Готланд» принял ее порядка 600 тонн, переливалась с борта на борт, не позволяя добраться до аварийных дизель генераторов. Но если судоводители оказались не на высоте, то это никак нельзя сказать о подготовке команды к борьбе за живучесть. Работая в кромешной тьме при свете нескольких фонариков, моряки спустили воду в трюм, что наконец позволило запустить дизель-генераторы. Одновременно с этим электрики восстановили свет и подали питание на котельные вентиляторы в кочегарках. Продув внутренние полости котлов от паров мазута и откачав за борт водно-нефтяную эмульсию из танков механики смогли ввести в действие котлы и дать ход, выведя крейсер из столь опасного места.



Все как на парусном корабле

Удивительно, что для команды все обошлось ссадинами и синяками. Лишь один подвахтенный сломал руку, вывалившись из оборвавшейся подвесной койки. Однако, продолжать поход было нельзя: сухая провизия превратилась в однородную смесь, настоянную на морской воде, а с консервных банок облезли этикетки. Волны переломали или унесли за борт все спасательные плоты, шлюпки, параваны и якорные шпили. Пришлось возвращаться в Галифакс. После 10-дневного экспресс-ремонта силами команды и замены мазута в топливных танках «Готланд» вновь вышел в домой, куда и добрался благополучно. Правда, до конца похода якоря, как на парусных кораблях, пришлось вываживать вручную.


image Click to view


Музыкальная комедия о похождениях моряков с «Готланда» в Монте-Карло. Смотреть можно с 26-й минуты

По возвращению крейсер отправился на ремонт, из которого вышел к летнему плаванию, став флагманским кораблем настоящей эскадры. Вместе с эсминцами «Стокгольм» и «Норчёпинг», а также дивизионом тральщиков он посетил с 30 мая по 2 июля 1952 г. Гавр, Абердин и Зондерборг, где взяли на борт норвежских кадетов для плавания по шведским шхерам.



Корабельный оркестр на юте

Зимой 1953 года «Готланд» вновь ушел в хорошо знакомое Средиземное море. С 3 января по 19 марта он побывал в Малаге, Измире, Палермо, Дакаре и Лиссабоне. Летом он опять стал флагманом эскадры из эсминцев «Норчёпинг» и «Карлскруна», а также дивизиона тральщиков. С 24 мая по 12 июня корабли посетили Тонсберг, Антверпен и совершили плавание по шведским шхерам.



Письма домой

По возвращению из похода крейсер отправился на очередную модернизацию, после которого стал кораблем наведения и управления ВВС. «Готланд» получил РЛС управления артогнем «Тип 262» и поисковый радиолокатор «Тип 293» британского производства, а также новые дальномеры с увеличенной базой. На носовой башне ГК и кормовой надстройке появились автоматические пусковые установки 103-мм осветительных ракет m/1952. Кроме того, установили новейшие 40-мм зенитки m/1948 и гидроакустический комплекс британского производства «Тип 144». Для снижения перегрузки с крейсера сняли 152-мм орудия в палубных установках и боевые прожекторы. В строй «Готланд» вошел к летней кампании 1954 года.



В Кильском канале

Последним походом заслуженного корабля стало зимнее плавание к берегам Западной Африки. С 13 декабря 1955 г. по 14 марта 1956 г. он побывал в Лас-Пальмасе, Абиджане, Луанде, Такоради, Монровии, Дакаре, Сенегале, Гран Канарии, Гибралтаре, Бордо, Антверпене и голландских портах. Больше «Готланд» не покидал Балтику, в дальние походы кадеты ходили теперь на минном заградителе Эльвснаббен (Älvsnabben). В 1960 году крейсер вывели в резерв, а 1 апреля 1962 года продали на слом в Истад.



На плече у старпома корабельный ревизор после снятия пробы

Говоря об оценке проекта необходимо отметить, что «Готланд» стал самым малым крейсером, построенным после Первой мировой войны. Исключение составляют только китайские крейсера, которые правильнее назвать мореходными канонерками. Он изначально создавался как многоцелевой корабль: лидер флотилии эсминцев, носитель разведывательных гидросамолетов и учебный корабль. Обычно плоды любви ежей и ужей оказывались либо слишком короткими, либо недостаточно колючими, но в случае «Готланда» конструкторам удалось добиться, пожалуй, единственно возможного сочетания характеристик. Разнородное современное вооружение устанавливалось на корабле водоизмещением с эльзвикский крейсер времен Русско-японской войны, с приемлемой скоростью, достаточной дальностью плавания и хорошей обитаемостью. За долгую службу, добрая половина которой прошла в дальних походах, «Готланд» неоднократно попадал в шторма, показав хорошую мореходность и прочность корпуса.



Для своих размеров «Готланд» получил очень мощное вооружение, причем конструкторы уделили большое внимание защите от авиации. Отдельного упоминания заслуживает система управления огнем главного калибра, созданная по «линкорным» стандартам и вполне отвечавшая требованиям времени. После перестройки в крейсер ПВО «Готланд» вполне бы мог использоваться в тихоокеанских водах. Недостатком может считаться размещение двух 152-мм орудий в палубных установках, имевших меньшую дальность стрельбы, чем башенные орудия. Однако это было сугубо вынужденное решение, вызванное сокращением в последний момент выделяемых средств. На взгляд автора, в данному случае, лучшим выходом, стало бы сосредоточение в носу всех орудий главного калибра, как это сделали японцы на тяжелых крейсерах «Тонэ» и «Тикума». Это обеспечило бы лучшие условия для размещения катапульты и самолетов, но неприемлемо отодвигало срок закладки корабля.



Легкий крейсер "Оёдо". Творчески позаимствовано у уважаемого yosikava

Наделав на момент вступления в строй много шума, «Готланд» так и не получил аналогов в европейских водах. Возложенные на его авиагруппу задачи решались в Гранд Флите палубными разведчиками, а прочие флоты обходились катапультными самолетами обычных крейсеров. Однако на другом конце света думали иначе, 28 февраля 1943 г. Императорский флот Японии получил легкий крейсер «Оёдо». Правда легким он считался исключительно из-за 155-мм орудий ГК, размещенных в двух трехорудийных башнях, позаимствованных у крейсеров типа «Могами». Водоизмещение на испытаниях составило 11433 тонн - почти втрое больше, чем у «Готланда».

Как и шведский крейсер «Оёдо» создавался «вокруг» авиагруппы, состоявшей по проекту из шести скоростных поплавковых разведчиков Каваниси E15K «Сиюн» (Shiun), для запуска которых предназначалась 44-метровая поворотная катапульта «Тип 2 № 1 модель 10». Однако, «Фиолетовые облака» так и не достигли заявленной скорости, поэтому уже осенью 1943 года крейсер вернулся на верфь. Вместо 65-тонной катапульты он получил обычную для тяжелых крейсеров Императорского флота 19-метровую катапульту «Тип 2 Модель 1», с которой теперь должны были запускаться поплавковые разведчики-бомбардировщики Аити Е16А «Дзуюн» (Zuiun). Фактически же крейсер нес старые разведчики-бомбардировщики Аити Е13А. Самолеты хранились теперь открыто, бывший ангар расширили для размещения штабных помещений.

После ремонта «Оёдо» стал флагманом Объединенного флота, но ему сполна пришлись испить горечь проигранных сражений. Крейсеру везло, из всех переделок он выходил с легкими повреждениями, однако история службы включила в себя длинный мартиролог погибших кораблей и судов, с которых «Оёдо» снимал уцелевших. 20 февраля 1945 г. он прорвался в метрополию из Сингапура с 300 тоннами стратегических материалов - цинка, олова, каучука, ртути и бензина. А потом везение кончилось, 28 июля 1945 г. «Оёдо» затонул на мелководье после очередного налета американской палубной авиации. В сентябре 1947 года его подняли и в следующем году разрезали на металл в Куре.



Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

Казалось, что крупные артиллерийские корабли с мощной авиагруппой ушли в прошлое. Однако, в конце 1950-х годов на Западе и в СССР начались работы по созданию реактивных самолетов вертикального взлета и посадки. Тяжелые авианесущие крейсера пр. 1143 (кроме «Кузнецова») подкрепляли относительно слабую авиагруппу из Як-38 и противолодочных вертолетов 16 тяжелыми сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-500 «Базальт». «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» получил уже полноценные сверхзвуковые самолеты и стал венцом развития концепции авианесущего крейсера «Готланд» :)

[Источники фото]
http://alvsnabben.se/
http://digitaltmuseum.se/


Холодная война, ВМФ, Швеция, История

Previous post Next post
Up